Странные вещи происходят в кузбасском Абагуре-Лесном. То жителям поселка обещают построить дорогу, но после говорят, что строить ее нельзя. То вводят в эксплуатацию новое пожарное депо, но ликвидируют водонапорные башни для забора воды. А здание местной школы и вовсе "походит на психиатрическую лечебницу". Корреспондент VSE42.Ru попытался разобраться, какая такая неведомая сила навлекает беды на Абагур.
Под Новокузнецком на левом берегу Томи, где находится устье реки Кондома, располагается поселок городского типа Абагур-Лесной. Населенный пункт, окруженный с двух сторон реками, известен своими красивыми пейзажами, большим количеством проблем, а еще колонией №16. Пожалуй, крупнейшим учреждением в Абагуре, как это часто бывает в российской глубинке. Однако, как и местные осужденные, жители поселка оказались заложниками этих самых живописных видов.
Географическое положение населенного пункта стало причиной их главной головной боли. Основной проблемой в Абагуре-Лесном местные активисты считают отсутствие "нормальной" дороги до Новокузнецка или моста, с помощью которого можно было бы быстро добираться до центра города.
Как вспоминают жители Абагура, такой временный мост был построен колонией лет двадцать назад. Пока сооружение функционировало, добраться до города можно было минут за 15-20. А теперь, когда моста нет, в силу рельефа местности, местным постоянно приходится ехать по объездной дороге. При этом объезжать там, где сделать это весьма затруднительно.
Дело в том, что часть пути до города приходится на преодоление небезопасного участка дороги, который покрыт гравием. Некоторые в шутку говорят, что дорога посыпана булыжниками. Из-за этого передвигаться по ней крайне сложно.
А один из участков пути вообще пролегает через возвышенность, которую абагурцы называют горой. Чтобы хотя бы попытаться безопасно по ней проехать, двигаться там транспорту нужно со скоростью 30-40 км/ч на протяжении нескольких километров.
Так что постоянная поломка машин абагурцев из-за летящих во все стороны камней – это только полбеды (некоторые рассказывают, что за сезон у них пробиваются колеса по пять раз). Куда серьезнее то, что многие авто, в том числе и рейсовые автобусы, то и дело съезжают в кювет.
И еще один "бонус". На пути до города селянам приходится пересекать три железнодорожных переезда, которые могут оказаться закрытыми из-за проходящих поездов. А если весной или осенью на пути в город пару раз застрять в грязи на размытой дороге, то вероятность приехать на работу вовремя (или вообще приехать) становится похожа на русскую рулетку.
– У нас уже многие угробили машины. Такси к нам вообще не едет. Транспорт здесь рушится конкретно. Дорогу давно обещали заасфальтировать, сказали, что все будет сделано. Не в ближайшее время, но будет. В итоге они ремонтируют только центральную дорогу до переезда, а по горе дороги уже нет, она вся разбита, – рассказала корреспонденту VSE42.Ru местная активистка Мария Каркавина.
Этот поселок, кстати, относится к городской черте и даже входит в состав Центрального района южной столицы Кузбасса. Однако при том, что расстояние от центра Новокузнецка до Абагура-Лесного куда меньше расстояния от центра города до Заводского или Новоильинского районов, добираться селянам до города приходится как минимум раза в три дольше других новокузнечан – примерно два часа. А в худшем случае даже три.
– Само расположение поселка выглядит как полуостров, у нас с трех сторон находятся реки, единственный выход – уехать через гору. Других вариантов нет: либо мост, либо дорога. А на это нужны деньги. Говорят, что их нет. Почему давно эти деньги не заложили в бюджет, нам никто не объясняет, – рассказала одна из активисток, которая пожелала остаться анонимной.
В общем, наиболее оптимальным вариантом для абагурцев является строительство моста. Тогда дорога не просто станет сразу в несколько раз короче, но и безопаснее. Однако заниматься этим вопросом горадминистрация пока что не торопится. Как и асфальтированием дороги. Даже несмотря на то, что обеспечивать безопасность дорожного движения власти обязаны по закону. И никакие причины не могут оправдывать бездействие горадминистрации.
Уже не первое поколение жителей Абагура-Лесного борется с администрацией города. По крайней мере, так говорят местные, прожившие в поселке всю жизнь. Как и их родители, которые начинали эту борьбу. Однако заглядывать в настолько давнюю историю борьбы абагурцев с мэрией не будем.
В настоящее время инициативная группа жителей населенного пункта состоит из шести человек. Рассказывая о проблемах, активисты поселка начинают свое повествование с 2013 года. Когда действующий мэр Новокузнецка Сергей Кузнецов был исполняющим обязанности главы южной столицы региона и приехал в поселок на встречу с местными жителями. Тогда он и пообещал абагурцам, что та самая дорога от Притомского шоссе до поселка будет заасфальтирована. По крайней мере, так писали тогда журналисты.
Потом Кузнецов стал мэром. С момента той встречи прошло уже почти 10 лет. А дороги как не было, так и нет. Теперь на сообщения активистов в соцсетях глава отвечает, что публикация в газете – неофициальный источник, да и вообще о таком издании он якобы "ничего не знает".
– Не будет там асфальта. Проект (асфальтирования дороги – прим. ред.) не утверждается экспертизой. Проект был подготовлен. Возникли вопросы с переносом высоковольтной линии. Ее никто переносить не будет. Это миллиардные суммы. Вы экономику изучали? – активистка Мария Каркавина поделилась с корреспондентом VSE42.Ru фрагментом переписки с Кузнецовым. Получается, что согласно логике мэра, деньги, пусть и достаточно большие, не стоят комфорта и безопасности жителей целого кузбасского поселка. О цене слов самого городского головы в этой связи, видимо, и говорить не приходится.
При этом ранее на просьбы жителей поселка глава Новокузнецка отвечал куда более резко и иронично.
– Я могу сделать передвижку средств для выполнения данных работ только с заработной платы учителей. Или не чистить снег, когда начнется плохая погода. Дефицит бюджета огромный, – писал Кузнецов.
В общем, эта история стара как мир. Последние десять лет жители Абагура-Лесного пытаются добиться от мэра города исполнения своих обещаний. Но даны они были на словах и, конечно, никакой юридической силы не имеют. Да и в качестве подтверждения – только заявления самих селян. А значит, идти добиваться изменений, видимо, некуда, да и не с чем.
Однако пустые обещания не исчезли бесследно. Потому что именно из-за якобы сказанных мэром слов о том, что дорога до поселка будет заасфальтирована, абагурцы теперь уверены в своей правоте. Им же пообещали, а они – поверили. Но теперь, когда веры уже нет, они всего лишь требуют исполнения обещанного.
Поселковые даже обращались в администрацию президента России с просьбой построить мост. Вместо Путина ответ им пришел из комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецк. В нем сообщили, что реализация намеченных мероприятий запланирована на расчетный срок до 2030 года. В общем, ждать изменений абагурцам еще долго.
После длительного рассказа о дорожной проблеме члены инициативной группы Абагура-Лесного переходят к другой, не менее интересной, но куда более удивительной истории.
В 2015 году в Абагуре-Лесном запустили в эксплуатацию новое пожарное депо. Старая пожарная часть была закрыта в 2005 году. В этот временной промежуток примерно в 10 лет пожарные машины в случае необходимости приезжали в поселок из других районов Новокузнецка. Теперь пожарные машины в населенном пункте есть. Вот только им негде набирать воду. По крайней мере, набирать так, чтобы можно было после этого успеть потушить пожар.
Местные жители говорят, что водонапорные башни в Абагуре-Лесном снесли, имеющиеся пожарные резервуары не предназначены для использования зимой, потому что они замерзают, а из отапливаемой скважины для забора воды машины заправляются очень долго.
– У нас много частного сектора, пожары – не редкость. Случись какой крупный пожар, пока воду будут набирать, у нас уже все сгорит, – говорит одна из активисток.
Этот вопрос члены инициативной группы поднимали, в том числе и на встрече с главой Центрального района Новокузнецка Николаем Масловым 18 марта 2022 года. Надо отметить, что встреча, по словам активистов, как обычно, не дала никаких плодов. И даже обещать что-то чиновнику уже было как-то неловко. В ответ на многие вопросы он просто разводил руками.
– Маслов сказал, что на решение проблемы нужен один миллион рублей. И сообщил, что нам взять их неоткуда и пожал плечами. А начальник нашей пожарной службы сказал, что воды в настоящее время хватает на две-три минуты. У нас пожары часто случаются: засуха, у нас поля рядом… – рассказала Каркавина.
В результате окруженные двумя реками абагурцы продолжают жить без воды. И не только без воды для тушения пожаров, но и без питьевой. В настоящее время ее привозят жителям поселка несколько раз в неделю в канистрах. У некоторых есть свои скважины.
Однако в этой бочке дегтя есть и ложка меда. Например, после обращения в прокуратуру абагурцы все же смогли добиться того, что в ближайшие годы у них появится водопровод. Предполагается, что с его строительством и решится проблема отсутствия воды для пожаротушения. А пока, до 2024 года, селянам стоит аккуратнее обращаться с огнем.
Как водится, в таких небольших населенных пунктах, как Абагур-Лесной, проблем мало не бывает. Кроме трудностей с дорогой до Новокузнецка и забором воды пожарными машинами жители поселка рассказывают еще о нескольких насущных проблемах.
– У нас даже нет ни одной лавочки. Некуда выйти, чтобы просто посидеть с ребенком. Нет ни одного места благоустроенного, – рассказывает одна из местных активисток.
По словам членов инициативной группы, на территории Абагура нет и общей детской площадки (есть только придомовая, куда приходится ходить всем детям поселка с населением около пяти тысяч человек). Обращение с просьбой построить детскую площадку на имя Маслова подписывали почти 50 абагурцев, но никакого результата не было.
И проблема бездомных собак, как и весь Кузбасс, не обошла Абагур стороной. В населенном пункте были зафиксированы несколько случаев нападения бездомных животных на людей. Однако, по словам местных, бригада по отлову животных забирала и чипировала буквально нескольких собак. А после того, как абагурцы начали активно требовать приехать и отловить еще несколько стай животных, организация перестала отвечать на их звонки.
Кроме этого, в поселке нет аптеки и банкомата. Вернее, раньше они были, но их ликвидировали. Потому что это экономически невыгодно. Видимо, это типичная ситуация для Кузбасса. Особенно тревожит абагурцев отсутствие аптеки, ведь скорая помощь добирается до поселковых более двух часов. Так что и медицинской помощи в экстренной ситуации жителям Абагура получить неоткуда.
– А еще у нас школа облезшая, туда страшно зайти, потому что она похожа на психбольницу. Вы мимо пройдете и не поймете, что это школа. Я писала Сергею Кузнецову по поводу школы, мы с ним разговаривали… Я сама семь лет назад закончила эту школу, до сих пор ничего никто не делал снаружи, внутри делают родители – кто-то что-то приносит. Снаружи стены осыпаются кусками. Мы и в Минобразования Кузбасса писали, нам ничего не сказали. Писали депутатам. Нам ответили, что надо писать Цивилеву. А я говорю: "Ну, мне осталось только президенту писать!" – рассказала Мария Каркавина.
Можно было бы сказать, что и другие учреждения для детей в поселке выглядят, мягко скажем, непригодными для нахождения в них. Однако таких вообще нет. Абагурским школьникам негде заниматься ни спортом, ни творчеством. В поселке из околокультурных развлечений есть библиотека. Нетрудно догадаться, насколько востребовано это учреждение.
15 октября 2021 года Кузнецов подписал протокол поручений совещания по перспективному развитию территорий поселка Абагур-Лесной. В нем указано 20 поручений мэра. Некоторые из них должны были быть выполнены в прошлом году. Они касаются других, не менее значимых, но не таких, возможно, масштабных проблем абагурцев. В том числе там указано: провести уроки мужества в школах с целью пропаганды службы в рядах российской армии. О строительстве дороги или моста ни слова, о решении проблемы с забором воды пожарными – тоже.
Однако когда жители поселка обратились к представителям горадминистрации с просьбой рассказать, какие поручения были исполнены, ответ оказался максимально неожиданным. Якобы сотрудники мэрии заявили, что понятия не имеют, о каком документе говорят члены инициативной группы. В общем, еще несколько обещаний, даже задокументированных, исполнено не было. Такие вот особенности работы городской администрации под управлением Сергея Кузнецова.
– С 2013 года нам тут обещают такое развитие! Что у нас все будет! В результате ничего не происходит. И мост обещали, и дорогу, и благоустройство. Мы писали, обращались в соцсетях к губернатору, задавали вопросы на собрании с главой Центрального района Масловым. Нам не дали вразумительного ответа. Говорят, что денег нет, – рассказала одна из местных активисток.
Принять аргументы мэрии в виде дежурной фразы "денег нет" довольно сложно. Ведь и на водопровод не было, но после проверки прокуратуры вдруг появились. Однако без водопровода людей просто не могли оставить по закону, а вот без дороги и моста, видимо, смогли.
С другой стороны, даже если и принять эти аргументы, то тогда выходит, что на строительство детской площадки или установку обычных лавочек тоже денег нет. Но ведь это совсем другие суммы. Даже один миллион рублей на то, чтобы пожарные машины смогли "нормально" набирать воду – совсем не большая сумма для бюджета второго крупнейшего кузбасского города. На что тогда деньги есть? Вопрос риторический.
И в завершение вернемся к тому, с чего начинали. Да, абагурцам повезло родиться в том месте, где природа постаралась максимально оградить их от всех издержек цивилизации. А новокузнецкие чиновники – от всех ее благ.
Однако в 21 веке сделать комфортной жизнь людей, которые пусть даже и находятся за горой и двумя реками, не является нерешаемой задачей. Особенно за несколько десятков лет. Как говорится, было бы желание. А тогда, может быть, и получится снять "проклятье" с этого, как говорят местные, богом забытого места.