Короткометражный фильм "Кастинг" московского режиссёра Алины Поличук – неоднократный призёр многих фестивалей, среди которых – международные "Видение" и "Meters/Метры". Причём вполне заслуженно. Почему – смотрите сами, а заодно почитайте, что говорит Алина о своём фильме, его идее и почему она всегда собой недовольна.
В 2013 году Алина закончила режиссёрский факультет Высшего театрального института имени Щукина и сразу твёрдо уселась в кресло кинотворца, чтобы снимать, снимать и ещё раз снимать (чем она занималась и во время учёбы, к слову). Помимо ВТИ имени Щукина, за её плечами – Российский университет театрального искусства (ГИТИС), с актёрского факультета которого она выпустилась в 2006 году. К слову, в каждом из вузов она получила красный диплом.
Уже учась в ГИТИСе курсе на втором, у меня возникло непреодолимое желание заниматься режиссурой. В ГИТИСе я всё-таки доучилась, но сразу после окончания побежала поступать в "Щуку". На курс Поламишева и Яшина. Вернее, только Поламишева. Яшина к нам поставили, как бы это ужасно ни звучало, на "подстраховку", так как Александру Михайловичу Поламишеву было уже 84... В 2010 году он умер, и наш курс полностью перешёл в руки Яшина, благодаря которому я возненавидела театр всей душой. Мерзкий дядька, могу я вам сказать! (улыбается). Благо он нам кино не преподавал.
Почему я стала режиссёром? Сложный вопрос... Захотелось что-то сказать, захотелось быть услышанной. Всё-таки, будучи режиссёром, это проще всего сделать.
"Кастинг" и есть мой первый фильм. Самый первый, и поэтому самый любимый. Я уже столько много сняла после него (и не сосчитаешь)! Сейчас снимаю сериал, и, если сравнивать в хронометраже, я уже сто таких короткометражных фильмов заделала. Ну а "Кастинг" – мой дебют, моя дверь в большой кинематограф.
Я отношусь к тем режиссёрам, которые постоянно недовольны своей работой. Более того, я всегда искренне завидовала тем "творцам", кто мог сказать, что он собой горд. Я же с ужасом смотрю на свои работы. На фестивалях всегда убегаю из зала, прикрыв глаза, во время их показа. Мне вечно всё не нравится. Я вижу все ошибки и все промахи. И, конечно, себя за них виню, так как считаю, что режиссёр несет стопроцентную ответственность за всё, что он делает. Вот сейчас, к примеру, идёт постпродакшн моего короткого метра "145-й км". Опять комедия. На этот раз криминальная. И я уже всем недовольна!
Идея снять "Кастинг" родилась очень спонтанно. В Театре.doc в Москве идёт спектакль такой. Мой приятель, который на тот момент учился на продюсерском факультете ВГИКа, загорелся идеей снять фильм по этому спектаклю. Договорился с режиссёром этого самого "Кастинга", даже что-то там попытались они наснимать. Но получилось у них, мягко говоря, не очень. Так эта идея попала "на полку". Спустя год мы пили кофе, и мой приятель рассказывал о том, как всё с "Кастингом" печально закончилось. Тут я возьми и ляпни: "Так давай снимем его!". Мы взяли и сняли. Если сравнивать спектакль и фильм, то это, конечно, две абсолютно разные истории. Я полностью "перелопатила" всю пьесу, вплоть до главного события, переписала очень много диалогов, финальный монолог героя.
"Кастинг" – это самый обычный кастинг. Тот, что выворачивает актёра (читай: человека) наизнанку, открывая его истинное лицо. Очень часто люди считают себя очень высоко духовно развитыми, а по факту на всё готовы ради денег. Как в том анекдоте:
– Ты переспишь со мной за миллион долларов?
– Хм... Интересное предложение.
– А за 100 рублей?
– Ты что, с ума сошёл, за кого ты меня принимаешь?!!
– За кого я тебя принимаю, мы уже определились, осталось договориться о цене.
Вот примерно то же самое произошло и с Валентином.
По поводу названия, если они трудные и состоят более чем из двух слов, я сама их с большим трудом запоминаю, поэтому мне просто зрителя жалко стало. Вдруг такие же тугодумы, как я, попадутся (улыбается).
Так как эта работа – первая, то в ней есть интуиция. Многое, что я делала тогда, было интуитивно, на ощупь. Единственное, что я знала на сто процентов, – так это то, что каждый член группы должен видеть в режиссёре лидера, который абсолютно уверен во всём, что он делает, и готов нести ответственность за каждый свой шаг. Так я и бегала по площадке с умным видом. Хотя внутри, честно скажу, тряслась как лист на ветру!
Актёры нашлись сами. Всех троих актёров, играющих главных персонажей, я очень хорошо знала лично. Как только в голове нарисовалась чёткая картинка будущего фильма, тут же в памяти всплыли их фамилии. Все трое идеально подходили по своей органике на эти роли. На площадке мне нужно было просто ставить перед ними конкретные задачи, а остальное делали они сами. Так что с актёрским составом я не прогадала.
Валентин – талантливый безработный актёр, искренне мечтающий посвятить себя творчеству и оставить свой след в искусстве. Он верил, что сильнее системы, а оказалось, что наоборот: система его сломала. В этом его трагедия.
Я считаю, что искусство и деньги – понятия несовместимые. Если в творчество вмешивается финансовая составляющая, то это уже не искусство, это шоу-бизнес. И каждый для себя этот выбор делает, чего ему хочется, к чему душа лежит: к чистому искусству или к деньгам и славе. Я свой выбор сделала.