Последние три недели кемеровский рынок одежды и обуви претерпевает значительные изменения. Как отмечают горожане – не самые благоприятные для покупателей. Корреспондент VSE42.Ru поговорил с работниками девяти магазинов кузбасской столицы и узнал почему, насколько и на что именно выросли цены в бутиках.
Кемерово никогда не был городом с большим ассортиментом одежды и обуви. За известными и относительно доступными брендами вроде "H&M" и "Zara" многие, как правило, ездили в Новосибирск. Однако в связи с последними событиями в Украине вместе с кемеровчанами эту проблему разделила и вся страна – сразу несколько популярных магазинов одежды и обуви приостановили продажи в России.
Кроме того, что касается кемеровчан, последние годы прикупить новые кофточку, джинсы или кроссовки им становилось все сложнее из-за постоянного закрытия городских торговых центов. А ведь в них, как правило, концентрируется большое количество бутиков. Как говорят местные жители, особенно трудно с шопингом стало после прекращения работы ТЦ "Лапландия". В нем находились десятки магазинов с одеждой и обувью на разный вкус.
А теперь в областной центр, как и во всю страну, пришла новая проблема. После введенных санкций горожане стали отмечать, что цены на одежду и обувь, выбор которых и без того был относительно небольшой, начали стремительно расти. Чтобы подтвердить или опровергнуть эту информацию, 17 марта журналист VSE42.Ru посетил кемеровские магазины "O'STIN", "Oodji", "RichFamily", "Familia", "FunDay", "Gloria Jeans", "Belwest", "Westfalika" и "Monro" и поговорил с их работниками. Предварительно корреспондент сайта рассказывал о росте цен на товары первой необходимости.
Как и предполагалось, рост цен на одежду и обувь подтвердили сотрудники практически всех магазинов. Многие, замученные постоянным переклеиванием ценников, прокомментировать ситуацию не смогли. Однако суматоха в магазинах говорила сама за себя.
При этом большинство продавцов-консультантов подмечало одну деталь: естественно, само по себе повышение цен не является ноу-хау – это всегда периодически происходило. Однако в связи с последними событиями, как им видится, цены растут куда чаще и куда большими темпами. А это уже тревожный сигнал.
Как оказалось, всего за несколько недель переоценка товара в одних магазинах проходила уже два раза, в других – практически ежедневно. К слову, как предполагают работники бутиков, остановки этого постоянного роста цен пока не ожидается. К примеру, со слов сотрудников магазинов, дважды одежда подорожала в "O'STIN" и "Gloria Jeans". В последнем цены на товары поднимали 4 и 11 марта. Как отметила продавец-консультант, подорожание было значительным.
– Джинсы у нас подорожали примерно в полтора раза. В принципе, как и все остальное. Если, например, какая-то футболка стоила 700 рублей, то сейчас уже больше 1 000 рублей. А что будет дальше с ценами, мы и сами не знаем. Все постоянно меняется, – сообщила девушка.
В других магазинах одежды, по словам работников, цены меняются буквально ежедневно. Сотрудник "Oodji" объяснила, что подорожание товара связано с ростом спроса на определенную одежду – проще говоря, что чаще покупают кемеровчане, то и становится дороже. В других же торговых точках изменение цен связывают со сложной экономической ситуацией и пожимают плечами, как бы говоря, что положительных изменений для покупателей пока что ждать не приходится.
– У нас в магазине все подорожало примерно на 5-10%. Например, после переоценки обувь стала дороже на 100-200 рублей. А вообще, во всех отделах по-разному, в зависимости от конкретного товара и его производителя, – сообщила продавец "RichFamily".
Сотрудники обувных магазинов "Belwest" и "Westfalika" отметили, что пока цены на обувь не поднимались. Однако в первом убрали все скидки, а во втором их снизили с 70% до 50%. То есть, товар в любом случае стал обходиться кемеровчанам дороже.
В этом смысле исключением сейчас является ситуаций с зимней обувью. По словам продавцов, скидки на нее сохранились. Ведь, как водится, весна и лето в плане экономии наиболее удачное время для покупки зимней обуви. Конечно, к следующей зиме коллекция устареет, но зато получится сберечь часть средств. А в текущей ситуации возможность лишний раз приобрести обновку подешевле выглядит особенно актуально.
В настоящее время продавцы обувных магазинов предполагают, что отсутствие роста цен в торговых точках может быть временным. Так как, например, в "Westfalika" пока что не было нового завоза. А какой будет стоимость обуви после очередных поставок, никто не знает. Так что, вполне вероятно, товары из летней коллекции выльются кемеровчанам в дополнительные затраты.
К тому же, продавец-консультант обувного магазина "Monro" отметила, что дороже горожанам стали обходиться и капроновые колготки. Которые, кстати, становятся особенно востребованы сейчас – весной. Пока что в этом магазине они подорожали примерно на 10 рублей, то есть на 2-5%. По словам сотрудника этой же торговой точки, в будущем, возможно, какие-то модели колгот и вовсе исчезнут с кемеровских прилавков.
– Сейчас возникают проблемы с поставками, например, итальянских колготок. Делать-то то их делают, а вот как будут доходить до нас и будут ли вообще – неизвестно, – поделилась девушка.
О том, что этот базовый элемент гардероба, наверное, каждой кемеровчанки станет дороже, рассказала еще одна сотрудница точки, специализирующейся на продаже колготок. По ее словам, в настоящее время поставщики подняли цены на 10-30%. А значит, и для потребителя этот товар станет дороже. Но она, по крайней мере, не прогнозирует исчезновения некоторых марок колгот с кемеровского рынка одежды. Ведь отсутствие в магазинах тех же итальянских моделей может стать серьезной проблемой для горожанок – эти качественные и в то же время доступные варианты наиболее ходовые. По крайней мере, так считают жительницы областного центра.
Чтобы более объективно оценить изменения на кемеровском рынке одежды и обуви, мы решили отследить динамику цен в разных магазинах города. Прежнюю стоимость некоторых товаров можно было посмотреть прямо в магазине – зачастую продавцы наклеивали новые ценники поверх старых. Данные об изменении цен других товаров есть в открытом доступе на сайте "Wildberries".
Начать, наверное, стоит с самого популярного предмета одежды в гардеробе практически каждого современного человека – джинсовых брюк. Необычная динамика цен на этот товар была обнаружена в магазине "Familia", который располагается в ТЦ "Я". Там 17 марта классические мужские синие джинсы стоили 2 999 рублей, до этого – 5 359 рублей, еще раньше – 1 999 рублей. Получается, изначально магазин поднял цену на этот товар сразу на 168%, после чего все же решил снизить уже обновленную стоимость на 44%.
В чем кроется причина таких изменений, можно только гадать. Возможно, магазин столкнулся с тем, что за крупную сумму более чем в 5 000 рублей эту модель просто перестали покупать. А это логично, учитывая, что "Familia" позиционирует себя как сеть, работающую по системе off-price (когда товар предлагается по ценам, существенно сниженным от их стоимости в других местах продаж). Вероятно, после этого администрация приняла решение снизить цену.
С другой стороны, в панике специалисты могли просто "перестараться", не зная как поступить в ситуации наступающего кризиса. Ясно одно: в результате стоимость джинсов выросла на 1000 рублей, что довольно значительно.
Для сравнения, в "Gloria Jeans" большинство моделей джинсов 17 марта стоили 3 499 рублей. Скачок цен в магазине произошел еще в начале месяца – 6 марта. Модели, ранее обходящиеся в среднем в 1 400 рублей, подорожали более чем в два раза. В это же время в цене выросли и джинсы в сети магазинов "Oodji". Бренд увеличил стоимость джинсовых брюк примерно на 500 рублей – по нашим приблизительным подсчетам, в среднем на 30%.
Классические белые рубашки теперь будут обходиться кемеровчанам примерно на 30-70% дороже. В "O'STIN" 20 февраля такая стоила 667 рублей, 27 февраля – 670 рублей, 6 марта – 785 рублей, а 13 марта – уже 1 199 рублей. В то время как в "Gloria Jeans" к 6 марта белая женская рубашка стоила 1 449 рублей, после она подорожала до 1 799 рублей. В "Oodji" к 6 марта белая рубашка обходилась в 2 595 рублей, после чего она подорожала до 2 659 рублей, а затем и вовсе до 3 339 рублей.
Осенние куртки, которые сейчас пользуются особенной популярностью, также выросли в цене. В "Oodji" женская модель подорожала с 2 336 рублей до 2 999 рублей (вторая цена со скидкой 45%). Модель похожего фасона в магазине "Gloria Jeans" 13 марта подорожала примерно также: с 2 277 рублей до 2 799 рублей. В "O'STIN" 6 марта схожий товар вырос в цене с 1 624 рублей до 1 919 рублей. Получается, что всего за пару недель осенние куртки в среднем подорожали на 20-30%.
В общем, выделить какие-то общие тенденции на кемеровском рынке одежды и обуви трудно. Точнее, они сводятся к одному – значительному повышению цены. Но в каждом магазине разные категории одежды дорожают по-разному. Все зависит от производителя, материалов, из которых изготавливаются товары, подорожавшей фурнитуры и образовавшихся проблем с логистикой.
В совокупности все эти факторы привели к тому, что в кемеровских магазинах одномоментно подорожало практически все: от повседневной одежды, покупать которую приходится в любое время года, до более крупных сезонных покупок. Неоднозначно пока что выглядит ситуация с обувью. Насколько дорого будут обходиться новые коллекции, когда все "прелести" санкций максимально проявят себя, пока непонятно.
Тем не менее, покупать меньше кемеровчане пока не стали. По крайней мере, значительного уменьшения потока клиентов сотрудники магазинов еще не замечали. Возможно, количество покупателей в "вещевке" тоже отчасти определяется паническими настроениями. Однако если экономическая ситуация продолжит меняться не в лучшую сторону, рано или поздно кемеровчанам все же придется снизить свои аппетиты в сфере покупки одежды и обуви, отдавая предпочтение более насущным для каждого продуктам.
И даже старые добрые вещевые рынки ситуацию исправить, вероятнее всего, не смогут. Несмотря на то, что многие кемеровчане рассчитывают на них, полагая, что дорожать будут только импортная "фирмА". Но едва ли законы рынка обойдут "тряпичные" рынки.