В Кемеровском государственном университете прошел ставший уже традиционным весенний фестиваль экспериментальных искусств «Тезисы». Пять фестивальных дней оказались весьма насыщенными творчеством, экспериментами со словом и звуком, инсталляциями и пластикой.
Фестиваль «Тезисы-2013» явился уже четвертым по счету ежегодным смотром достижений авангардного искусства в Кемерово. И к своей четвертой «инкарнации» в стенах КемГУ дорос уже до международного масштаба. Помимо кемеровских алхимиков странных звуков, таких как Александр Маркварт (неизменный флагман этого культурологического заплыва) и его «Студии Неосознанной Музыки», а также команд Inorganic Blossoming, Plane Passenger, Pandateen и Siberian Improvisation Company, ставших уже чем-то вроде привычного фетиша парадоксальности для любителей культурно провокационных мероприятий, в нынешнем пятидневном сценическо-бутафорском «камлании» приняли участие музыканты из Польши, Италии, Франции, Швеции, а также их коллеги из Москвы, Санкт-Петербурга и соседних к нам сибирских вотчин.
Расширился и спектр вовлеченных в общее «священнодейство» культурных артефактов и направлений творческих усилий: на сей раз в фестивальном процессе были задействованы сценические эксперименты студенческого театра-студии «Встреча» и творческой Студии "Как Буто", фотовыставка и галерея современного искусства в виде художественных инсталляций.
- На этот раз нам действительно удалось достичь фестивального уровня. Мы смогли объединить в одно мероприятие и представить публике симбиоз различных видов искусств: экспериментальную музыку, авангардный театр. – комментирует происходящее в КемГУ событие его организатор, Александр Маркварт. – На этот раз здесь было что посмотреть и послушать, на любой взыскательный к творческим новациям вкус: живопись и инсталляции, импровизационная аналоговая электроника и пост-рокеры, авангардный джаз и театральные постановки.
Нельзя не отметить столь незаурядной творческой многоплановости и недюжинной организаторской инициативности, проявленных самим Александром. Мало того, что ему удалось собрать воедино столь разных по своему художественному воплощению и приверженности эстетическим позициям деятелей культурного фронта. Так он к тому же и лично участвовал едва ли не в половине всех происходящих на сценических площадках действах, представив на суд искушенной публики и свой первый режиссерский театральный дебют – пьесу «Абсент», в исполнении университетского театра- студии «Встреча». В основе спектакля — стремление передать на языке музыки и пластики весь ряд культурных ассоциаций, связанных в сознании зрителя с понятием «абсент».
- Вообще это такая постановка, где текст все время идёт поверх музыки. – объясняет Александр Маркварт структуру своего необычного театрального проекта. – Ни текст, ни музыка не превалируют, не являются самоцелью, а взаимодействуют, взаимодобавляют, взаимообогащают друг друга. Известный итальянский кинорежиссер Микеланджело Антониони, когда снимал свой шедевр «Забриски Пойнт», пригласил исполнить саундтрек группу Pink Floyd. И, как известно, очень переживал и даже ругался по поводу разногласий с музыкантами - оттого, что они слишком рьяно подошли к задаче: «- Вы же мне весь фильм этим саундтреком перекроете и убьете». Мне в каком-то плане проще, потому что в данном случае я сам - и режиссер, и одновременно автор музыки.
Говоря о представленной на фестивале экспериментальной музыке, которая, собственно, и была в основе всего пятидневного культурного явления, его основным и главным тезисом, то описывать ее звучание непреодолимо сложно. Как, впрочем, и любую авангардную или экспериментальную музыку. Ведь ее главная черта и особенность – это отсутствие, даже намеренное нарушение любых канонов и правил. Кто-то, поморщась, может назвать услышанное на «Тезисах» просто какой-то немыслимой, абсурдной какофонией. Людей, покидающих зал даже посреди выступлений иностранных музыкантов, на фестивале оказалось не так уж мало. Впрочем, самих исполнителей невообразимого и неортодоксального это обстоятельство не расстраивало ничуть.
- Я называю музыкой любой звуковой материал, который можно каким-то образом структурировать. – подключается к разговору один из самых активных участников музыкальной программы фестиваля, Егор Мирошник. - Я исхожу из того, что я создаю звуки. Они синтезируются здесь и сейчас, в реальном времени. Если в том, что я делаю, можно выделить какие-то паттерны, гармонии незабываемые, то это уже - конечно же, можно считать музыкой. Нужно просто прислушаться к тому, что происходит вокруг и создать из этого музыку в своей голове. Так Брайан Ино придумал амбиент. Он лежал в больнице и услышал звуки вокруг, и они ему показались музыкой. Музыка – это, прежде всего, то, что резонирует.
По отзывам слушателей, которые, надо сказать, и сами представляли своим видом довольно разношёрстную и необычную компанию, наибольшим успехом – по совокупному мнению большинства – пользовался на фестивале польский джаз-дуэт
Mikolaj Trzaska & Rafal Mazur. Секрет притягательности своего выступления польские музыканты объясняют просто: их музыка сильна тем, что она «здесь и сейчас». «- Эту музыку, конечно, можно послушать и в записи», - говорят они, - «Но это будет уже иной момент и иные чувства».
Должно быть, именно к такой сакральной силе музыкального эффекта апеллировал Фридрих Ницше («Рождение трагедии из духа музыки»), желая, чтобы музыка полностью порвала с пределами рационалистического умствования и унесла слушателя к неведомым горним вершинам, к оргиастическим мистериям очищения и исконным культурологическим корням. Людям 21 века, напрочь погрязшим в шаблонах повседневности, механической сутолоке своих будничных заморочек, пожалуй, даже из медико-профилактических целей следовало бы прописать хоть иногда посещать подобные непредсказуемые концерты. Не с желанием - как-то просветиться, а с необходимостью взглянуть на окружающую действительность под иным, непривычным углом зрения.
К сожалению, все пять дней фестиваля, хоть и пролетевших стремительно быстро, смогли осилить лишь «самые стойкие». И хотя на страничке, выложенной в социальной сети «ВКонтакте», в списки потенциальных участников внесли себя более тысячи трехсот человек, на деле их количество едва набирало по нескольку десятков в день, а ко дню закрытия фестиваля и вовсе усохло до 20-30 человек.
Можно только позавидовать оптимизму иностранных исполнителей, приехавших впервые в далекий сибирский город и вынужденных выступать перед пустующим актовым залом университета. Однако, судя по счастливым лицам музыкантов, это обстоятельство совершенно никак не отразилось на их восторженных впечатлениях от увиденного и услышанного за эти дни в Кемерове. Во всех ответах на вопросы корреспондента Vse42.ru неизменно звучало сплошное «very beautiful».
- Два месяца назад мы были на фестивале в Германии, где выступали перед двумя тысячами человек. А вот вскоре после этого в Париже – уже в зале, где буквально было всего 10 человек. – говорит он.
Тем не менее, как обещают Джоэл и выступающий с ним дуэтом музыкант Пьер, в их гастрольном графике теперь прочно закрепится новое удивительное место – Кемерово.
Главное, что состоялось культурное взаимодействие, возникло энергетическое взаимообогащение новыми творческими идеями и смыслами, произошло «рождение из духа музыки». А вот чего – покажет время!
Фото: Максим Федичкин