Жизнь в декорациях: кинект, актеры и насекомые

Режиссер из Кемерова Анастасия Третьяк прогремела на весь город своими эпатажными и провокационными театральными постановками. Как, например, спектаклями с "валянием в насекомых". Что в голове у молодого режиссера? И чего еще ждать кемеровчанам от Анастасии Третьяк в ближайшем будущем? Читайте в материале корреспондента сайта VSE42.Ru.

Актернет

Год назад режиссер из Кемерова Анастасия Третьяк решилась на авантюру. Без денег, планов и четких перспектив она запустила в городе экспериментальный андеграундный проект с говорящим названием "Театрнет".

Кемеровчанка вооружилась наиболее инновационными, по меркам Кемерова, технологиями и "сумасшедшими" идеями для создания в кузбасской столице нового, ни на что не похожего театра.

Ее желание бросить вызов классическому искусству помогло режиссеру собрать команду из лучших кемеровских актеров, 3D-моделлеров и даже специалистов, названий для которых в городе еще не придумано.

Всего за год "новые театралы" поставили пять спектаклей. Во многом, как говорит сама Анастасия Третьяк, это заслуга ее фанатизма и фанатизма соратников режиссера. Создавать истории, вызывать эмоции, воплощать самые странные и эпатажные режиссерские задумки – вот чем она сегодня живет.

Может показаться, что на это способен только человек, который еще в детстве любил театр, будучи подростком, посещал театральный кружок, а в студенчестве – штудировал книги Станиславского. Однако это не ее случай. Режиссером Анастасия Третьяк стала скорее случайно.

– Изначально я поступила в кемеровский вуз на актерское мастерство. Проучилась там три года и вдруг поняла, что не хочу быть актером. То есть, я как актриса чувствовала себя очень дискомфортно в профессии. Мне не нравилось быть на сцене. Дело именно не в огромном чувстве страха, а в постоянном дискомфорте, от которого я не могла избавиться. То есть мне нравились все театральные процессы, но абсолютно не нравилось то, что я видима, я в центре истории. Мне хотелось всегда быть где-то с краю, чтобы меня не было видно. Создавать историю за кадром. Поэтому с актерского ушла и решила отправиться в путешествие. Жила в Санкт-Петербурге, потом в Карелии. Везде знакомилась с классными творческими людьми, с художниками. С ними в Карелии мы делали комиксы. Они рисовали иллюстрации, а я занималась историями, сюжетами, писала сценарии. И тогда понеслось. Я вернулась в Кемерово и решила, что мне нужно высшее образование, нужно куда-то двигаться. Ближе всего по духу была специальность режиссера любительского театра в той же "культуре". К сожалению, на режиссера профессионального театра у нас в городе не учат. И вот к 23 годам я попутешествовала, посмотрела мир и решила двигаться куда-то в профессиональном плане, – рассказала Анастасия Третьяк.

Изначально она думала, что высшее образование – это важно. Что вуз поможет ей в развитии профессиональных навыков. И в университете ее научат режиссерскому делу. Однако теперь девушка считает, что это не совсем так.

– Не скажу, что нас учили режиссуре. Мне кажется, этому нельзя научить. Можно дать литературу, какую-то информацию, но научить – нет. Ведь режиссура это не просто о том, как рассказать историю, а о том, как рассказать свою историю. Как этому можно научиться? Во-первых, нужно самому понимать, как ты видишь и ощущаешь этот мир. Во-вторых, уметь удачно поговорить об этом со зрителем. Подобрать нужные инструменты, язык. Мои заблуждения, что нужно высшее образование, – все это вздор. Хочешь что-то делать? Бери и делай. И без разницы, какие у тебя образование и опыт, если у тебя что-то есть в голове, – поделилась Анастасия Третьяк.

Классикенет

После университета Третьяк решила пойти работать в один из кемеровских театров. Однако, как выяснилось, и в этом обучение в вузе, по ее мнению, не помогло. Таких же специалистов, как она, в городе было много, а рабочих мест – ни одного.

– Мне некуда было пойти после "режиссуры". Хоть и хотелось набраться опыта в наших учреждениях. Я ведь никакая не противница классического театра. Открытие своего театра – не принципиальное решение. А скорее выход из сложившейся ситуации. Ведь у нас сколько театров в городе? Очень мало. А с кемеровским образованием – режиссура любительского театра – я могу претендовать только на должность помощника режиссера. Ставки все были заняты, как и сейчас. И будут, наверное, еще заняты долгое время, – рассказывает режиссер.

Отсутствие рабочих мест и подтолкнуло Анастасию Третьяк на открытие собственного театра. Однако девушка четко понимала: режиссура всем привычного, бытового, психологического театра – не ее путь. Она будет делать что-то принципиально новое. Во всяком случае, для Кемерова.

– Я не против классического театра. Просто мне кажется, что он уже не работает на то поколение, на которое ориентированы мы – на молодых. Дело в том, что сегодня у каждого есть телефон, есть соцсети, в которых мы постоянно смотрим картинки. У нас на экране весь мир визуализирован. А что мы видим в театре? Декорации и свет. Какое погружение зрителя происходит? В зрительном зале просто выключается свет. За счет этого зрителю кажется, что он находится один, а перед ним картинка – актер, декорации, костюмы. Но этого уже мало, когда ты можешь видеть, например, 3D-модели. То есть, когда ты видишь в телефоне то, от чего ты удивляешься, то в классическом театре удивиться очень сложно. А момент удивления однозначно должен быть. Форма повествования должна быть привычна новому зрителю. Если ты привык видеть визуализацию в телефоне, то она должна быть и в театре. Этим нужно завлекать зрителя. Недостаточно уже просто бытового психологического театра. Когда есть только актер, который что-то чувствует, – считает Анастасия Третьяк.

Однако, по мнению режиссера, классическому театру сегодня нужно не просто адаптироваться к новой модели потребления контента, применяя информационные технологии. Но и менять психологию театра, язык, на котором режиссер общается со зрителем.

– Есть и вопросы к актерской школе. Сегодня зритель перестал понимать классический театр, он перестал сопереживать. Потому что мы стали другими: мы по-другому говорим, по-другому реагируем, по-другому чувствуем. Не так, как нам показывают это на сцене. Вот в чем проблема. Психология у современного человека не такая, как в театре. В театре она устаревшая. А в реальности она уже другая, новая. Одним словом, старая актерская школа потеряла свою актуальность. У нас нет пока нового Станиславского. А психология человека изменилась, его речь изменились. К сожалению, многие театры застыли, они не адаптируются к новым реалиям, – рассказала режиссер.

Специалистовнет

Так, чуть больше года назад Анастасия Третьяк поняла две вещи. Первое – работать в Кемерове негде. Второе – в городе нужно делать новый современный театр. И режиссер принялась искать помещение, в котором она будет реализовывать свои идеи.

– "Театрнет" появился год назад, потому что мне некуда было идти работать, а хотелось работать по профессии. Начала искать помещение. Так получилось, что я занималась тогда перформансами, делала их на разных городских мероприятиях. И меня заметил сотрудник кузбасского центра искусств Роман Розанцев. Он предложил мне сотрудничество. И получилось так, что я ищу помещение и хочу заниматься театром, а он говорит: "Вот, есть помещение, я тоже хочу делать экспериментальный театр с мультимедиа". Так мы нашли друг друга. Так появился театр, – рассказала Анастасия Третьяк.

Тогда в один момент в распоряжении режиссера оказалось много современного оборудования, с помощью которого можно воплощать практически любые задумки. Однако как это осуществить с технической точки зрения, было не понятно. Просто потому, что в Кемерове нет специалистов, которые могут "выжать" из этой аппаратуры все возможное.

Чтобы понимать, какие идеи решила воплощать Анастасия Третьяк и на что способна эта техника, стоит упомянуть для примера только об одной задумке кемеровского режиссера. По ее замыслу, с помощью кинекта (бесконтактный сенсорный контроллер) стены, которые представляют собой своего рода медиадекорации, должны в режиме реального времени отражать действия актера.

Например, когда актер делает взмах рукой – на стене разлетаются осколки. А интенсивность их движения напрямую зависит о того, с какой силой актер делает тот или иной жест.

Преимущество кинекта в том, что в момент спектакля не нужен никакой специалист, который старался бы в такт движениям актера выводить на экран изображения. То есть не требуется синхронизировать действия актера и видеоряд, нужно сделать так, чтобы ответная реакция стены на какое-то действие происходила как бы сама по себе.

Но это все – идеи Анастасии Третьяк. Воплотить которые даже при наличии современной техники без рук мастера оказалось трудно.

– С технической точки зрения наша работа началась очень тяжело. У меня есть помещение, есть оборудование, которым из моих знакомых почти никто не умеет пользоваться. И я вроде бы понимаю, что такое театр. И хочу в нем развиваться, но не знаю, какой должна быть работа в этом новом театре. В начале пути было вообще ничего не понятно. Сейчас мы более-менее разбираемся. Мы набрали команду, пригласили людей, которые что-то понимают в этом оборудовании. То есть изначально нам нужны были даже не актеры. Нам нужен был человек, который разбирается в мультимедиа, умеет делать абстракции, работать с кинектом, создавать картинку – визуальный технический режиссер. Изначально был только один человек, который немного что-то знал и усилием воли, методом "тыка" учился работать на оборудовании, для которого нет ни одной инструкции на русском языке, – рассказывает режиссер.

Тем не менее, Анастасии Третьяк удалось собрать по всему Кемерову "технарей", которые что-то понимают в визуализации и умеют работать в разных программах.

– Когда я к ним пришла и сказала: "Ребята, мне нужно, чтобы вы нарисовали пять виртуальных миров". Они на меня посмотрели и говорят: "Ты знаешь, что один мир стоит…?". Для них это целый год работы, а в моем представлении было: "Ну, сейчас вы что-то сделаете, нарисуете, ничего ж сложного". Понимания не было вообще у меня. И тут возник самый главный вопрос. Как соединить актера и медийные декорации. Ведь одно дело просто поставить актера, другое – чтобы он как-то взаимодействовал со стеной, чтобы происходило какое-то действие. Это достаточно сложно, – рассказала Анастасия Третьяк.

Денегнет

Максимально приблизиться к своим задумкам Анастасии Третьяк удалось во время создания спектакля "Цветаева Live". Картина, в основу которой легло творчество поэтессы Марины Цветаевой, была показана в апреле этого года.

– На спектакле актриса читала стихотворения, а на стене были падающие осколки, которые разлетались от ее голоса. Как именно они двигались, зависело от темпа речи. Это у нас получилось. Удалось создать аудиоинсталляцию. Сейчас мы стремимся, чтобы актер мог в режиме реального времени взмахом руки открывать и закрывать дверь, которая нарисована на стене. Я думаю, что мы в этом году дойдем до этого. И еще хотим дойти до создания дополненной реальности. Но это все долго, учитывая, что у нас нет финансов, – рассказывает режиссер.

Отсутствие финансирования – основная головная боль Анастасии Третьяк. Взять деньги команде просто неоткуда. Средства, вырученные с показов, как правило, уходят на оплату труда профессиональных актеров. Которые в свободное от основной работы время участвуют в постановках молодого режиссера.

– Некоторые говорят: "Вот есть девочка, она что-то делает сама, она двигается в режиссуре". А ничего, что девочка еще работает совершенно в другом месте и ей надо что-то есть? Это все, конечно, здорово, но это такой себе пример. Я это сделала, потому что я фанатичка. Я вкладываю в это свои деньги и время. Мы репетируем по ночам. Те же "технари", например, ничего с этого не получают кроме реализации. Практически как и профессиональные актеры. Они получают возможность показать материал, который не могут использовать в своих театрах. Все это – большой труд, потому что финансирования нет. Но есть большой энтузиазм. Так что, это сугубо моя личная история. Это не работа, а фанатизм. Когда мы мечтаем о будущем, мы говорим друг другу: "Представляешь, мы будем когда-то выходить из дома и идти не куда-то на работу, а на работу в театр! А еще и зарплату нормальную за это получать". Нам больше ничего не надо. Жить в таком ритме, как сейчас, очень сложно. У нас есть гонорары, которые актеры получают за билеты. Но больше никому мы ничего не можем дать. И сейчас мы пытаемся найти спонсоров, людей, которые просто заинтересованы в развитии такого театра, – рассказывает режиссер.

Однако несмотря на то, что найти спонсоров пока не удалось, однозначно получилось найти своего кемеровского зрителя. Пусть пока что аудитория театра не очень большая, все же она есть.

– На премьеры всегда приходит много людей. Однозначно – наш зритель в городе есть. В основном это молодежь. Но ходят абсолютно разные люди. После премьеры собрать зрителя сложнее, потому что о нас мало кто знает, а наша аудитория новый спектакль уже посмотрела. Люди часто приходят и говорят: "Офигеть, как круто! Но мы о вас никогда не слышали". Сейчас один спектакль показываем три раза. Потом все сворачивается, потому что не можем набрать зал, – делится режиссер.

Временинет

Подготовка одного спектакля в "Театрнет" длится примерно один месяц. Дело в том, что Анастасии Третьяк необходимо набрать рабочую группу и в сжатые сроки создать спектакль. Потому что мало кто соглашается работать бесплатно дольше четырех-пяти недель.

– Мы не ставим долго спектакли, потому что на это нет денег. Обычно чем дольше тянется подготовка, тем больше постановка "разваливается". Потому что у людей работа, все остальное. Нам нужно в каком-то сжатом режиме зарядить людей на это действие, чтобы на одном запале мы успели все сделать. Этот запал решает очень многое. Поэтому не больше месяца уходит на постановку. На первый ушло больше – два месяца. В общем, все не так романтично, как представляется. Мне постоянно приходится уговаривать людей. Быть очень упорной. Никто долго за идею бесплатно работать не хочет, – рассказывает режиссер.

Как видится, у Анастасии Третьяк не было цели открыть театр для заработка больших денег. Средства нужны только для того, чтобы уйти с работы и наконец-то сделать театр своей настоящей работой. И конечно, оплачивать труд сотрудников. Основная задача всей этой затеи, как бы банально не звучало – творить и заниматься любимым делом.

– Самая главная моя задача – давать посетителям театра эмоции. Пусть даже они проникают в зрителя где-то на бессознательном уровне, пусть люди не понимают каких-то вещей и новых форм, но уходят из театра эмоционально заряженными. Ведь главное – не задуматься о чем-то, а что-то почувствовать. Почувствовать боль, которую я выражаю через свои спектакли. Для меня театр без боли – это не театр. А "болей" у меня много. Каждый спектакль – какая-то определенная, какая-то тема, которая меня мучает. А режиссура – своего рода поход к врачу. Например, у тебя болит зуб – ты идешь к стоматологу. Если у меня что-то очень сильно болит в душе – я ставлю спектакль. Я не могу выразить свою боль словами, но на нее можно прийти и посмотреть, – делится режиссер.

Любовь и боль

В ближайшее время Анастасия Третьяк планирует поставить еще два спектакля. Какой именно материал ляжет в их основу, пока режиссер говорить не готова. Однако тему одного из спектаклей обозначила.

– В ближайшее время мы хотим поговорить о проблеме взаимоотношений детей и родителей. По поводу вечного конфликта "отцов и детей". Мне кажется, это хорошая тема, потому что сейчас на наших глазах меняется психология этих отношений. Особенно интересно поговорить об этом со зрителем на современном театральном языке. По поводу того, как мы сегодня воспитываем наших детей. И о своих нерешенных проблемах с нашими родителями, – делится Анастасия Третьяк.

Почему режиссер решила поднять эту тему? Возможно, ответ на этот вопрос очень прост. Ведь Анастасия Третьяк – мама. У нее есть трехлетняя дочь и четырехлетний сын. Так что отношения с детьми – очередная личная боль, о которой девушка хочет поговорить со зрителем. Потому как, наверное, любая мама на ее месте задалась бы вопросом: "А достаточно ли я уделяю внимания своим детям в таком бешеном ритме жизни?".

– У меня есть прекрасные друзья, большая команда, с которой мы делаем наши спектакли. Например, кто-то во время репетиции сидит с моими детьми. Мы крутимся как можем. Иногда репетиции прямо у меня дома проводим. Мне кажется, детям все это "по приколу". Потому что обычно у людей есть один пример – мама. У кого-то еще и папа. А у меня такая ситуация, что примеров много. Дети видят много разных людей. У них большой выбор, с кого взять пример. Удачная ситуация для развития коммуникативных навыков. И конечно, много любви. Их любит не только мама, но еще и целая орава, которая приходит, например, на дни рождения, задаривает их любовью и кучей подарков. У остальных ребят из моей команды детей нет – все концентрируются на моих. А малыши кайфуют. Может они, конечно, не получают моего внимания на сто процентов. А может это и не нужно. Может не стоит быть с ребенком "24 на 7". Может им полезнее быть со мной и смотреть, как я живу, развиваюсь. Но это, конечно, находится на тонкой грани с вопросом: "А долюбливаю ли я их?". Хотя, мне кажется, их уже даже перелюбили. А любовь – это самое главное, – рассказывает Анастасия Третьяк.

Пройдя не самый простой путь к открытию собственного театра, всего за год режиссуры Анастасия Третьяк среди прочего успела поставить спектакль в стихах "Цветаева Live", пластическую постановку без слов "Я сама", откровенную экспериментальную картину "Эго, Альтер Эго и Они". Чем еще удивит город молодой режиссер? – Нам остается только ждать новых премьер…

Фото: Личный архив Анастасии Третьяк
Автор: Валерия Коростелева
Комментарии для сайта Cackle