Сосновый бор в Кемерове: быть ли застройке?

Решение кемеровских предпринимателей возобновить строительство уже изрядно подзабытой канатной дороги через реку Томь разделило кемеровчан на два лагеря. Одни выступают за, другие против проекта. Доводы каждой стороны выслушал наш корреспондент.
НЕПРИКОСНОВЕННЫЙ БОР
Вопрос о возобновлении начатого еще в 80-е годы строительства канатной дороги обсуждался на публичных слушаниях в октябре прошлого года. Инициатором возвращения к данному вопросу стала компания «Кузбасс Капитал Инвест».
Так, возможно, будет выглядеть канатная дорога через Томь.
Справка VSE42.RU
ООО «Кузбасс Капитал Инвест» работает на рынке недвижимости с 2005 года и является одной из крупнейших компаний на рынке коммерческой недвижимости Кузбасса. Компания осуществляет полный цикл операций, связанных с недвижимостью (от торговых и складских комплексов до бизнес-центров), начиная с приобретения, проектирования, управления подрядными работами на объектах и заканчивая их эксплуатацией и управлением. Решение о строительстве канатной дороги приняли еще в 2011 году. Проект задумывают как социальный.
Однако тогда экологи и несколько сотрудников городского управления архитектуры сочли это предложение невыгодным, так как, по их мнению, строительство опоры на правом берегу может повредить реликтовому сосновому бору.
Но уже 24 января этого года в одном из кемеровских СМИ вышла публикация, рассказывающая о намерении того же инвестора разбить на 6,5 га территории Соснового бора продолжение «Парка чудес». А соединит эти две части парка как раз та самая канатная дорога. Причем на момент публикации инвесторы уже были уверены в том, что в скором времени они начнут строительство. И даже называли сумму инвестиций - 170 миллионов рублей.
Общая схема предполагаемой застройки.
Как выяснилось, еще 26 декабря 2011 года КУМИ выставил на аукцион объекты незавершенного строительства - постепенно покрывающиеся ржавчиной опоры по обоим берегам реки, капитальное здание в горсаду и 26 соток земли. «Кузбасс Капитал Инвест» в один шаг обошел единственного конкурента на торгах и приобрел лот за 3,1 млн руб. (начальная цена - 3 млн руб.).
Таким положением дел оказался недоволен кемеровский юрист Сергей Прохоров.
Справка VSE42.RU
Сергей Прохоров - лидер инициативной группы по защите Соснового бора, директор юридической фирмы ООО «Лекс-Информ». О строительстве канатной дороги узнал из СМИ. Выступил ярым противником этого проекта. Он также предложил обратиться с законодательной инициативой о принятии областного закона о Сосновом боре, который предусмотрит его использование как целостного объекта без вычленения отдельных площадей, и выдвинул предложение придать бору статус особо охраняемой природной территории.
Юрист Сергей Прохоров.
На первом этапе он собрал 70 подписей против строительства «канатки» и тем самым развернул кампанию в защиту Соснового бора. Поддержали его член Союза писателей России Любовь Скорик, чемпион мира по лыжным гонкам среди мастеров-ветеранов Анатолий Стариков, полковник полиции Иван Корчуганов и многие другие. Затем Прохоров обратился в природоохранную прокуратуру с просьбой оценить правомерность строительства дороги в бор.
- Исходя из ответа прокурора, нет никаких оснований, чтобы даже вести речь о постройках в Сосновом бору, - говорит он. В качестве ближайшего примера Прохоров приводит 75-е постановление городского Совета народных депутатов от 26 ноября 2004 года «О правилах землепользования и застройки в городе».
- Зона городского леса предназначена для сохранения существующего природного ландшафта и экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья и общего благополучия населения, - цитирует юрист статью 37 данного постановления, устанавливающую градостроительный регламент зоны городских лесов. Капитальное строительство в городских лесах не предусмотрено - разрешены только временные объекты.
В то же время инициаторы проекта заявляют, что никаких капитальных сооружений в сосновом бору они возводить не намерены. Ограничатся только сетью дорожек и тропинок, беседками, аншлагами, пунктами проката инвентаря, наблюдательной площадкой с подзорными трубами, детской площадкой, парочкой кафе, пунктом охраны, общественным туалетом, контейнерами под мусор и парковкой.
 
План будущей зоны отдыха.
Защитников Соснового бора смущает другое: зачем для таких малых сооружений нужны такие большие площади? По их мнению, разместить парк можно и на куда меньшем участке земли, нежели чем на 6,5 га. На это замечание исполнительный директор ООО «Кузбасс Капитал Инвест» Сергей Прокопьев отвечает следующим образом: застраивать все шесть с половиной гектаров компания не собирается, эту территорию просто возьмут на содержание.
Но есть еще одно но: борцы за лес переживают, что для строительства опор придется вырубить ряд деревьев. Хотя в «Кузбасс Капитал Инвест» заступникам природы пояснили, что трасса под дорогу, да и сами опоры были построены 30 лет назад, так что сейчас, мол, нужно произвести только те работы, при которых ни одно дерево не пострадает.
Отнесся настороженно Сергей Прохоров и к юридической стороне вопроса.
- Лесной кодекс предусматривает, что у субъекта должен быть план, должен быть разработан лесохозяйственный регламент, - говорит Прохоров. - На основании регламента делается проект освоения лесов и делается его экспертиза. Все завершается публичными слушаниями, и прохождение многоступенчатой процедуры далеко не означает, что общественность положительно выскажется на этот счет.
БЕЗ ОБЩЕГО ЗНАМЕНАТЕЛЯ
Практически весь 2012 год «Кузбасс Капитал Инвест» проходил все необходимые процедуры. И вот 21 ноября этого года в кемеровском управлении архитектуры и градостроительства состоялись публичные слушания по проекту планировки территории Соснового бора с учетом строительства канатной дороги через реку Томь.
Первым выступил исполнительный директор ООО «Кузбасс Капитал Инвест» Сергей Прокопьев. В своей речи он особое внимание уделил не бору как таковому, а строительству канатной дороги, ведь изначально предприниматели хотели построить именно её, а не осваивать реликтовый лес. Сергей Николаевич пояснил, что, прежде чем приступить к разработке проекта канатной дороги, специалисты компании изучили несколько государственных заповедников, на территории которых, между прочим, успешно осуществляется коммерческая деятельность. За примерами далеко ходить не стали - в соседнем Красноярском крае успешно развивается заповедник «Красноярские столбы», в котором также функционирует и канатная дорога. Особое внимание обратили и на производителей - австрийцев (они построили более 500 тысяч дорог по всему миру, в том числе и в Шерегеше) и нижегородцев (их канатная дорога занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая по протяженности в Европе).
Технические характеристики канатной дороги.
По расчетам предпринимателей, при стоимости проезда по канатной дороге в 150 рублей её строительство окупится только через 15 лет. Да и то при условии, что она будет востребована. Для этого «Кузбасс Капитал Инвест» и предлагает освоить часть территории Соснового бора - те самые шесть с половиной из имеющихся 375 га.
Сергей Прокопьев, исполнительный директор "Кузбасс Капитал Инвест".
- Своим проектом мы хотим создать для горожан новое место отдыха, - сообщил на слушаниях Сергей Прокопьев. - Мы возьмем часть бора под свою ответственность, обеспечим безопасность на территории, обустроим смотровые площадки, сделаем тропиночную сеть. К тому же разделим участок на зоны свободного и строгого регулирования. А все сезонные объекты - зоны загара, пункты проката, киоски с мороженым - разместим на участках, свободных от деревьев. Понимаете, в наших планах нет вырубки деревьев. Мы хотим лишь оставить о себе добрую память.
Бор предполагается разделить на зоны свободного и строгого регулирования.
По мнению проектировщика Ярослава Полуэктова, у ситуации, возникшей вокруг бора, есть три возможных исхода:
Оставить все как есть, не строить дорогу, не облагораживать бор - и далее «не» по списку. Полностью огородить лес и признать заповедной зоной. Использовать часть бора на правах аренды с жесткой регламентацией, а также осуществить его частичное цивилизованное освоение.
Также проектировщик предлагает перенести надпись «Кузбасс» и разместить рядом кафе «Летающая тарелка». Но Полуэктов готов вносить изменения в концепцию, учитывая мнения как горожан, так и городских властей. Кстати, инициаторы проекта также обещают идти на уступки, проводить экологические экспертизы и считаться с мнением кемеровчан.
Проект переноса надписи "Кузбасс" и размещения в бору кафе "Летающая тарелка".
Однако столь радужные перспективы защитников Соснового бора не убедили. Сергей Прохоров настаивал на своем. Бор, по его мнению, нужно оставить в покое и придать ему статус особо охраняемой природной территории. Юрист считает, что строительство канатной дороги приведет к уничтожению части реликтового леса, и компания-застройщик не ограничится только одними ларьками и пунктами проката, а развернет в бору масштабное строительство.
- Если сейчас мы дадим согласие на строительство канатной дороги, то появится правовой прецедент для других инвесторов, и лес попросту растащат по кусочкам, - заявил юрист.
Среди защитников Соснового бора оказался и известный журналист Владимир Сухацкий. В своей речи он совершил небольшой экскурс в историю, рассказав о том, как в 1915 году при закладке шахты «Центральная» в Рудничном районе в бору не было вырублено ни одного деревца. Но в дальнейшем бор от людей все же страдал. То там разместили библиотеку на 200 читателей, то стали проводить праздники песни, погулять на которые приходили по нескольку тысяч человек, то разбили парк Победы, который сейчас благополучно забыт...
Журналист Владимир Сухацкий.
- Ясное дело, все это осуществлялось ради человеческого блага, - считает Владимир Сухацкий. - Но, говорят, благими намерениями дорога в ад вымощена. С одной стороны, я считаю, что бор нужно сохранить, с другой - ничуть не возражаю против строительства канатной дороги. Вот только предлагаю я сделать её в другом месте. Например, от улицы Терешковой.
Предложения перенести дорогу подальше от бора предлагали и другие защитники природы, однако инвесторы от этого категорически отказывались. Так же как и от предложений освоить бор целиком.
В итоге к единому мнению спорящие стороны не пришли. Ответственное решение теперь ляжет на плечи нового мэра...
А как вы считаете, что нужно делать с Сосновым бором? И нужно ли вообще?
Автор: Мария Бочарова
Комментарии для сайта Cackle