Образование идет в онлайн. Вынужденная мера или современная реальность?

Руководители проекта "Кафедра Good Line" всего за неделю перевели все обучение в онлайн. Многое поменялось за последние недели, как в стране, так и в мире. На фоне карантина онлайн-возможности стали как никогда востребованными, нагрузки на системы возросли и целые отрасли проходят через экстренные незапланированные изменения.

"Кафедра Good Line" – базовая кафедра КузГТУ по информационным технологиям и управлению проектами. Она работает на площадке компании "Good Line", в стенах самого технологичного ЭТО_ офиса кузбасских IT-компаний. С 2016 года кафедра обучает студентов и всех желающих востребованным направлениям: управление проектами, интернет-маркетинг, программирование. У студентов КузГТУ – приоритет при зачислении, синхронизация расписания и отражение дисциплин кафедры в дипломе выпускника. Студенты других вузов или даже взрослые специалисты также могут обучаться на кафедре.

Как было?

Уже при запуске кафедры специалисты компании "Good Line" использовали много онлайновых инструментов.

Во-первых, чаты студенческих групп с включением в них тьюторов и преподавателей. В чатах студенты обсуждают темы обучения, делятся своим опытом и задают вопросы. Когда кто-то опаздывает или занятие необходимо перенести, вся информация очень быстро передается, благодаря чатам. На организационные вопросы отвечает тьютор группы, это его рабочая обязанность.

Во-вторых, на занятиях студентам не нужны тетради и ручки. Материал дается в виде презентаций, онлайн-кейсов и примеров, разбираемых прямо на занятиях. У студентов всегда остается онлайн-презентация с тезисами и примерами. Домашние задания выполняются в электронном виде – с помощью гугл документов, презентаций или работы в конкретных системах. Например, настроить интернет-рекламу и в доказательство сделать снимок экрана. Готовые задания выкладываются в онлайн-хранилище.

И все же, "Кафедра Good Line" оставалась офлайновым форматом обучения – занятия проходили в офисе. Во многих группах есть промежуточные точки контроля – демодни – когда студенты "защищают" свои учебные проекты, показывая, чему научились за последнее время. Чтобы оценить знания студентов, на демодни приходят эксперты из других компаний или отделов. Это помогает преподавателям и студентам постоянно чувствовать реальный уровень запросов работодателей. Для работодателей – отличный шанс присмотреться к ученикам, чтобы в дальнейшем пригласить выпускников на стажировку или работу.

Как стало?

Введение карантина заставило руководителей кафедры действовать быстро, перевели живые занятия в формат вебинаров.

1. Решение было принято ради безопасности учащихся и преподавателей. Провели технический тест и выделили ассистента, который взял на себя решение возможных технических проблем.

2. Для проведения вебинаров использовали две онлайн-площадки, которые были проверены и хорошо себя зарекомендовали.

Первая, "Pruffme" – стандартная площадка для проведения вебинаров. На ней видно спикера, трансляцию презентации или рабочего стола, и чат со слушателями, куда они задают вопросы или отвечают спикеру. Плюсы площадки – студент легко подключается через браузер по ссылке, без установки дополнительных программ. Минусы – одновременный эфир нескольких участников очень неудобен.

Вторая, "Zoom" – инструмент онлайн-конференций. Плюсы – в видеоэфире одновременно могут быть несколько участников. Минусы – неудобный чат, для подключения устанавливается специальное приложение. Но именно "Zoom" позволил провести демодень в онлайн-формате. На площадке присутствовали 15 человек и 6 экспертов, которые высказали свое мнение и дали рекомендации.

3. Пересмотрели всю механику занятий:

  • Интерактив. Специалисты компании рекомендуют проводить интерактивы в среднем каждые 15-20 минут. Не видя обучающегося, преподаватель не может сказать точно, понятна ли информация студенту и здесь ли он вообще. Для студентов интерактив – не только самоконтроль, но и способ не потерять фокус на занятии.

  • Все онлайн-обучение двигается к микроформату. Темы дробятся и на объяснение спикер старается тратить меньше времени, чтобы удержать внимание студента.

  • Примеры и наглядные материалы должны быть либо подготовлены и высланы заранее в чат студентов, либо заменены на онлайн-форматы.

  • Уверенность для преподавателя. Преподаватели проходят тест, и им предлагают посмотреть уже состоявшиеся и записанные занятия, попутно рассказывая о лайфхаках и инструкциях на разные случаи.

Да, для всех переход в онлайн – это форс-мажор. Да, преподаватели вынуждены на время остаться без живого общения с учениками. Но в сложившейся ситуации "Кафедра Good Line" не теряет в качестве обучения, сохраняя его ценность – передачу знаний от практиков и подключение необходимых экспертов. Это помогает руководителям и преподавателям "Кафедры Good Line" развивать новые личные навыки, масштабировать компетенции, быть более гибкими и учить этим приемам студентов.

Фото: Good Line
Комментарии для сайта Cackle