Порой профессия обязывает не только совершать трудовые подвиги, но и проявлять умение общаться с людьми, а иногда им просто помогать, ничего не требуя взамен. В материале "Народный чек-ап" собраны истории, которые не оставят равнодушными, – о родах, о спасении в мороз и о слепом массажисте. Их нам рассказали таксисты из Кемерова, кто каждый день работает с десятками людей с разным социальным статусом, разного возраста и вероисповедания.
Мы нашли героев у железнодорожного вокзала, торгового центра "Я", на Кирова и МЖК. Среди знакомых также пару человек поделились с нами рассказами. О буднях кемеровских таксистов читайте в материале корреспондента VSE42.RU.
Таксовать может каждый, но не все надолго задерживаются в профессии. Она требует не только навыков вождения, но и умения наладить контакт с пассажиром или сдержать эмоции в нестандартной ситуации. Конечно, опыт приходит с годами, но и работа таксиста за последние десятилетия сильно изменилась.
63-летний Владимир таксует ещё со времён СССР, с 1983 года, когда один километр стоил 20 копеек, а от вокзала до бульвара Строителей можно было доехать за четыре рубля. Первой машиной была отечественная "Волга". Заказы принимали диспетчеры и передавали водителям адрес по рации. Потом появились легендарные "Рафики" – советские микроавтобусы. Салон в такой машине был просторнее, а ремонт требовался редко.
Владимир рассказывает, что самым опасным временем были 1990-е годы. Тогда не все хотели рисковать, и таксистов стало значительно меньше. Не раз случались смертельно опасные ситуации: на водителя могли напасть с ножом, накинуть на шею петлю, угрожать пистолетом. Сейчас времена спокойнее, это видно и по пассажирам. Кто-то замкнут, а кто-то сразу идёт на контакт.
– Кстати, пенсионеры более общительные. Многое рассказывают, когда садятся в машину. Это молодёжь сразу уткнулась в телефон и молчит, а вот бабушки и дедушки любят пообщаться. Конечно, раньше пенсия была меньше, но зато стабильности больше. В больницу пришли – пожалуйста, не надо нигде ничего платить, а сейчас везде всё платно. Жалуются на то, что много денег уходит на здоровье, – отмечает кемеровчанин. – Ну а что сделать? Все мы идём к капитализму.
В 2015 году на рынок пришли агрегаторы, которые установили свои правила, и работать стало вроде бы безопаснее. Но экстренные ситуации всё равно происходят, хоть и не так часто, как 30 лет назад.
– Сейчас только по ночам некомфортно работать – люди неспокойные, молодёжь буянит после клубов. Ну, раз в неделю бывает такое, приходится привыкать, – подытоживает Владимир.
34-летний офисный работник из Кемерова Кирилл на протяжении года подвозит горожан по дороге с работы домой и обратно. Говорит, что так он частично возмещает стоимость бензина и траты на обслуживание автомобиля. У него установлено приложение, куда поступают заявки от потенциальных пассажиров.
Основной контингент – немолодые женщины, которые хотят побыстрее уехать из центра домой, или пассажиры предпенсионного возраста, которым сложно передвигаться на общественном транспорте.
Проще всего завязать диалог с дедушками, так как они часто бывают опытными водителями и с ними можно обсудить много общих тем про дороги в городе, каких машин стало больше и какую лучше всего купить, часто ли бывают пробки. Бабушки любят рассказывать что-нибудь про своих внуков и детей или про то, в каком районе прошла их молодость.
– Была одна бабушка, я её вёз со Швейной фабрики на Южный. Она рассказывала, что вот у неё привычка такая – ездить на "Швейку", где она жила в молодости. Здесь она любит пройтись по магазинам. Вспоминала, что раньше вместо торгового центра рынок был. И у неё осталась такая ностальгия. Но так как у неё очень больные ноги, ей тяжело ездить на автобусе, поэтому она вызывает такси. Но иногда туда её подвозит сын, – добавляет кемеровчанин. – Я ещё пошутил, что на самом деле она ездит найти продукты подешевле, а получается, что с учётом оплаты за такси – переплачивает. Ну, вот такие истории.
Конечно, молодёжь тоже попадается, но им интереснее сидеть в телефоне и в наушниках. Иногда Кириллу кажется, что всем своим видом они специально показывают, что не готовы общаться на отвлечённые темы. А вот молодые мигранты с удовольствием сами идут на контакт и задают вопросы. Однажды то ли узбеки, то ли таджики рассказали Кириллу о работе на стройке, о том, что уже пять лет подряд ездят в Кемерово на вахту. Русский язык они знали неплохо.
– Три человека у меня сзади, один сел спереди. Вот он сильно хвалил машину, ему удобно было. Рассказывал про свой опыт, про дороги, как они их ремонтируют, – говорит таксист.
Но самым запоминающимся пассажиром оказался слепой массажист 40-50 лет. Чтобы подойти к машине и открыть дверь, ему приходилось буквально ощупывать пространство вокруг себя. Конечно, Кирилл старался максимально помочь и обеспечить комфорт. Несмотря на инвалидность, массажист оказался одним из самых весёлых собеседников – откровенно делился личной жизнью, рассуждал о философии, о победах над своими невзгодами. Они часто пересекались в прошлом году, но в последнее время не виделись.
Были на практике и отрицательные персонажи.
– Прошлой осенью в машину сел подвыпивший мужик весь в наколках. Особенно забиты были ноги. Хвастался тем, что является тюремным авторитетом. Несмотря на то, что он вёл себя спокойно, всё равно мне как водителю было некомфортно. На полпути попросил остановиться у магазина, вышел на пару минут и вернулся с покупками. Потом мы без особых приключений доехали до конечного адреса, – делится историей кемеровчанин.
Кирилл также сам периодически пользуется услугами таксистов. Обратил внимание, что в последнее время всё больше мигрантов в роли водителей. Особых проблем в общении с ними не испытывает, они легко находят дорогу. Салон в их автомобилях чаще в нормальном состоянии. В основном они работают на марках российского автопрома.
А вот кемеровчанка Мария рассказала нам, что зимой у неё был неудачный опыт с водителем-мигрантом.
– Через всем известное приложение я заказала такси, указала свой адрес, где он должен был меня забрать, но потом изменила на адрес магазина в соседнем доме. Дополнительно перезвонила, чтобы убедиться, что он увидел новый адрес. При живом общении я поняла, что попала. Он вообще не понимал моих слов, а я его. По дворам колесил долго, в итоге так до меня и не доехал. Соответственно, мне пришлось заказать новое такси. Я не знаю, как он вообще работает, не зная русского языка, и как ему в принципе выдали в иммиграционной службе документы на работу, – негодует наша читательница.
У другого таксиста из Кемерова Дмитрия за 20 лет стажа какие только пассажиры не попадались. Но один случай он запомнил на всю жизнь.
В 2010 году ему позвонил товарищ, попросил отвезти в роддом жену, у которой начались схватки. Дмитрий приехал за ними в пригород и на большой скорости поехал обратно в сторону Кемерова.
По пути их заметили сотрудники ДПС, но водитель такси не остановился и продолжил путь, потому что признаки скорых родов были налицо.
– А она нам говорит: мне кажется, я рожаю. Мать моя женщина, я как втопил. Положил на спидометре стрелку, летел сломя голову. Залетел в третью городскую. Это было 6 часов вечера. Я с себя белую майку снял, кинул ей. Мы пока там бегали, искали врачей, а она уже всё, – вспоминает кемеровчанин. – Я в машину сажусь и слышу плач ребёнка. У меня руки онемели, ноги задрожали, не знаю, что делать. Мне кажется, прям в машине врачи пуповину и обрезали. Ребёнка забрали, а мамочка сама как ни в чём не бывало пошла своими ногами до отделения.
Кстати, с семьёй Дмитрий до сих пор поддерживает тёплые отношения и даже принимал участие в воспитании ребёнка.
С Владимиром (имя изменено) мы встретились на МЖК. По дороге до Притомского проспекта он вспомнил парочку историй из своей практики за 10 лет. Рассказал, что ранее общение происходило по рации Zello, или как ее все называли: "Зелка". Еще была общая группа у таксистов "Помогайка". Люди писали туда, если нужна была помощь, в машине произошло нападение или кто-то не оплатил такси – активисты выезжали и решали спорные "вопросики".
– Однажды в группу написал таксист, у которого произошел инцидент с клиентами. В его такси сели трое пьяных мужчин, которые не хотели платить и устроили конфликт. При этом внаглую выкинули из машины термос с чаем водителя, – вспоминает Владимир.
Пока таксист писал в группу "Помогайка", неадекваты вышли из машины и пересели в маршрутку. Данные маршрутки парень сообщил коллегам. Неравнодушные перехватили автобус с дебоширами и проучили их. Гуманным способом или с особой жестокостью – мы уже не узнаем, но справедливость восторжествовала.
Владимир признаётся, что и сам останавливал машину с недобросовестной девушкой с Лесной поляны. Она заранее заказала две машины у разных агрегаторов и села в ту, которая быстрее приехала. Владимира не устроила ситуация, так как он потратил и время, и бензин до адреса отправления.
Он последовал за первой машиной, перегородил путь коллеге, подошёл к девушке в салоне и объяснил, что так делать нехорошо. Попросил выплатить неустойку. Считает, что в данной ситуации был прав и имел полное право получить компенсацию. Вину девушка признала ни сразу, но немного поскандалив, всё-таки отдала Владимиру половину суммы от стоимости поездки.
Доброй историей поделился Сарик, который обычно таксует у железнодорожного вокзала. Он не смог отказать молодому пареньку, который в жуткий мороз поздно вечером оказался один в поле без денег.
– Поступил заказ зимой. Смотрю, а адреса как такового нет, по навигатору только поле в 100 километрах от города. Клиент сам позвонил, объяснил ситуацию. Рассказал, что на велосипеде стоит аккумулятор, но тот из-за холода не заводится. Денег у него нет. Я не стал долго думать, просто поступил по-человечески. Поехал в его сторону, нашёл и отвёз домой вместе с великом бесплатно, – рассказал Сарик.
Парень признался, что даже аварийка его не спасла, – люди просто проезжали мимо, а долго на морозе он бы не продержался. Потом, конечно, отблагодарил и заплатил таксисту спустя пару дней.
Работать водителем и помогать человеку переместиться из точки А в точку Б – вполне достойная работа. Согласно статистике агрегатора "Максим", которая была предоставлена редакции VSE42.RU пресс-службой компании, среди водителей, сотрудничающих с сервисом в Кемерове, 6 % – женщины, 94 % – мужчины.
Статистика
По возрастным группам:
- 29,8 % – молодые люди до 35 лет;
- 57,3 % – в возрасте от 36 до 55;
- 12,9 % – старше 56 лет.
Самые популярные модели авто, на которых выполняют заказы: Lada Granta, KIA Rio, Hyundai Solaris, Renault Logan, Volkswagen Polo.
В агрегаторе также отметили, что отследить количество мигрантов, работающих в городе, невозможно.
– В Кузбассе установлен запрет на работу в такси по патентам. Патенты нужны иностранным гражданам для заключения трудовых договоров с российскими работодателями. Но дело в том, что за пределами центральной России трудовых отношений в такси практически нет. В регионах до 98 % перевозчиков – это самозанятые водители, которые являются абсолютно самостоятельной экономической единицей: сами платят налог на профессиональный доход, сами занимаются вопросами социального страхования. От агрегатора они получают только доступ к заказам. Возможность зарегистрироваться в качестве самозанятого есть, например, у граждан Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии (стран ЕАЭС). Они по-прежнему могут работать в отрасли, для них ничего не изменилось, – добавил представитель пресс-службы агрегатора "Максим".
Стоит помнить, что таксисты такие же живые люди и тоже пользуются услугами разных служб, решают ежедневные проблемы и стремятся к лучшему. Перед каждой сменой надеются на хороший день и ждут приятных моментов от встреч с нами.