По ресторанам: как санкции влияют на кемеровский общепит

03 сентября 2014 г., 14:44

До возможной отмены санкций на ввоз иностранного продовольствия осталось всего ничего – одиннадцать месяцев. Ну, это если повезёт. То, что говорят по этому поводу местные производители, мы уже рассказывали тут, а том, что думают обо всей этой ситуации кемеровчане, – тут. Если первые, чисто теоретически, могут обеспечить Кузбасс необходимыми продуктами сами, а вторым, в принципе, пока что всего хватает, то, к примеру, у наших рестораторов с этим есть небольшие проблемы.

Чаще всего у них – всё свежее и импортное, да и как может, допустим, итальянский ресторан готовить блюда кухни "сада Европы" из русских продуктов? Понятное дело, что тема санкций уже набила всем знатную оскомину, и только лишь одно её упоминание у многих вызывает зубовный скрежет, но не спросить о том, как наши кемеровские рестораны и кафе будут обходить продуктовое эмбарго, мы не могли.

Как выяснилось, далеко не все оказались готовы к животрепещущему диалогу на больную тему, поэтому во многих заведениях просто не захотели давать комментарий на этот счёт, поспешно вешая трубку. Другие убеждали, что управляющего нет на месте, при этом отказываясь давать его номер телефона, аргументируя тем, что "не имеем права". Правда, чтобы хоть как-то сгладить ситуацию, просили перезвонить попозже "на пару часиков". Однако, чего и следовало ожидать, через те самые "пару часиков" управляющего всё ещё не было или он оказывался занят сверхважным делом, не терпящим отлагательств. И так – весь рабочий день.

Некоторые не желали рассказывать всё в устном виде и требовали написать официальный запрос, который они "рассмотрят и ответят в течение нескольких дней". Поэтому остановимся на тех, кто всё-таки согласился с нами поговорить и любезно рассказал о том, как рестораторам теперь дальше-то жить.

Евгения Ажиганич, коммерческий директор сети ресторанов и кафе «Парк Ит» (рестораны People’s, Sacramento, Mama Roma)

Мы пока ничего не заменяем: поставщики и импортёры всё те же. Конечно, некоторые из продуктов уже становится сложно достать: например, это какие-то экзотические фрукты – то же самое авокадо, которого сейчас, к сожалению, нет. Лайма вот мало. Или у нас сейчас нет сыра Моцарелла Буффало – это особый сорт Моцареллы, который делается из молока чёрных буйволиц. У нас в России таких животных не разводят, и, стало быть, производить подобный продукт не получится. Из Италии его уже не привезёшь. Хотя вроде бы на "молочку" часть санкций обещают снять, поэтому с сырами дело должно стать полегче. Рыбы пока много – но она вся норвежская, и из тех запасов, которые пока ещё есть. Тем более, мы заказывали поставку до введения санкций, поэтому на эти продукты эмбарго не распространилось.

Мы бы и рады заменить все импортные продукты нашими русскими аналогами, но беда в том, что в России у нас этих самых аналогов нет. Вернее, есть, но они – ненадлежащего качества. Да и, к тому же, некоторые из наших ресторанов позиционируют себя как "итальянские", поэтому странно было бы готовить блюда итальянской кухни из отечественной продукции.

Сейчас ещё есть проблема с поставщиками: все как один стали завышать цены чуть ли не в два раза, из-за чего мы терпим убытки. Однако мы терпим не только убытки, но и просто терпим: твёрдо решили, что на посетителях это сказаться никак не должно, поэтому цены на блюда из меню повышать не планируем. Кстати, из самого меню не пропало ни одного пункта.

Суши-бар «Фудзи»

В "Фудзи" не привыкли делать большие запасы, так как сырьё у нас – свежее: мы работаем "с ножа". Многие продукты, используемые для приготовления блюд, уже подорожали. Например, цена на рыбу выросла в два раза, ожидается ещё повышение. Ранее мы закупали норвежскую сёмгу, теперь перешли на рыбу из Мурманска. Пока поставки нестабильны – надеемся, что в ближайшее время всё нормализуется. Такая же ситуация – со многими продуктами, но мы ищем аналоги российского производства, ничем не уступающие по качеству.

Что касается меню, то оно останется прежним. У многих гостей есть любимые блюда, ради которых они ходят именно к нам в суши-бар или делают заказы в службе доставки. Но избежать роста цен всё равно не удастся.

Ресторан Grill-Bar 42

Мы уже сейчас заменяем самые дорогие продукты более дешёвыми, но не менее качественными российскими аналогами. К примеру, вместо спаржи мы используем другие овощи, которые, разумеется, выращиваются у нас в России. Вообще, пока всего хватает: допустим, нашего запаса сыров – а конкретно Пармезана, – хватит месяца на три. Рыба тоже ещё есть, но она, конечно, когда-нибудь закончится, вот тогда и будем думать, что дальше делать. С мясом проблем никаких не возникает: одна из наших стран-поставщиков – Новая Зеландия. Возможно, к ней прибавится кто-то ещё.

Вот сами поставщики повысили цену в два раза на продукцию, и нас это не устраивает абсолютно. Мы не считаем нужным тратить такие деньги, поэтому ничего у них сейчас не покупаем, тем более, что запасы пока есть. Вот когда у них это всё пропадать начнёт из-за диких цен, тогда, возможно, поставщики, наконец, пойдут на какой-нибудь компромисс, а там – посмотрим. А меню наше мы менять не планируем.

Татьяна Полькина, управляющая рестораном «Иль Патио»

Пока нас санкции вроде бы не коснулись, и всё хорошо. Мы вообще работаем через поставщиков, поэтому в подробности особо не вдаёмся: они там сами выкручиваются. Главное – что продукты все те же, что и были. Хотя нет, не все – норвежская сёмга закончилась. Но решить всё удалось очень быстро: нашли "заменитель" у нас, в России, и теперь нам привозят эту рыбу с Камчатки. В целом запасов продуктов, которые у нас имеются, на ближайшее время точно хватит. Не думаю, что мы в этом плане как-то сильно пострадаем и чего-то будет прям катастрофически не хватать.

Единственное, что не радует, – так это ценовая политика поставщиков, потому что она точно не в нашу пользу. Поэтому, если так будет продолжаться, то, возможно, цены в меню подрастут. Только чуть-чуть. Само же меню останется неизменным и никакие блюда из него не пропадут.

Однако тут тоже не всё так гладко. К примеру, недавно наши коллеги выяснили, что охлаждённой сёмге неоткуда взяться в России, кроме как из Норвегии, а та, которая есть или которую теперь поставляют, – просто правильно замороженная. И неясно, кто в этой ситуации лукавит, – сами ли рестораторы или их поставщики, не разглашая тех самых подробностей и деталей. В общем, оставим это на их совести. Но совершенно точно во всех заведениях надеются, что запрет на иностранные продукты – всего лишь временная мера, и всё очень скоро вернётся на круги своя.

Фото: Александр Патрин, "ВКонтакте"
Автор: