10 февраля наш город посетил знаменитый актер театра и кино, режиссер, художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин.
Незадолго до вечернего выступления актер пришел в студию радиостанции «Кузбасс FM», где в прямом эфире рассказал о себе и своей работе в театре.
Честно говоря, когда низкорослый бритоголовый мужчина появился в дверях Дома радио, артиста Райкина в нем можно было узнать не сразу. «Здравствуйте!», - поприветствовал он встречающих, и только когда снял головной убор, в голове мелькнуло: «Надо же! Как же он похож на отца!»
Вот только сам Константин Райкин совсем не любит этих сравнений, потому что он - давно сложившаяся личность и, по собственному выражению, заслуживает отдельного счета.
Побывав на творческой встрече Константина Райкина в Государственной филармонии Кузбасса, утирая слезы от смеха в первой части концерта и проникаясь серьезными темами поэзии Самойлова, Мандельштама, Заболоцкого в исполнении артиста во второй части, понимаешь, насколько талантлив и многогранен человек, стоящий перед тобой на сцене. Сам по себе, без отчества и фамилии. Кстати, на чтение стихов со сцены Константина Райкина благословил отец. «Всегда читай стихи, Костя, - советовал ему Аркадий Исаакович. - Они расширяют твой диапазон как артиста и многое говорят о тебе как о человеке».
После двухчасового выступления нам удалось взять интервью у Константина Райкина. Он был не очень словоохотлив, так как безмерно устал, но обаяния и искренности у актера ничуть не убавилось...
- Константин Аркадьевич, накануне своего 50-летия вы сказали: «Все! Больше я на эстраду не выхожу». А тут вдруг вновь творческая встреча. Что это? Потребность поделиться со зрителем самым сокровенным?
- Когда я говорил, что ухожу с эстрады, имел в виду, что ухожу от эстрадного жанра, веселого и смешного. В сегодняшней своей программе я в два раза сократил количество смешного и в два раза увеличил количество серьезного. (Более часа Константин Райкин читал для зрителей со сцены стихи Самойлова, Заболоцкого, Мандельштама, Рубцова, Пушкина. - Прим. авт.) Я действительно лет шесть не работал в этом жанре. А потом как-то стал скучать по общению со зрителем и возобновил программу в другом качестве. «Самое любимое» я начинаю с забавных миниатюр из своей жизни, а потом перехожу к серьезной поэзии. У меня даже бывают вечера в театре, когда я просто выхожу на сцену и читаю два часа подряд стихи.
- Вы сегодня слышали ту самую тишину туго набитого зала, которую так любите?
- Да. Временами.
- Только временами?
- Все время не получается, но публика здесь хорошая.
- С моноспектаклем «Давай, артист!» в Новосибирском театре оперы и балета вы собрали трехтысячный зал. Сейчас гастроли по Сибири прошли с аншлагами?
- В Новосибирске у меня было другое - 35 концертов в неделю, по пять концертов в день. Это был рекорд, достойный Гиннесса. Я давал поочередно концерты то в филармонии, то в Театре оперы и балета, разрываясь между двумя этими учреждениями. К концу недели меня просто носили на руках, так как ходить сам я уже не мог.
- Савелий Крамаров перед смертью сказал: «Если бы у меня была возможность прожить жизнь заново, у меня была бы одна жена и много-много детей». Насколько вам близка эта мысль?
- Я не задумывался о том, какие мысли посетят меня в последние минуты моей жизни.
- А в передаче Владимира Познера на вопрос ведущего: «Что бы вы изменили в себе, будь такая возможность?» вы ответили: «Вычел бы себе немножечко лет». Зачем?
- Просто профессия актера требует большого количества физических сил, и я уже начинаю ощущать определенные пределы своих возможностей. Мне это неприятно, это ограничивает. Профессия актера - это же «лошадиная» профессия, если, конечно, ты не только ртом разговариваешь. Язык артиста - это язык тела, чем оно более развито, тем профессионализм выше. К сожалению, с возрастом эти возможности уходят. Я хочу быть моложе лишь на чуть-чуть, мне не надо сбавлять много лет, я не хочу быть молодым.
- В каком возрасте вам наиболее комфортно?
- Мне комфортно в любом возрасте, просто я не хочу возвращаться к неумениям. Молодость - это неумение, период мучений от отсутствия мастерства. Я бы не хотел к этому возвращаться...
- Когда-то вы сказали, что, приезжая в любой город, по лицам местных жителей можете определить, есть ли в этом городе драматический театр. Что «говорят» лица кемеровчан?
- В вашем городе есть драматический театр, безусловно. Я даже приезжал сюда однажды, чтобы посмотреть спектакль в студенческом театре.
- И рассказывают такую легенду, что кто-то из молодых журналистов обратился к вам: «Константин! Забыл, как вас по отчеству?» На что вы ответили: «Идите вон!»
- Нет, я так не говорил. Никогда я такое не мог сказать... (После небольшой паузы.) Да это и не здесь было вовсе. (Смеется.) Эти незнания иногда и сейчас происходят. Для меня этот момент скорее приятный, нежели отталкивающий... Конечно, такое не добавляет плюсов журналисту, но то, что он меня числит отдельно от моего папы, уже хорошо. В прежние времена это было для меня особенно ценно.
- Дочь Полина работает вместе с вами в «Сатириконе». Как удается делить с ней одну сцену, ведь вы когда-то воспринимали работу с отцом как «трудное счастье»?
- Полина - хорошая артистка. Я давно уговаривал ее перейти в «Сатирикон», но она не соглашалась. Играла у меня три роли, а числилась в другом театре. Но потом все-таки удалось. Я понимаю дочь, потому что в свое время тоже не хотел сближаться с папой. Но я не хотел потому, что он работал в другом жанре, его театр был эстрадный, и мне, драматическому артисту, надо было сделать серьезный шаг, перейдя в эстраду. Дочери проще - она драматическая актриса, а у меня драматический театр. Ее смущало только то, что она должна примкнуть к папе. Но она мне нужна, она хорошая актриса и верный человек. Она много играет, и будет много играть. У нас простые отношения, без всяких сложностей. Сложности могли бы быть, если бы она была малоодаренной, но тогда она не была бы артисткой, я бы лично отговорил ее от этой профессии. В данном же случае я имею дело с талантливым, серьезным и умным человеком.
В жизни Константин Аркадьевич носит обручальное кольцо на правой руке и еще одно кольцо на левом безымянном пальце. Во время интервью он вдруг, словно фокусник, достал их из внутреннего кармана пиджака и быстрым движением нанизал на пальцы. Я не смогла удержаться, чтобы не спросить...
- Почему вы перед концертом снимаете кольца?
- Это такие игрушки. Во время спектакля я никогда не оставляю на себе ничего из личных вещей, так как считаю это дурным тоном. Зритель не должен видеть на тебе никаких опознавательных знаков.
Завершая интервью, Константин Райкин обмолвился о том, что человек он очень занятой: «У меня мало времени, потому что я все время в театре: что-то ставлю, что-то играю, преподаю, у меня заполнено все». И он действительно актер театра, а не кино, актер прямого воздействия на зрителя, актер живого искусства. Об этом красноречиво говорит один факт из его биографии.
Представители режиссера Стивена Спилберга связались с Райкиным, чтобы предложить роль в голливудском фильме прославленного режиссера. За роль обещали несметный гонорар в 17 миллионов долларов. Но Райкин ответил отказом. Американцы не поняли. «Может быть, он не знает, кто такой Спилберг? - недоумевали они. - Или, может, он подумал, что плата за роль 17 миллионов рублей, а не долларов?». «Да нет же, просто у меня ЕЛКИ!», - пошутил Райкин.
Кстати, Константин Аркадьевич остался доволен приемом, оказанным кемеровской публикой. Завершая творческую встречу, артист сделал комплимент всем присутствующим: «Вы очень хорошие зрители. Я предложил вам сложную многожанровую программу, и вы легко переключились с одного на другое, со смешного на серьезное. Это свидетельствует о том, что вы молоды душой. Я говорю так, потому что вижу в зале большое количество взрослых людей, но, вы знаете, есть внешний возраст, а есть внутренний. Никогда не забуду, как однажды Леонид Утесов сказал мне: «Старик! (А я был тогда совсем мальчишкой.) Имей в виду, молодость приходит с годами!»
Фото: ссылка