Наш корреспондент задумалась об интересном парадоксе: монументы Пушкину, Ленину, Волкову, эстетические композиции "Дружба народов" и "Аврора" видят все, знают многие, а вот точно сказать, чьим талантливым рукам изваяния принадлежат, могут лишь единицы. Мы решили восстановить справедливость и рассказать об авторах самых известных и заметных памятников Кемерова.
Начнем с главной площади Кузбасса. 12-метровый монумент "Ленину" на площади Советов открыли 17 апреля 1970 года. Памятник Владимиру Ильичу изготовил московский скульптор Лев Кербель. Один из наиизвестнейших мастеров, кому в советское время было разрешено увековечивать образ вождя в камне.
Творческий выбор Льва Ефимовича одобрила сама Надежда Крупская. В 34-ом шестнадцатилетний украинский художник (Кербель родился в 1917 году в местечке Семеновка Черниговской губернии) представил Надежде Константиновне проникновенный барельеф с изображением Ленина. И та дала рекомендацию принять талантливого абитуриента во Всероссийскую академию художеств, а затем и в Московский художественный институт.
В 42-ом Лев Кербель ушел добровольцем на фронт. На северном флоте служил военным художником. Участвовал в боевых походах на миноносцах "Разумный" и "Гремящий", и вместе с десантниками освобождал город Петсамо.
После войны скульптор работу продолжил и изготовил более 50 памятников и монументов, не только для Советского Союза, но и для западных стран. Работы Льва Кербеля и по сей день украшают Берлин. Самая известная установлена в парке Тиргартен – монумент в память о героях штурма Берлина.
Проектов памятника Ленина автор создал бессчетное множество: памятники В.И. Ленину в Москве, Смоленске, Полтаве, Сыктывкаре, Липецке, Софии, Гаване и, в том числе, в Кемерове. К слову, нашему городу повезло дважды, ведь одна из последних работ скульптора тоже обосновалась у нас – бюст космонавта Алексея Леонова. Именно Кербеля в качестве скульптора Леонов выбрал сам. Бюст установили в 2003 году. И так уж совпало, в августе этого же года, Льва Ефимовича не стало.
Единственный за Уралом памятник Пушкину овеян тайнами. Например, долгое время оставалось загадкой, чьим талантливым рукам это изваяние принадлежит…
На самом деле, автор памятника – московский скульптор Матвей Манизер – своё "детище" потерял. И до сего дня неизвестно, знал ли он вообще, что его Пушкин обрел постоянное "место прописки" в Кемерове. У московского мастера была целая "Пушкиниана", к 1948-му в мастерской Манизера скопилось с десяток разных изваяний великого русского поэта. А таких, как наш, было изготовлено им ровно четыре! В 49-м сразу три манизеровских Пушкина торжественно разъехались по стране. Четвертый случайно попал в Кемерово. Лет пять пролежал на складе. Но в 54-ом к 150-летию поэта местным властям захотелось установить памятник Пушкину и в Кемерове. Достали, привели в порядок и установили на новенькой площади. Кто приложил руку к чудо-скульптуре узнали позже, когда сравнили по фото наш памятник с близнецами из других городов. Оказалось – Манизер.
Матвей Манизер – московский художник, скульптор, автор посмертной маски Сталина. Родился в Санкт-Петербурге в 1891 году. Кроме прочего, известен монументальным оформлением Московского метрополитена. Пограничник с собакой, птичница с курицей, молодой рабочий с шестеренкой и прочие фигуры, изображенные в арочных проходах станции "Площадь Революции" – его рук дело. Кроме этот, прославился мастер и памятниками известных исторических деятелей, в числе которых Менделеев, Ленин, Куйбышев, Зоя Космодемьянская, Тарас Шевченко… Ну, и Пушкин, разумеется.
В 66-ом году Матвей Генрихович скончался. А в 70-ых наш памятник захотели увеличить. Судьбу изваяния решила супруга скульптора – менять Пушкина запретила. Одна из причин – нашего Александра Сергеевича скульптор Манизер изобразил в настоящую величину.
Алексей Хмелевской, наверное, единственный кемеровский скульптур за всю историю города, который своими творениями кузбасскую столицу буквально заполонил. Особенно богаты его композициями центральные улицы города.
Символичная "Дружба народов" на пересечении улиц Весенняя и Ноградская, "Двое в пространстве" у здания филармонии, "Земля Кузнецкая" у гостиницы "Кузбасс", незаметный памятник Серго Орджоникидзе во дворе гимназии №1 и даже прекрасная парящая в небе "Аврора" напротив здания "Энергосбыта" на проспекте Ленина – все это произведения талантливого кемеровского скульптора. Сам автор, кстати, насчитал около 10-ка скульптур, которые за годы работы он создал для Кемерова.
В наш город Алексей Павлович, как и многие в советские годы, попал по распределению в 70-ых. Родился Хмелевской в 1951 году в городе Струнино Владимирской области. После окончания отделения художественной обработки металла в Московском высшем художественно-промышленном училище приехал в Кузбасс.
Хотя изначально в наш город его хотели пригласить как талантливого медальера и ювелира… Но главным художником на ювелирной фабрике "Золотое руно" он стал только в 2001-ом. А до этого работал в Кемеровском отделении Художественного фонда РСФСР и объединения "Росмонументискусство".
Последним творением автора стала композиция "Ради жизни на земле", посвящённая жертвам радиационных катастроф. Её Алексей Павлович закончить не успел. Жизнь скульптора трагически оборвалась в 2008-м. Шальной автомобиль сбил прославленного мастера в районе улицы Сибиряков-Гвардейцев. Однако монумент все-таки был завершен, и поныне украшает площадь перед спортивным комплексом "Лазурный".
Огромный геометрический колосс с органными трубами и скульптурой трех самоотверженных комсомольцев украшает центральную аллею парка имени Веры Волошиной. Когда-то монумент выглядел куда роскошнее, а вот эти самые трубы, по замыслу кемеровского архитектора Владимира Полтавцева, при ветре действительно издавали легкий мелодичный звук…
В Кемерове памятник открыли в 84-ом, 29 октября в день рождения комсомола. Придумал и воплотил один из самых больших монументов города главный архитектор Кемерова. Этот пост Владимир Дмитриевич занимал почти 30 лет. И все архитектурные объекты, которые появились в городе в 70-90 годы, созданы были под его чутким руководством и неустанным контролем.
Создатель "Комсомольской песни" родился в 1938 году в городе Талды-Курган. В 57-ом парня забрали в армию, а сразу после Владимир Полтавцев уехал учиться в Новосибирский инженерно-строительный институт и поступил на архитектурный факультет.
В 68-ом чета Полтавцевых перебралась в столицу Кузбасса. 30-летний молодой специалист быстро пошел в гору. И через восемь лет был утвержден в должности главного архитектора города. Свою монументальную "Комсомольскую песню" он придумал, разработал и воплотил, уже будучи на высоком посту. И для этого даже скульптора нашел сам. Московский мастер Александр Волков – потомственный, кстати, художник и скульптор – приехал в Кемерово только раз, чтобы посмотреть площадку под будущий памятник. А вот Владимир Полтавцев в московской мастерской скульптора бывал довольно часто, эскизы и проекты они разрабатывали вместе. И в дальнейшем он также лично курировал все работы по возведению своего монументального колосса.
На заслуженный отдых главного архитектора отпустили только в 2003 году.
Ваятеля главного шахтерского монумента региона или Данко, как окрестили памятник кемеровчане, нашел лично наш губернатор. В 97-ом Аман Гумирович был по служебным делам в Нью-Йорке и встретил там знаменитого скульптора.
Тулеев Эрнсту Неизвестному тогда понравился, и он даже по-дружески написал его портрет. А в 2002-ом губернатор попросил Эрнста Иосифовича изваять монумент. И через год он был готов. Из Америки, а скульптор большей частью трудится именно там, Данко плыл в Кемерово полтора месяца. По дороге дважды чуть было не утонул: ломался транспорт. В августе 2003 прибыл в Петербург, а потом и в Кузбасс. В Кемерове сердце каменного шахтера засияло огнем с правого берега к сентябрю.
Эрнст Неизвестный – урожденный екатеринбуржец. Родился в интеллигентной семье врача и детской поэтессы. В 17 лет ушел на фронт. В 40-ых был ранен и пережил клиническую смерть. Матери Неизвестного даже отправили похоронку о смерти сына и наградили солдата орденом красного знамени посмертно. Но он выжил. И после войны закончил Академию искусств в Риге, Суриковский институт и факультет философии в университете в Москве.
На самом деле, вопреки фамилии Эрнст Иосифович скульптор крайне известный. В шведском Уттерсберге существует целый музей скульптур Неизвестного, скульптуры мастера – изображение распятия – есть даже в коллекции музея в Ватикане. Когда-то их у мастера лично приобрел Папа Римский Иоанн Павел II.
Главная уникальность автора в том, что он из любимых бронзы и бетона умеет создавать просто невероятно душещипательные творения. Те, кто хоть раз видел скульптурные композиции Неизвестного, знает: без слез на них не взглянешь, особенно на посвященные войне. За нарочитую эмоциональность автора очень не любил Хрущев. А Неизвестный ему после смерти вылепил надгробный памятник. И по сей день произведение искусства украшает могилу прогрессивного руководителя СССР на Новодевичьем кладбище. А вот нынешнее руководство страны Неизвестного любит, и жалует за творческие заслуги перед отечеством государственными наградами.
И, наконец-то, мы добрались до самого главного памятника, символа столицы угольного региона. Памятник рудознатцу Волкову украшает Кемерово уже более полувека. Создал его и затем безвозмездно подарил городу наш, местный скульптор Георгий Баранов. На создание этого памятника мастер потратил 13 лет.
Георгий Николаевич Баранов родился в 1917 году в поселке Березово, в большой крестьянской семье. В 30-ые годы семья перебралась в Кемерово. Образование получил в Казахском университете. И в Кемерове долгое время работал учителем истории и литературы. Художественный талант скульптора проснулся в 43-ем.
Ключевой в творчестве Георгия Баранова стала тема угольного Кузбасса. Идея слепить рудознатца – Михайло Волкова появилась в 46-ом. И… начались трудные и занимательные поиски образа. Нынешнему "Волкову" предшествовала грандиозная работа творческой мысли. Георгий Баранов несколько раз менял своему рудознатцу одежду, обувал то в лапти, то в сапоги, по-разному "причесывал", менял выражение лица…
В 50-ых вылепил нескольких "предшественников", один, даже всесоюзную премию в итоге получил. Но… окончательным итогом, глобального 13-летнего труда кемеровского мастера стал Волков в накидке-казакине с рукавами, закатанными по локоть, тот самый Волков, который большими сильными руками бережно прижимает к груди драгоценную находку – кусок кузбасского угля с горы горелой. Именно этот памятник Георгий Баранов подарил безвозмездно городу. В 1968-ом году изваяние Михайлы Волкова украсило Кемерово.
Кстати, с установкой памятника на одноименной площади напротив главного технического вуза Кузбасса, вышел тогда казус. Дело в том, что монумент рудознатцу Баранов устанавливал самостоятельно, и эта важная веха не была согласована с вышестоящим партийным руководством в Москве, и в градостроительные пятилетки, где появление каждого объекта расписано было, ну, чуть ли ни по дням – "Волков", конечно, не попадал. И тут на тебе…
Прибывшие на место столичные "ревизоры" подняли все с ног на голову, и даже хотели уличить Георгия Николаевича в хищении казенных средств на установку. Но уличать было не в чем. По документам на изготовление и установку памятника из государственных денег было потрачено – 47 рублей 60 копеек. Столько стоила табличка с текстом: "Михайло Волков". Её просто пришлось заказать отдельно в мастерской художественного фонда РСФСР. Все остальные работы госбюджету не стоили ровным счетом ничего. Георгий Николаевич все сделал сам.
Время шло, памятник обрел статус сначала городского, потом областного, республиканского, а затем "Михайле…" присвоили статус памятника федерального значения. Сегодня Волков Баранова повсюду: на памятных открытках и витринах магазинов, на рекламных баннерах, на сувенирных брелоках, есть даже мини-статуэтки памятника, которые, кстати, украшают "большие" кабинеты. Памятник стал символом города, узнаваемой эмблемой столицы угольного региона. Михайло Баранова зажил своей жизнью, начал работать и зарабатывать, кстати, немалые деньги.
А скульптора в 94-ом не стало. В госархиве в личном деле Георгия Николаевича есть запись его коллег по творческому цеху, о том, что Баранов никогда не был обеспеченным человеком. Почти фантастическая человеческая скромность не позволяла "стяжать" материальные блага, а творческая деятельность большого дохода не приносила. Но именно скульптуре он посвятил свою жизнь, и по праву считается первым профессиональным скульптором Кемерова, основателем этого вида искусства в регионе.
Посмертно автора увековечили: портрет Георгия Николаевича выгравирован на одной из "угольных" глыб, аккурат рядом с памятником Михайле. А вот могилу мастера, подарившего Кемерову его талисман, благодарный город, видимо, забыл. Стоит там простой железный памятник, покрашенный серебрянкой, который смогла себе позволить семья художника. На нем – две фотографии: скульптора и рудознатца, Михайлы и Георгия….