Известнейший кузбасский журналист и краевед продолжает вести на Vse42.ru свою постоянную рубрику. Читайте новые заметки об истории родного города каждый вторник.
“MadeInKuzbass”
100 лет назад Кузбасс был весьма заметным экспортным регионом. Продавал на мировых рынках не уголь, полезные ископаемые или древесину, а продукты питания. Прежде всего сливочное масло, мед, зерно.
Как известно, 60% масла, которое производилось в начале ХХ века в России, приходилось на Томскую губернию, частью которой являлся Кузбасс. Томские купцы охотно скупали масло у местных крестьян и отправляли его в Голландию, Данию, Германию. Масло было отменного качества и очень дешевое, поэтому западные фирмы ставили на бочках свой товарный знак и продавали этот сибирский продукт как свой, но уже втридорога. Сибирь занимала второе место в мире после Дании по экспорту масла...
Сливочное масло поставлялось в Европу зимой, ну а в летнее время отправляли бочковое топленое масло, т. н. «русское».
Самыми крупными производителями являлись села Брюханово, Усть-Сосново, Юрга, Щеглово. В 1913 году на территории Кузбасса работали 323 маслодельных завода, которые произвели более 2 млн килограмм масла.
И хотя надои с одной коровы были низкими - 800 килограмм в год (в 5 раз меньше, чем сегодня), уж больно внушительным выглядело поголовье - более 200 тысяч. В среднем по 7 коров на 10 душ.
Европейцы с превеликим удовольствием ели бутерброды с сибирским маслом, полагая, что оно произведено на местных фермах. Царское правительство считало, что по доходности экспорт масла не уступает торговле мехами. Так что кузбасское сливочное масло являлось самым успешным товаром на мировом рынке продовольствия в начале ХХ века.
Другим экспортным продуктом являлся мед. Вот фрагмент из «Путеводителя по Великой сибирской железной дороге» 1900 года издания:
«Пчеловодство в Томской губернии настолько развито, что по отношению к этой отрасли хозяйства она занимает первое место не только среди сибирских губерний, но и губерний европейской России... В Кузнецком уезде встречаются образцовые пасеки с рамочными ульями разных систем».
Чаепитие в Сосновом бору, 1924 г.
Общее количество ульев на территории Кузбасса в начале ХХ века - почти 500 тысяч, которые ежегодно давали полтора миллиона килограмм меда. 14 тысяч пасек! В регионе даже издавался журнал «Северное пчеловодство». Самым лучшим считался кузедеевский мед, поскольку рядом с этим селом находилась реликтовая липовая роща. Впрочем, и таежные сорта меда ценились не ниже. Уже в те времена в европейских языках появилось русское слово «тайга». Поэтому сибирский мед в Италии, Франции и других странах называли не иначе как «тайга амброзия», что можно перевести как «тайга, дарующая вечную молодость». А можно и как «таежная пища богов».
Кстати сказать, кузбасский мед был экспортным товаром вплоть до середины 70-х годов ХХ века. В основном его поставляли в страны народной демократии: Польшу, Чехословакию, Румынию.
Еще один экспортный товар - зерно, и прежде всего пшеница и рожь. 100 лет назад Сибирь была всероссийской и мировой житницей. Вот что писал в 1908 году корреспондент журнала «Сибирские вопросы» после посещения деревень Кемерово, Пачи и других старожильческих поселений:
«Хлеб годами лежал в кладях необмолоченным, так как амбары были полны зерном и его некуда было ссыпать. Мед годами стоял в бадьях по амбарам. Деньги, как и хлеб, копились и складывались по горшкам в подпольях и в узелках по сундукам».
Наплыв дешевого сибирского хлеба в европейскую Россию грозил снижением цен для местных помещиков. В 1896 году они добились повышения пошлин за провоз зерна с Востока на Запад. Знаменитый «челябинский тариф». Хочешь продать зерно в Москве или Берлине - заплати пошлину. А она была столь высокой, что торговать становилось себе в убыток. Однако ушлые сибирские купцы находили обходные пути для вывоза хлеба. Из 123 тысяч тонн зерна, которые производили кузбасские крестьяне, более 10% урожая экспортировалось в европейскую часть России и на Запад.
Что же получается? 100 лет назад Сибирь кормила Европу?
Именно так!
Имелись и другие товары, которые охотно приобретали иностранцы. Например, меха, черная икра - в то время в Томи водились осетр и стерлядь в преогромном количестве. Или медвежья желчь, которую контрабандой отправляли в Китай. Взамен получали плиточный чай.
И хотя в те далекие времена на продукции не ставили штамп «madeinKuzbass», она успешно конкурировала на мировом рынке.
Кстати, еще совсем недавно, в конце 60-х годов прошлого столетия, Топкинская фабрика игрушек экспортировала в Австрию, Францию и Данию изготовленные из дерева игрушечные автомобили, домики и настольный бильярд...