Известнейший кузбасский журналист и краевед продолжает вести на Vse42.ru свою постоянную рубрику. Читайте новые заметки об истории родного города каждый вторник.
Драмтеатр. История о «пухленькой пионерке»
В 1934 году в Кемерове появился городской драматический театр. Располагался он во Дворце труда (ул. Карболитовская, 11). Долгие годы в этом здании вместе с театром находились также партийные и профсоюзные организации, краеведческий музей, музыкальная школа, рентген-кабинет, библиотека, областное радио и много чего еще. Во время войны же помещение театра занимал прессовочный цех завода «Карболит».
В начале 50-х годов стало очевидно - столице Кузбасса необходимо новое здание театра.
Проект сооружения был разработан Московским гипротеатром - за авторством архитектора Максимова. Кемеровским архитекторам проект москвичей в целом понравился, но они внесли и немало корректив.
Во-первых, они сделали колонны более высокими, а портик более глубоким, что придавало зданию сходство с греческим храмом.
Во-вторых, убрали массивные скульптурные композиции и многочисленные элементы декора, что позволило придать сооружению приятную глазу монументальность.
В-третьих, кемеровский архитектор Т. И. Абрамушкина предложила немного «сдвинуть» здание вглубь улицы Весенней, чтобы на освободившемся пространстве сделать Театральную площадь с фонтаном.
Открытие театра драмы состоялось 1 мая 1961 года. Газета «Кузбасс» писала: «Полукруглый зал благодаря ярусам кажется небольшим и уютным, но мест в нем немало - 800. В центре купола нарисован Ленин с призывно поднятой рукой, на втором плане - знакомые колонны Смольного. Дети, рабочие, крестьяне, ученые окружают Ильича. Эта большая многоплановая композиция утверждает торжество социалистического государства».
Вообще-то строители должны были сдать объект в эксплуатацию годом раньше. Но в сроки не уложились.
Произошло это в связи с приездом на стройку первого секретаря обкома партии Л. И. Лубенникова. Этот чиновник, в прошлом механизатор, пришел в негодование, увидев на стенах зала крошечные балкончики. Он распорядился сделать огромную ложу, как в Большом театре в Москве, и украсить ее позолоченными рельефами.
Немало хлопот доставила и роспись потолка. Посетив стройку во второй раз, главный коммунист области обратил внимание на то, что девочка-пионерка на переднем плане выглядит слишком толстой. Московские художники несколько раз переделывали фрагмент росписи, но никак не могли угодить местному партийному начальнику. То пионерка казалась ему слишком пухлой, то излишне худой, то похожей на зрелую женщину.
Художники переписывали «пухленькую пионерку» десятки раз. В конце концов Лубенников сжалился над живописцами и, махнув рукой, сказал: «Пусть ее...».
Самое интересное, что замечания Лубенникова пошли на пользу. Интерьер зрительного зала стал значительно лучше.
Мораль же такова - к мнению бывших трактористов иногда стоит прислушиваться. У них тоже бывает хороший вкус.
Кстати сказать, сын первого секретаря обкома КПСС Л. И. Лубенникова Иван провел детство в Кемерове, а позже стал знаменитым российским художником. За его работами гоняются коллекционеры всего мира. Но это уже совсем другая история...