Современные школьники – народ продвинутый, как ни крути. У каждого второго ученика начальной (!) школы есть мало-мальски приличный телефон с выходом в интернет, многофункциональный планшет, а то и навороченный нетбук. Дети активно пользуются интернетом: там и ответ на сложный вопрос из домашнего задания найти можно, и скачать реферат на заданную тему, ну а о разного рода "игрушках" в Сети и говорить не приходится.
В стенах родного дома контроль за тем, на каких сайтах сидит ребёнок и сколько времени на это тратит, остаётся за родителями, это понятно. Мамы и папы могут следить за своим чадом, чтобы не "шарилось" где не надо и использовало Всемирную паутину в разумных количествах (а могут и нет, но это уже другой вопрос). В школах же дети должны учиться (и, желательно, только хорошему), и интернет им в этом – безусловный помощник, если пользоваться им правильно. Корреспонденты VSЁ42 попытались разобраться, зачем детям в школах интернет и как учителя оберегают учеников от негативной информации в Сети.
Подключением к интернету сегодня никого не удивишь: есть оно во всех кемеровских школах. Другой вопрос – кто имеет к нему доступ? Конечно, свободно пользоваться Всемирной паутиной во всех образовательных учреждениях могут учителя: подготовиться к уроку, посмотреть подзабытые даты и термины – интернет им в помощь. А вот организовать так называемые специальные "зоны Wi-Fi" для учеников могут далеко не все образовательные учреждения.
В одной из средних общеобразовательных школ нашего города как-то пробовали подключать интернет "для всех": мол, пригодится ребятам для поиска полезной информации и хорошо повлияет на учебный процесс в целом. Однако идея не прижилась: школьники, пользуясь свободным и бесплатным доступом во Всемирную паутину, вместо пользования Wi-Fi "по делу", начинали сидеть в соцсетях, "гуглить" правильные ответы на контрольных, вместо того чтобы подумать и решить всё самостоятельно...
В общем, бесконтрольное использование интернета в стенах школы было решено приостановить – теперь Wi-Fi здесь могут "юзать" только учителя и администрация школы. Интернет для учеников тоже есть, но только в специальных компьютерных классах.
– Я считаю, что доступ к интернету должен быть как минимум у всех учителей, – комментирует Валентина Громова, учитель русского языка и литературы. – Мы целый день находимся в школе и в свободное время можем, например, готовиться к урокам с помощью интернета. Для детей это тоже было бы полезно, но в некоторых учебных заведениях, например, пока нет финансовой возможности полностью обеспечить школу бесплатным и общедоступным Wi-Fi. Да и, как показывает практика, нужно устанавливать системы фильтрации контента, чтобы школьники использовали интернет только по делу и не тратили время на ненужные сайты.
Мама третьеклассницы Александры и четвероклассника Станислава Светлана Столярова уверена, что свободный доступ к интернету в школах – затея хорошая: с помощью Wi-Fi ребята могут оперативно узнавать необходимую информацию и расширять свой кругозор. Другое дело, что детей в любом случае необходимо контролировать, чтобы полезная затея не пошла им во вред.
– Это же всё-таки дети – сознательности никакой, – рассуждает Светлана. – Считаю целесообразным просто блокировать "ненужные" сайты и социальные сети, чтобы ребята могли пользоваться только тем, что действительно им пригодится по учёбе, а не "распылять" время на бесполезные странички в Сети: этого им и дома хватает.
Для того чтобы контролировать, на каких сайтах сидят ребята в стенах школы, существует система контентной фильтрации информации, которая сегодня применяется во всех образовательных учреждениях Кемерова, где ученики имеют доступ к Сети. Она позволяет огородить детей не только от "взрослого" контента, но и от сайтов, предлагающих нелегальную помощь школьникам в решении, например, контрольных.
В кемеровской гимназии № 21 вот уже несколько лет для учеников работает зона Wi-Fi. Ребята могут пользоваться интернетом, но только для учебных целей и, более того, в строго определённое учителем, ограниченное время.
– На компьютерах нет ничего, кроме учебных материалов, – говорит Зоя Демуцкая, директор гимназии № 21. – Ничего запрещённого и не относящегося непосредственно к учёбе ребята почерпнуть не могут. Мы стараемся оградить своих учеников от негативной информации. В нашем учебном заведении есть зона Wi-Fi, но со своих смартфонов подключиться к Сети без ведома учителя дети не могут. Выйти в интернет ученики имеют возможность только по запросу преподавателя.
В гимназии распространена такая форма работы, когда детям дают индивидуальные задания, которые нужно выполнить здесь и сейчас. Например, найти какую-то информацию, дать развёрнутый ответ на вопрос и выступить с небольшим сообщением перед одноклассниками. По запросу учителя инженер-электроник выдаёт пароль, который действует в данный момент.
– Учитель выбирает учеников, которые будут работать в зоне Wi-Fi, – поясняет Зоя Анатольевна. – На определённое время подключается Wi-Fi, ребятам выдаётся пароль, они спокойно работают, ищут информацию, готовятся к выступлению. Время прошло – инженер-электроник меняет пароль. То есть "прицепиться" просто так, без ведома учителя, к Wi-Fi невозможно. В общем, всеми возможными способами стараемся оградить детей от ненужной информации, ну а что там они дома смотрят, чем пользуются и что читают в Сети – это уже другой вопрос, относящийся к сфере ответственности семьи.
Грамотное использование интернет-ресурсов в учебных заведениях – это вопрос, который сегодня строго контролируется на всех уровнях. В школах и гимназиях проводятся внутренние проверки на контент-фильтрацию: назначается специальная комиссия, которая задаёт в поисковой строке "ненужные" и "нехорошие" запросы и смотрит, что по ним может "вылезти".
– Подходы к обучению школьников, надо сказать, изменились, – говорит Зоя Демуцкая, директор гимназии № 21. – Сегодня учитель – это наставник, помощник ученика. Ребёнок должен сам найти необходимую информацию. Без помощи интернета обойтись сложно: уж в такое время мы живём. Ребята часто получают задания поискового характера, и здесь Всемирная паутина им в помощь. Иногда дети задают такие вопросы на уроках, на которые и сами учителя могут не знать ответа, и в этом нет ничего страшного. Преподаватель может спокойно признаться, что не знает ответа на вопрос, и предложить ученикам поискать его вместе. Безусловно, интернет – помощник в учёбе, если пользоваться им правильно и в меру.
Ученица девятого класса гимназии Лолита Ахметзянова уверена, что интернет – отличный помощник в учёбе, если уметь правильно и по назначению им пользоваться.
– В соцсетях мы обмениваемся информацией с одноклассниками, – рассказывает Лолита. – Интернет помогает в подготовке к урокам: часто пользуюсь той же "Википедией" и другими сайтами, для того чтобы написать реферат, подготовить устное выступление на занятие или посмотреть ответ на вопрос, которого нет в учебниках. Современные технологии очень помогают в учёбе: например, почти у каждого учителя нашей гимназии есть в Сети свой блог, где преподаватели выкладывают дополнительную информацию по своим предметам и делятся с учениками полезными ссылками. Интернет – очень нужная вещь, и без него сегодня никуда, самое главное – пользоваться им грамотно: не тратить время на бесполезные сайты и, конечно, проверять информацию. Не стоит доверять сведениям, которые увидели на первом попавшемся сайте, тем более если не слышали о нём ранее.
Как сообщили корреспондентам VSЁ42 в Департаменте образования и науки Кемеровской области, программа контентной фильтрации сегодня установлена во всех образовательных организациях Кузбасса (на всех компьютерных местах, к которым имеют доступ учащиеся).
Эта программа работает по технологии "белых" и "чёрных" схем, то есть разрешает выход только на сайты, рекомендованные Министерством образования и Департаментом образования и науки, и, соответственно, запрещает выход на ресурсы эротического, экстремистского и террористического содержания.
Ну а для контроля за тем, на каких сайтах "сидит" ребёнок, находясь дома, можно просто заблокировать ненужные ресурсы. Современные интернет-провайдеры могут, по вашей заявке, запретить компьютеру, за которым сидит чадо, даже выход в соцсети (сурово, да).
В общем-то, никто не будет спорить, что во всём важна и нужна мера. Тогда и такое, бесспорно, великое изобретение, как интернет, будет только развивать и помогать грызущим гранит науки становиться образованнее.