Вынужденное заточение: житель Кузбасса стал узником своей квартиры

Власти одного из кузбасских городов обрекли на вынужденное заточение жителя города. А все потому, что у него нет возможности покинуть квартиру из-за "технических условий" в подъезде его собственного многоквартирного дома. В этой странной и, возможно, даже дикой истории разбирался корреспондент сайта VSE42.Ru.

Человек-помеха

Инвалид первой группы из Юрги Евгений Селедков, который может передвигаться только на кресле-коляске, уже более 20 лет является заложником собственной квартиры. Все из-за того, что на протяжении этого времени он не может добиться от властей города установки пандуса в многоквартирном доме, где он проживает. А значит, он не может себе позволить жить полноценной жизнью и покидать квартиру для посещения магазина, больницы или просто прогулки.

И это при том, что его квартира находится на первом этаже и Евгению Селедкову необходимо оборудовать "под себя" всего лишь один лестничный пролет и несколько ступенек на уличном крыльце.

Казалось бы, тот факт, что инвалид-колясочник проживает на первом этаже, должен максимально облегчить жизнь юргинской мэрии. Ведь затраты на установку пандуса будут минимальны. Однако на протяжении многих лет у представителей администрации находятся разного рода поводы отказать инвалиду в его ну очень маленькой просьбе. Кроме того, на установку этого пандуса Евгений Селедков имеет полное и совершенно законное право.

До 2016 года у юргинца не было вообще никакой надежды на появление в доме "доступной среды". Однако после, как ему казалось, дело сдвинулось с мертвой точки. 18 мая 2016 года в дом, где проживает инвалид-колясочник, пришли специалисты МКУ "служба ЖКХ города Юрги" и ООО "УК ЖКХ". Чтобы решить, возможна ли в здании установка пандуса с технической точки зрения.

– На основании осмотра установлено, что пандус технически позволяет установить, но он заканчивается на внутриквартальной проезжей части дороги (во дворе жилого дома – прим. ред.), что повлечет за собой аварийную ситуацию. Поэтому мы вынуждены вам отказать в разрешении на устройство пандуса, – так говорилось в заключении, которое 24 мая 2016 года получил Евгений Селедков.

Такой ответ выглядит максимально странно. Исходя из него, по всей видимости, следует такой вывод. Инвалид-колясочник должен запереться в собственной квартире и не покидать ее только для того, чтобы не мешать автомобилистам. К слову, вопрос о том, помешал ли бы он кому-то – весьма спорный.

Семья Евгения Селедкова предоставила в редакцию сайта VSE42.Ru фотографии, на которых видно, что непосредственно рядом с крыльцом здания машины не располагаются. Места между парковкой и подъездом достаточно, чтобы ни пандус, ни автомобили друг другу не мешали. Да и вообще, можно ли ставить вопрос таким образом: удобная парковка важнее, чем создание комфортных условий для инвалида?

И наконец, еще раз подчеркнем, что речь идет не о выезде на "настоящую" уличную проезжую часть, автомагистраль и так далее, а всего лишь на дворовой проезд, где и пешеходы спокойно ходят, и, соответственно, человек в инвалидном кресле тоже имеет полное право передвигаться. И совсем на "сладкое" в таком случае: ежедневно сотни и тысячи людей в инвалидных креслах передвигаются в том числе и в Кемеровской области. И делают они это далеко не всегда исключительно по тротуарам. Часто приходится видеть, как человек в таком кресле вынужден ехать вдоль обочины по проезжей части по вполне банальной причине: тротуар либо отсутствует, либо находится в отвратительном состоянии.

Вот и получается, что юргинские чиновники отказали Евгению Селедкову, обрекли его на пожизненный "домашний арест" при весьма, скажем мягко, сомнительных обстоятельствах.

Отказы остались, причины поменялись

После получения отказа на установку пандуса в 2016 году Евгений Селедков продолжил добиваться создания в его доме "доступной среды". На протяжении пяти лет он, его мама и супруга направляли обращения в мэрию города и администрацию правительства Кемеровской области с просьбой установить жизненно необходимое приспособление.

Сначала Селедков получал отказы на основании "проезжей части". Однако в один миг все поменялось. Не подумайте, что чиновники согласились ему помочь. Вовсе нет! Отказы как возвращались в ответ на все обращения юргинца, так и продолжили возвращаться. Но! Совершено неожиданно Евгению Селедкову и его семье стали приходить письма с совсем другими причинами отказов в решении его маленькой для чиновников, но такой огромной для конкретного человека проблемы. В какой-то момент оказалось, что техническая возможность установки пандуса просто исчезла.

– В результате осмотра и проведения замеров выявлено, что ширина лестничного марша, ведущего от входной двери к площадке первого этажа, составляет 0,95 м, высота лестничного марша 0,78 м. Согласно СП 35-101-2001 "Свод правил по проектированию и строительству. Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения", ширина пандуса с учетом поручней должна быть 1000мм, уклон не более 10%. Перепад высоты лестничной площадки крыльца и уровня земли составляет 1,2 метра, что не соответствует требованиям пункта 5.1 14 "СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (уклон не круче 1:20 (5%)). Также установлено, что пандус будет заканчиваться на внутриквартальной проезжей части дороги, что может повлечь за собой аварийную травмоопасную ситуацию. Таким образом, в многоквартирном доме… отсутствует техническая возможность установки пандуса, – говорится в трех ответах мэрии за 2021 год.

Невнимательные эксперты?

К настоящему времени, спустя шесть лет, ситуация снова изменилась. Она стала кардинально противоположной той, что была в 2016 году. Ровно так же неожиданно, как и вдруг появившееся несоответствие нормам СНиП в подъезде Селедкова. Сейчас, по мнению юргинской мэрии, техническая возможность установки пандуса отсутствует, а вот мешать автомобилистам инвалид-колясочник уже не будет. Поэтому власти решили, что пандус все-таки будет установлен. Но… только на улице.

– В настоящее время работы по обустройству уличного пандуса планируется выполнить в 2022 году после определения подрядной организации. Технической возможности установить пандус в подъезде нет, – рассказала журналисту сайта VSE42.Ru специалист пресс-службы мэрии Юрги Ольга Беклемешева.

Информацией, почему ситуация менялась таким странным образом, сотрудник администрации поделиться не смогла. Однако она предположила, из-за чего могли произойти эти "подъездные метаморфозы".

По ее словам, либо экспертизу проводила еще одна комиссия, которая изучила вопрос более внимательно и пришла к другим выводам. Либо вопрос о технической возможности установки пандуса напрямую связан с типом пандуса.

То есть тип пандуса, который изначально планировали установить, был бы помехой на проезжей части. А приспособление, которое хотят разместить сейчас – совсем не создает препятствий для транспорта. Но это только догадки.

«Замурован» навсегда?

Сложившаяся ситуация выглядит как издевка над инвалидом-колясочником. Что-то вроде: "мы установили пандус на выходе из подъезда, а дальше – не наша забота, дорогой ты наш юргинец, кузбассовец, россиянин. И ничего, что ты останешься дома навсегда. Мы свою работу сделали, да еще и деньги бюджетные освоили. А все остальное – твои проблемы, дорогой! Все по закону!". А как до этого самого подъезда добраться? – это, видимо, не очень интересует чиновников из администрации города Юрга. А потому получается ситуация: по закону, по форме все верно, а по сути – издевательство. Так ведь?

И кстати. Трата денег из бюджета на то, что работать не будет в принципе (раз Селедков просто не сможет добраться до уличного крыльца перед подъездом), – разве это не нецелевое расходование бюджетных средств? Впрочем, судить об этом не возьмемся – представителям муниципалитета, видимо, виднее, как деньги тратить. Точнее, не тратить сущие копейки (едва ли стоимость небольшого пандуса являлась когда-либо большим, чем математическая погрешность в сравнении с размером городской казны) в течение многих лет.

При этом власти якобы руководствуются заботой о человеке. Однако пока что от этой "заботы" Евгений Селедков только пострадал, когда пытался выбраться из квартиры.

– Мы за собственный счет купили телескопический пандус (переносной пандус, который представляет собой две аппарели, что-то вроде двух направляющих для колес кресла-каталки – прим. ред.). Он очень тяжелый, супруге очень трудно его доставать и устанавливать. А потому выехать на улицу решаешься только в крайнем случае. Что еще важнее – ехать по нему очень сложно. Чуть сдвинешься влево-вправо и все – можно упасть. Один раз я сломал себе ногу в результате такого падения, – рассказывает Евгений Селедков.

Получается, ситуация, в которой оказался Евгений Селедков, – безвыходная? Пандуса на лестничном пролете в подъезде не будет. А значит, юргинцу придется сидеть всю жизнь взаперти, воспринимая каждый редкий выход на улицу как большое испытание.. Ведь, по всей видимости, мэрия города не может предоставить никакого альтернативного варианта жителю города. Тысячи лет человеческой эволюции, сотни лет технического прогресса – и вот результат. Чиновники Юрги расписались в собственной беспомощности перед лицом СНиПов, по которым, кстати, строится любое законное жилье в любом российском городе. Так что пресловутое несоответствие СНиПов и установки пандуса – тоже весьма странная история. Чтобы оценить ее досконально и, возможно, все же попытаться помочь конкретному "маленькому" человеку, наверняка надо быть специалистом. А вот чтобы отказать в решении на самом деле очень маленькой проблемы – достаточно быть юргинским чиновником.

Фото: VSE42.Ru, личный архив Евгения Селедкова
Автор: Валерия Коростелева
 общество Облако тегов
Комментарии для сайта Cackle