В первой половине XX века быт в крупных городах Кузбасса зависел от развития промышленных предприятий. Именно в этот период начали открывать первые угольные шахты, электростанции для их обеспечения, водопроводы и запускать транспорт. Мощности росли вместе с ростом населения. Люди приезжали с разных уголков Земли в Сибирь строить заводы и города. Появились первые каменные дома, куда проводились свет и вода.
Особо ярко такая тенденция отражена в развитии Кемерова. Сейчас областная столица – центр химии, металлургии и энергетики, но так было не всегда. Еще 150 лет назад люди брали воду из колодцев, жили в землянках и собирали уголь практически голыми руками. Такие блага современности, как свет, газ, вода и отопление появились только к началу Великой Отечественной войны.
Как жители Кузнецка (ныне Новокузнецк) и Мариинска обустраивали быт до первой половины XX века мы ранее рассказывали в первой главе. В этом материале вас ждут факты из истории ЖКХ областной столицы и региона в целом до 1941 года. В каких условиях жили первые поселения, почему иностранцы стали здесь строить, откуда появились рикши и кто такие копачи – подробности во второй главе истории развития жилищно-коммунального хозяйства Кузбасса.
XVII – XIX века
В конце XVII – первой половине XVIII веков на месте современного Кемерова возникали другие деревни: Красноярская, Кемерова, Кур-Искитимская (Плешки), Усть-Искитимская (Щеглово). В начале XVIII века здесь обнаружили месторождения угля, поэтому Кемерово называют "городом, рожденным углем".
В альманахе "Красная горка" (2021 год) рассказывается, что во время раскопок в 2020 году на территории деревни Кемерова (ныне Кировский район) удалось обнаружить остатки хозяйственной постройки XVIII–начала XIX века – погреба или амбара на подклете. Опоры обрушились и на месте образовался котлован, куда наверняка складировали мусор. Среди находок на уровне деревянного перекрытия был обнаружен терракотовый изразец (изразец – это керамическая плитка с рельефным орнаментом, предназначенная для облицовки печей – прим. ред.), представленный фрагментами лицевой части. Изразцовые печи в Сибири получили распространение в тех же веках, которыми датируется и сама постройка. Изразцы выполняли не только декоративную функцию, но и улучшали теплоизоляцию печи, делая её более эффективной в условиях сурового климата. В качестве топлива использовались дрова и уголь.
Краевед Владимир Сухацкий на страницах альманаха "Красная горка" (2020 год) рассказал, что к концу XIX столетия кемеровских крестьян, которые собирали уголь, называли "копачами". Как правило, это были деревенские кузнецы:
"Каждый раз после весеннего паводка, надев на плечи корзины, они отправлялись на галечные откосы, где подбирали куски горючего камня. Во время половодья рыхлые береговые утесы размывало, и после спада воды уголь оставался на отмелях", – пишет историк.
Деревни постепенно объединялись и потребность в угле возрастала. Копачи стали использовать более сложные орудия для увеличения добычи, например, кирки и топоры. В прибрежных оврагах они рыли норы или колодцы. Кололи крупные куски на мелкие и складывали в мешки для продажи. В 1881 году пуд угля на базаре стоил всего 5 копеек (пуд – старинная русская мера веса, равная 16,38 килограмма – прим. ред.).
XX век
В начале ХХ века открылись первые частные промышленные рудники, и народ, в том числе те самые копачи, пошли работать на предприятия и шахты, что послужило катализатором для стремительного роста населения.
Эпоха Копикуза
Начало промышленного развития Кузбасса связано с деятельностью Акционерного общества Кузнецких каменноугольных копей (Копикуз) в 1912-1919 годах. Под руководством нового предприятия за короткий срок было проведено исследование месторождений полезных ископаемых, возведены первые шахты. Параллельно начались строительные работы по созданию коксохимического комбината при Кемеровском руднике.
На страницах альманаха "Красная горка" (2007 год) рассказывается, что Копикузом на 1915 год
"поставлялся уголь учебным заведениям. Цены на уголь, поставляемый потребителям, были различны. Томский учительский институт покупал уголь по цене 13–14 копеек за пуд, а Г. Н. Фуксман – владелец мельницы, винокуренного и конного заводов – по цене 16 копеек за пуд."
Пуд часто округляли до 16 килограммов. В 1920-х годах население массово начинало отказываться от дровяных печек в пользу угольных с железными конфорочными плитами, а назывались они "английскими". На них в больших чайниках и ведрах постоянно кипятилась вода.
Копикуз параллельно со строительством промышленных объектов создавал заводские поселки с необходимой инфраструктурой. Известно, что в 1917 году на его предприятиях работало 5 758 человек. Жилье, как и зарплаты, у всех было разным. В альманахе "Красная горка" (2007 год) рассказывается, что Общество Копикуза с начала 1918 года брало по 30 копеек с одного человека, проживающего в казарме; семейные рабочие, получившие квартиры, платили по 1 рублю в месяц за комнату. В 1919 году с занимаемой квартиры брали по 50 копеек в месяц с квадратной сажени (старинная русская мера площади, равная квадрату со стороной в одну сажень, примерно 4,54 кв. метра – прим. ред.) жилого помещения и по 20 копеек с площадей тамбуров и надворных хозяйственных построек.
В начале 1920 года все угольные предприятия Западной Сибири, в том числе Копикуза, были национализированы. Копикуз не успел закончить строительство коксохимического завода, но зато построил железную дорогу к Транссибу и создал рабочий поселок, который заложил основу для развития современного Кемерова.
Первым генеральным планом занимался известный томский архитектор Павел Александрович Парамонов, по нему предполагался усадебный тип застройки. Центральные улицы долгое время оставались заняты деревянными домами и пустырями.
Несмотря на довольно быстрое развитие промышленности, основная масса рабочих жила в землянках в самых примитивных условиях. Для улучшения ситуации Павел Парамонов выступил за "коттеджи" – в пользу 1-2-х этажных индивидуальных домов, что позволило ускорить процесс заселения и обеспечило доступ к основным удобствам, таким как водопровод, канализация и электричество.
АИК "Кузбасс"
К осени 1922 года колонисты, которые приехали работать по договору о создании "Автономной индустриальной колонии "Кузбасс" под руководством Себальда Рудгерса, построили двухэтажный дом-коммуну на 200 человек и бытовые мастерские. Голландский архитектор Йоханнес Бернардус ван Лохем только в Щегловске построил более 100 зданий. В области – более тысячи.
Фото: Иностранцы в гостях у работников АИК. Источник: Музей-заповедник "Красная горка"
Всего приехало 753 человека. В июне 1923 года группа американцев, которая трудилась в составе промышленной колонии "Кузбасс", написала обращение к своим землякам в журнале США "The Nation":
"Что касается условий проживания, можно сказать, что прошлой зимой ситуация с жильем была весьма плачевной, но дела постепенно идут на лад. Мы сумели, наконец, дать каждой семье по отдельной комнате: раньше семьи с детьми и их соседи испытывали большие неудобства. Одиноких мужчин расселили по деревянным баракам, и условия им показались похожими на армейские. Зимой на каждое домохозяйство выдается одна тонна угля в месяц, так что никто не мерзнет. В настоящий момент значительный процент от заработной платы американцев (60%) уходит на оплату услуг столовой и прачечной."
Колония получила недостроенный Копикузом завод, который должен был дать кокс уральским металлургическим заводам. В 1924 году на Кемеровском коксохимическом заводе АИКовцы построили электростанцию для завода, шахт и приступили к проекту подключения 12 окрестных деревень. Целью этого плана была замена электроэнергией лошадиных приводов, использовавшихся на молотилках, веялках, мельницах.
Электростанция АИК превратилась в единственного поставщика для всего города. Муниципалитет приобретал электроэнергию по льготному тарифу в размере 5 копеек за один киловатт, однако конечные потребители платили значительно дороже – по 12 и 25 копеек за тот же объем. Освещение от Химзавода было налажено по всем улицам Щегловска.
Фото: Здание электростанции Коксохимзавода. Источник: Музей-заповедник "Красная горка"
Район Красной Горки (по соседству с Сосновым бором) позднее был застроен элитным, по тем временам, европейским жильем с проведенным электричеством – это были двухуровневые квартиры с туалетами и ванными комнатами.
Трудно переоценить вклад АИК в улучшение хозяйственного быта кемеровчан. Осветительная сеть, телеграф, радиостанция, железнодорожные пути стали частью повседневной жизни. Многие не только впервые увидели, но и освоили бытовые электрические приборы, автомобиль, трактор. Именно колонисты закончили постройку водопровода на Красной горке и достраивали водонапорную железобетонную башню стоимостью в 5 тысяч рублей. Также они наладили выпуск кирпича для строительства домов. После исследований кемеровской глины на заводе в голландском Лейдердорпе было решено построить несколько кирпичных заводов в Кемерове, Ленинске и Прокопьевске.
Крупнейшими национальными группами являлись финская, американская, русская, немецкая и югославская. Уже в 1924 году 25 колонистов имели русских жен. На 1 октября на предприятиях АИК трудились 11 176 человек. В конце 1926 года договор с АИК "Кузбасс" был расторгнут. Колония превратилась в рядовое советское предприятие. К 1927 году почти все иностранцы покинули Кемерово. Подведомственные АИК предприятия вошли в трест "Кузбассуголь".
Вот как вспоминает Нина Мальцева свой переезд в Щегловск в 1928 году в возрасте 6 лет. Ее детство прошло на Нижней Колонии, в одном из первых рабочих поселков, построенных Копикузом. Ее отчимом стал иностранец, ранее член АИК "Кузбасс".
"Стайки тесовые с сеновалом, водопроводные колонки и уборные находились на улице. Возле бараков были выгребные ямы в виде ящиков с крышками. Из уборных и выгребных ям все нечистоты вывозились рано утром в бочках. Лошадка, запряженная в телегу, везла железную или деревянную бочку и черпак – ведро на длинной ручке. При бараках были огороды <…> Для специалистов дома были одноэтажные на две и четыре квартиры и стояли отдельно от бараков рабочих. Для ИТРовцев (инженерно-технические работники – прим. ред.) вода была проведена в дома".
Градостроение
В 1925 году в городе было около 2 500 деревянных жилых домов, в которых проживало чуть более 21 000 человек.
Тяжелыми были условия жизни 5 000 русских, приехавших на работу в АИК из различных губерний Сибири и России. У многих жилье представляло собой землянки или, как ещё называли в народе самовольно построенные дома, "засыпухи". Такие районы назывались "нахаловками". Описание рабочих землянок 1928 года можно встретить на страницах альманаха "Красная горка":
"Это нахаловка <…> Землянки рабочих, с одним окном, с трубой, выходящей наружу, [были построены на] косогоре без разрешения горсовета и без [его] ведома, без номеров, но почтовые работники корреспонденцию доставляли аккуратно. Завод этих рабочих на работу принимал, с пропиской как-то устраивались. Задача горсовета заключалась в первую очередь [в том, чтобы] построить общественные уборные, помойки. Некоторые предприимчивые жители нахаловки имели радиоточки, подключались к проводам электроэнергии. Таких нахаловок было на стороне Щегловска две. В них проживало прописанных и не прописанных, постоянно живущих и временных более двух тысяч человек (по отчету милиции). Вторая нахаловка была в конце города, к югу <…> В центре Щегловска стояла небольшая водокачка, выложенная из красного кирпича."
Фото 1,2: Землянка, Щегловск. Источник: Музей-заповедник "Красная горка"
Транспорт
Главным транспортным средством в рабочем городе ранее служили экипажи, запряженные лошадьми – сани зимой и телеги летом. До 1930-х годов именно таким образом перевозились пассажиры и грузы. Однако после массовой мобилизации коней в ряды Красной Армии жители начали приспосабливать для транспортировки обыкновенные строительные тачки. Возле железнодорожного вокзала был широкий дощатый тротуар длиной около 700 метров. Именно там, перемещаясь туда-обратно, трудились своеобразные местные рикши, прозванные жителями города "тачечниками".
Автомобилей в городе практически не было, если не считать 15 грузовиков "Форд" и 2 легковушек, которые привезли с собой американцы из АИК. После ликвидации машины передали на баланс треста "Кузбассуголь".
В 1931 году было всего два автобусных маршрута протяженностью 5 километров. На маршрутах работали две машины в 12,5 лошадиных сил по 14 мест. Плата за проезд составляла 10 копеек с пассажира за 1 километр пути.
Дела жилищные
В 1927 году из сибирского окружного отдела местного хозяйства был выделен городской отдел коммунального хозяйства Щегловска. Нерешенных проблем было много. Нужно было прокладывать тротуары, мостить улицы, строить дома, озеленять городскую территорию, вывозить мусор. На 118 улицах и переулках насчитывалось 2 276 домов с учетом каменных домов.
Постановление горсовета "Об оплате жилых помещений в г. Щегловске" было принято в 1926 году, по сути это первый официальный документ, который вводил квартплату. Основная ставка за единицу жилплощади составляла 33 копейки за 1 кв. метр в месяц, льготники платили 5,5 копеек за 1 кв. метр, торговцы и прочие лица "не трудовых категорий" – 2 рубля 20 копеек.
Фото 1: Центральная часть города, 1935 год. Источник: ГАК
Фото 2: Площадка для строительства кинотеатра "Москва" , 1935 год.
Источник: Источник: ГАК
Водопровод
Краевед и автор исследования "Коммунальное хозяйство города Кемерово в 1932 г." Зинора Волкова рассказала редакции VSE42.ru, что городской водопровод существовал с 1927 года, а в 1932 году уже имел протяженность уличной сети 2,5 километра, домовых присоединений было 21, а колонок не было. Свои водопроводы имели: Коксохимзавод, Коксострой, Кемеровское рудоуправление. Плата за воду на территории Кемрудника составляла: из колонок – по 0,25 копейки за ведро, из кранов и подвозная – по 1 копейке за ведро (воду подвозили в бочках). Население также пользовалось либо колодезной водой, либо из рек Искитимки и Томи.
– Кемеровский Городской Коммунальный трест (ГКТ) был образован в 1929 году. В 1932 году Управление ГКХ Кемерова имело отдел благоустройства, жилищный, строительный отделы и Коммунальный трест, в ведении которого находились баня, гостиница, электросеть, водопровод, автогужевой транспорт, водная переправа, ассенизационный обоз. Ассенизационный обоз ГКХ состоял из 8 человек и 10 бочек. Ставки на вывозку нечистот были утверждены в зависимости от расстояния: например, с бочки, колымаги – до 3-х км – 4 рубля 75 копеек, а от 5-7 км – 6 рублей 50 копеек, – уточнила Зинора Волкова.
Фото: Публикация в газете "Кузбасс" про первый городской субботник, от 8 апреля 1934 года
В 1940 году было создано предприятие гужевого транспорта для санитарной очистки города. Двести сорок лошадей ежегодно вывозили 28 тысяч кубометров отходов.
Кемерово предстает как уникальный город, чье пространство сформировано советским историческим наследием в сочетании с промышленной спецификой региона и при взаимодействии жителей Притомья с многочисленными переселенцами, прибывшими сюда в первой половине XX века. Стремительное развитие города в 1930-е сопровождалось индустриальным подъемом на фоне примитивной социальной инфраструктуры.
Фото: Здание вокзала (до постройки в 1964 г. нового здания в начале пр. Ленина), 1930 год.
Источник: ГАК
В апреле 1941 года Генеральная схема планировки города Кемерово была направлена в Совет народных комиссаров РСФСР. Расчетная численность населения города принималась в 230 тысяч при существовавшей в 140 тысяч человек. Первоочередное строительство планировалось вести в левоискитимской части между берегом реки Томи и Советской улицей, но Великая Отечественная война внесла свои коррективы в городской Генеральный план.
Мы уже упоминали в первой главе, что до 1917 года на территории современного Кузбасса было всего три города: Кузнецк, Мариинск и Тайга. Остальные населенные пункты были малыми поселениями или рабочими поселками. Их формирование началось с XVII века с появлением военных острогов для защиты от кочевых племен, затем вокруг них развивались заимки и деревни.
Фото: Общий вид города Тайга. Источник: Издание "Великий путь".
Виды Сибири и её железных дорог". Красноярск, 1899 год
Первая русская карта Сибири допетровской эпохи была составлена в 1667 году по распоряжению тобольского воеводы Петра Годунова (Тобольск в ту пору был главным городом Сибири). На ней уже отмечены земля Кузнецкая с городами Томск и Кузнецк и река Томь. В середине XVII века появились и другие военные поселения.
Фото: Первый русский рукописный географический атлас, известный под названием "Чертежная книга Сибири" С.У. Ремезова, фрагмент карты земель города Кузнецка вт. пол. XVII века. Источник: Национальная электронная библиотека
"С 50-х годов XVII века самовольные переселенцы, прибыв в Сибирь, обычно не имели средств на обзаведение хозяйством и были вынуждены брать на кабальных условиях денежную ссуду у царских властей или монастырей или наниматься в работники к зажиточным служилым людям. Часть переселенцев, заводивших хозяйство самостоятельно или с помощью правительственной ссуды, несла повинности непосредственно в пользу государства, обрабатывая десятинную пашню, внося в казну отсыпной хлеб или уплачивая денежный оброк," – рассказано в книге "История Кузбасса" под общей редакцией А.П. Окладникова "Освоение земель Кузбасса русскими крестьянами".
Тогда томские воеводы перевели часть пашенных крестьян, живших близ Томска, на земли северо-запада современной Кемеровской области по притоку Томи. В течение XVIII и первой половины XIX века в районы Кузбасса переселилось не менее 40 тысяч человек. С 1747 по 1865 года это были земли царской семьи.
Управление
Официальной датой появления коммунальной службы в России считается 1649 год. Именно в этом году царь Алексей Михайлович обнародовал наказ "О градском благочинии". В нем было объявлено о создании службы "пожарного надзора" из посадских людей и об обязательном присутствии дворника в каждом дворе.
Только в 1925 году с началом первой пятилетки правительство принимает решение о создании единой структуры ЖКХ с централизованным управлением и отдельным бюджетом. Так в 1931 году был создан новый государственный орган – Наркомат коммунального хозяйства, сообщается в книге "Жилищно-коммунальное хозяйство Кемеровской области. 60 лет истории." (2002 год).
Стоит отметить значение изменений после принятия в 1917–1918 годах законодательного акта "Об отмене права частной собственности на недвижимости в городах", который кардинально поменял формы собственности на жилье и определил направление жилищной политики на многие годы вперед. Согласно документу, муниципальным властям передавались практически все городские жилые здания, за исключением объектов, связанных с промышленностью, подлежавших национализации. Важнейшей мерой стало ограничение прав частного жилищного строительства в крупных населенных пунктах – теперь заниматься строительством могли лишь местные органы власти городов с численностью населения более десяти тысяч жителей.
Улучшению жилищных условий рабочих было возможным благодаря переселению людей из временных жилищ в более благоустроенные, что позитивно сказывалось на ментальном здоровье работников. В конце 40-х – начале 50-х гг. для шахтеров ежегодно вводилось по 150–180 тысяч кв. метров жилья.
Фото 1: Кемерово, 1933 год. Источник: ГАК
Фото 2: Панорама Нижней колонии. Вид на будущую улицу Орджоникидзе, 1931 год.
Источник: Фонд Новокузнецкого краеведческого музея
Как изменилась жизнь кузбасских семей в те года, можно понять из воспоминаний забойщика Мингалея Шакирова из Прокопьевска.
К концу 1920-х годов Шакиров с женой и ребенком жил в промозглой, низкой землянке, где была копоть, сырость и клопы. Он верил, что если сам приложит усилия и станет ударником труда, то с развитием шахтерского города его жизнь станет лучше – старался догонять выработку до 170 процентов. До 1935 года семья получила квартиру.
"Мингалею, пожалуй, тогда было все равно, а жена протестует, кипятится: она включилась в культурно-бытовой поход, подписала договор о борьбе с грязью и паразитами. Приходит Мингалей из шахты – весь в угольной пыли, в грязи и, не раздеваясь, не разуваясь, бухается на кровать.
– Ну и лежи, как свинья, – ворчит жена. И обедать тебе не дам. А ежели и завтра грязный придешь, – в комнату не пущу.
Шакиров огрызнулся, нахмурил брови, а про себя подумал: "Баба права. По-свински живу. Лень после работы в мойку заглянуть".
На другой день из шахты пошел прямо в мойку. Придя домой, переоделся. Жена улыбается: давно бы так. Каждый день она подбеливает, клопов систематически уничтожает, заводит новую посуду, одежду, мебель. Покупаются и газеты и книжки," – так описал развитие быта краевед Михаил Никитин в своей книге "Жемчужина Кузбасса" (1935 год).
В первые два десятилетия после создания СССР в 1922 году бытовые условия жителей стали значительно лучше по сравнению с дореволюционным периодом.
Энергетика
В 1905 году первые 331 кВт выдала "Анжерская центральная электростанция". Так в Сибири родилась первая мощная электростанция.
К началу первой пятилетки мощность всех рудничных и заводских электростанций Кузбасса составляла лишь 7 800 киловатт. Строительство Кузнецкой ТЭЦ и Кемеровской ГРЭС началось в 1930 году, общая их мощность составляла 284 тысяч киловатт. В 1934 году Кемеровская ГРЭС была переведена на положение действующей электростанции.
10 марта 1936 года постановлением президиума Кемеровского городского Совета была образована городская электросеть как самостоятельное предприятие, написано в книге "Жилищно-коммунальное хозяйство Кемеровской области. 60 лет истории".
В 1940 году в Кузбассе впервые в Сибири стали прокладывать линии высоковольтных передач: от Новокузнецка к Прокопьевску, затем к Белову; от Кемерова к Ленинску-Кузнецкому и Белову. За счет подключения к электроэнергии на шахтах стали использовать более сложное оборудование – электросверла, отбойные молотки, электролебедки, электровозы, что позволило увеличить объемы добычи в несколько раз.
Фото 1: Кемеровская ТЭЦ (ГРЭС), 1934 год.
Источник: ГАК
Фото 2: Поселок рабочих Кемеровской ГРЭС, середина 1930-х годов.
Источник: ГАК
Водопровод
В книге 1936 года "Вторая угольная база СССР. Кузбасс" сообщается, что сначала был построен водопровод Анжерский, вышедший из строя в 1928 году, потом Ленинский, Кемеровский и Прокопьевский.
Строительство анжерского водозабора началось с 1905 года. В те годы, говоря современным языком, очень престижной была профессия водовоза. Для сравнения: в 1910 году, к примеру, среднегодовой заработок шахтера составлял 260 рублей в год, а водовоз на казенной лошади получал 220 рублей, то есть, около 20 рублей в месяц. Анжерский водопровод построили лишь в 1926 году, брали воду из реки Яя в 18 километрах от города. Вода в этой речке, протекающей по малозаселенной местности, отличалась хорошими качествами. Первое время она отпускалась населению нефильтрованной. В 1930-х годах построили фильтровальную станцию. В сутки водопровод мог дать до 4 тысяч куб. метров воды.
Краевед Михаил Никитин в книге "Жемчужина Кузбасса" (1935 год) рассказывает, что до строительства водопровода Прокопьевск страдал от острой нехватки воды. Местная речушка Аба была очень грязной, поэтому население получало воду из колодцев. В 1928 году, когда началось строительство шахт, где уголь вырабатывали по вертикали, уровень подземных вод начал снижаться. Вследствие чего колодцы обмелели и не смогли напоить город с населением в 50 тысяч человек.
Срочное строительство водопровода началось летом 1930 года.
"Трубы нужно было уложить от реки Томи, расположенной в тридцати семи верстах от Прокопьевска. Траншеи для укладки труб копали очень долго. Водоканалстрой не сумел вовремя получить оборудования, и траншеи зимой обвалились. В следующий сезон их пришлось раскапывать снова. В 1933 году трубы, наконец, были уложены. Была уже поздняя осень. Возникла опасность, что трубы, не покрытые землей, промерзнут, и вся огромная работа пойдет насмарку. Тогда семнадцать тысяч рабочих Прокопьевска вышли с лопатами и за один день закопали все траншеи на протяжении тридцати семи километров. Так был спасен водопровод," – написано в книге.
В Сталинске лишь в начале 1930-х годов проложили деревянный трубопровод длиной 4 километра и диаметром 120 сантиметров, собранный вручную мастерами-бондарями (специалисты-бондари изготавливают бочки – прим. ред.). До этого был построен Островский водозабор, дававший городу из подземных источников 10 тысяч кубометров воды в сутки.
В Кемерове в 1934 году запускают первый водопровод протяженностью 7 километров с насосно-фильтровальной станцией производительностью 5 тысяч кубометров в сутки.
Одновременно со строительством водопроводов началось формирование канализационных систем, которые пришли на смену устаревшим сливным ямам, выгребным сооружениям, конским повозкам и специальным рабочим – черпалам. Первую такую систему запустили в городе Сталинске ещё в 1932 году.
Общественные прачечные и бани
Одной из отраслей городского коммунального хозяйства в те года были прачечные и бани. В Прокопьевске, Анжеро-Судженске, Ленинске, Кемерово, Араличево, Киселево и Осиновке имелось 55 бань. Параллельно в этих же банях начали открывать отделения для стирки белья самим населением – получались банно-прачечные комбинаты.
В начале 1935 г. в Прокопьевске работали две прачечных, в Кемерове и Анжеро-Судженске – по одной, в других городах еще строились.
В Щегловске в 1932 году плата для взрослого населения составляла 30 копеек, для детей, учащихся, красногвардейцев, партизан, инвалидов – по 15 копеек. Кроме коммунальных, были открыты бани при промышленных предприятиях и стройках.
Транспорт
Автобусное сообщение в Анжеро-Судженске, Прокопьевске и Кемерове было организовано в начале 1930-х годов. По городу Кемерово уже курсировали не американские пассажирские грузовики, а 25 советских автобусов марки "ЗИС-16". К 1940 году уже насчитывалось около 1 тысячи автомобилей: грузовых, легковых и даже 2 такси. Это были лимузины "ЗИС-101" с радиоустановкой, электропечкой, часами и багажником.
Фото: Первые автобусы, Кемерово, 1930-е годы. Источник: проект ГАК и ГАУК ГНБК им. В.Д. Федорова, региональная электронная коллекция материалов по истории Кузбасса.
В Кемерове была еще водная переправа в силу отсутствия мостов. Грузы и людей возили не только через реку, но и по реке.
"Водная переправа через Томь была передана в ведение городского коммунального хозяйства трестом "Кузбассуголь" (термин "трест" активно использовался в СССР в период индустриализации, аналог современной корпорации или холдинга – прим. ред.). Она состояла из парового катера, паромов и грузовой баржи на 40 тонн с персоналом в 36 человек. Маршрут – "поперек реки", среднее расстояние переправления – 350 метров. Переправа работала по 12 часов в день. В 1932 году горсоветом были утверждены тарифы по водной переправе: проезд взрослого населения – 10 копеек, детей до 12 лет – 5 копеек," – добавила Зинора Волкова.
Фото: Понтонный мост, Кемерово, 1930-е годы. Источник: проект ГАК и ГАУК ГНБК им. В.Д. Федорова, региональная электронная коллекция материалов по истории Кузбасса.
Дорожное строительство
В XVIII веке был построен Сибирский тракт, тогда по сыпучим дорогом перемещались на гужевом транспорте. В Западной Сибири дороги с твердым покрытием появились лишь в 30-х годах ХХ века. В числе первых они стали доступны на территории Кемеровской области – сначала в Сталинске, затем в Прокопьевске и Кемерове.
"Первая дорожная организация в Кузбассе возникла в 1937 году в Ленинске-Кузнецком. Она обслуживала дорогу республиканского значения Новосибирск-Ленинск-Кузнецкий и имела в своем распоряжении два конных скрепера, "утюг" для профилирования земляного полотна и пару прицепных грейдеров на конной тяге. В 1940 году протяженность автомобильных дорог составляла по Кузбассу всего лишь 9 300 километров, из них с твердым покрытием – 400 километров", – написано в книге "Жилищно-коммунальное хозяйство Кемеровской области. 60 лет истории".
В Кузбассе к концу Великой Отечественной войны проживало около двух миллионов человек. Развитие жилищно-коммунального хозяйства в том современном виде, в котором мы видим его сейчас, начинается в послевоенные годы. В начале 1946 года правительством было принято постановление "О жилищном и коммунальном строительстве в городах Кузбасса". В регионе началась самая масштабная модернизация структур всех уровней. Об этом этапе развития ЖКХ читайте в следующем материале.