Вера Пехтелева, или Почему люди травят жертв насилия?

19 апреля в одном из кемеровских пабликов появилось сообщение о краже велосипеда. Пострадавшие просили по фото опознать вора. Но в ответ на них посыпались упреки и оскорбления, смысл которых сводился к тому, что владельцы велосипеда сами виноваты в случившемся. То же самое произошло с отцом убитой в 2020 году экс-бойфрендом кемеровчанки Веры Пехтелевой. Его обвинили в смерти дочери. Почему люди вместо того, чтобы поддерживать пострадавших, предпочитают их травить, выяснял журналист VSE42.Ru.

Я хороший, ты плохой!

"Может, кто знает этого утырка? Украл велосипед сына! Свинота!" – пост такого содержания был опубликован 19 апреля 2021 года в одном из популярных городских пабликов во "ВКонтакте". Под ним размещались фото, по всей видимости, с камеры видеонаблюдения, на которых неизвестный выводил велосипед из подъезда многоэтажки.

Вероятно, понесшие ущерб горожане, распространив информацию в Сети, при помощи земляков надеялись установить личность похитителя и привлечь его к ответственности. Но не тут-то было. Буквально с первых комментариев на пострадавших посыпались оскорбления и обвинения в том, что если бы их ребенок не оставил велосипед без присмотра, то его бы не украли. Поступали советы наказать ребенка, чтобы впредь берег дорогое имущество.

Разумеется, не все комментаторы выступали против пострадавших. Некоторые попытались пристыдить тех, кто откровенно травил жертв кражи. И все же большинство примкнули к лагерю обвинителей.

Другая история связана с трагедией Веры Пехтелевой. Зимой 2020 года 23-летняя кемеровчанка пала жертвой бывшего возлюбленного. После того, как по факту убийства было возбуждено два уголовных дела (о халатности в отношении сотрудников дежурной части и об убийстве в отношении бывшего молодого человека Веры), родственники девушки решили придать ситуацию огласке. Они посчитали, что фигуранты дела могут понести наказание, несоответствующее тяжести преступления. После того, как подробности трагедии были обнародованы и в поддержку потерпевших выступили некоторые российские звезды, а также была создана петиция, прокуратура потребовала ужесточить обвинение в отношении всех фигурантов.

Однако нашлись те, кто обвинил в трагедии родителей Веры Пехтелевой, в частности ее отца. Под одним из постов в официальном паблике VSE42.Ru во "ВКонтакте" появились именно такие комментарии.

Тема травли жертв не обошла стороной и федеральную повестку. В качестве одного из недавних примеров приведем высказывания известного участника интеллектуальных игр Анатолия Вассермана, который, к слову, этой осенью собирается баллотироваться в российскую Государственную думу. Так, Вассерман в середине мая 2021 года прокомментировал скандал 2018 года, связанный с сексуальными домогательствами депутата Госдумы Леонида Слуцкого к журналисткам ряда иностранных и отечественных СМИ, а также скандал с домогательствами игрока "Что? Где? Когда?" Михаила Скипского к несовершеннолетним школьницам. Приблизительно полгода назад эта история широко обсуждалась в СМИ.

Так, в программе "Давай поговорим" журналиста Федерального агентства новостей Вадима Манукяна интеллектуал сказал:

– …Нынче скандалы вообще в моде. Вспомните хотя бы цепочку скандалов под лозунгом "меня тоже" (#MeToo – хештег, распространившийся в соцсетях по всему миру в октябре 2017 года и символизирующий осуждение сексуального насилия и домогательств). Поводом к его возникновению послужили обвинения американского кинопродюсера Харви Вайнштейна – прим. ред.), когда там, по сути, были две группы. Самый известный у нас пример – это депутат Слуцкий, которого дружно обвинили в домогательствах несколько журналисток, чьи политические взгляды прямо противоположны его собственным. Но ничего кроме слов предъявить так и не сумели (журналистка Би-би-си Фарида Рустамова предъявила аудиозапись, на которой Слуцкий предлагает ей бросить бойфренда и стать его любовницей, при этом называя девушку "Зайчутка" – прим. ред.). Ну и вторая причина – это когда какая-нибудь дама торгует своим телом, необязательно за деньги, можно за другие "ништяки", например, Вайнштейну отдавались за оскароносные роли, а потом считает, что раз уж она получила все, что хотела, то тот, под кого она ложилась, больше ей не нужен. По-моему, и то, и другое доказывает вину не того, кого обвиняют, а того, кто обвиняет. Что же касается скандалов в "Что? Где? Когда?" ˂…˃ Что касается Скипского. Опять же, "меня тоже" без намеков на доказательства. Я не знаю, кому именно Скипский не понравился, но не верю в то, что он мог кого-то активно домогаться. Разве что, если по нынешней моде, кто-то принял за домогательство одобрительное похлопывание по плечу… – сказал Анатолий Вассерман.

Прежде чем перейти к разговору о том, почему же люди винят жертв различных несчастий и преступлений в том, что с ними произошло, отметим, что 11 марта 2020 года суд приговорил 67 – летнего Харви Вайнштейна к 23 годам тюремного заключения (обвинение просило для подсудимого 29 лет, защита – 5). Судья посчитал доказанными два эпизода насилия над женщинами. Женщины, обвинившие в домогательствах Слуцкого и Скипского, в правоохранительные органы не обращались. Предполагаемые жертвы игрока "Что? Где? Когда?", тем не менее, просили отстранить его от работы с несовершеннолетними.

Явление, когда люди обвиняют жертву насилия в том, что с ней произошло, в современном мире получило название "виктимблейминг", реже употребляется слово "виктимшейминг", но означает оно то же самое. Изначально эти термины употреблялись для определения сексуального и домашнего насилия. Но все чаще они распространяются на другие сферы жизни: кто-то кого-то обидел в школе – виноват тот, кого обидели. Или, пример, вор украл велосипед, а обвиняют владельцев. Интересно, что чем больше распространяются социальные сети, тем большее распространение получает и виктимблейминг.

С вопросом, какие люди и почему предпочитают травить жертв, а не проявлять сочувствие и высказывать слова поддержки, мы обратились к новосибирскому психологу Надежде Матушкиной.

Никто не хочет быть жертвой

– Истоки виктимблейминга кроются в двух основных причинах. Первая заключается в том, что любая новость о насилии вызывает у людей защитную реакцию. Если мы узнаем, что кого-то изнасиловали или по отношению к человеку были допущены другие агрессивные действия, наша психика начинает защищаться от этой пугающей информации. Когда мы слышим, что насилие происходит в мире повсеместно, наша иллюзия безопасности начинает пошатываться. И люди в основном от этого стремятся защититься. Ведь, если с кем-то случается что-то плохое, страшное, человек автоматически примеряет это на себя. Он рассуждает так: "Если это произошло с кем-то, значит, может произойти и со мной. А раз это может произойти со мной, значит, я испытаю страх, боль". То есть, глядя на несчастья других людей, человек понимает, что мир не безопасен, и начинает от этого защищаться, причем чаще всего бессознательно, – говорит Надежда Матушкина.

Одна из защит, которую люди очень часто используют, по словам психолога, это как раз и есть обвинение жертвы в том, что с ней произошло, – тот самый виктимблейминг. Оказывается, к такому виду психологической защиты чаще всего прибегают люди, которые верят в некую базовую справедливость мира. Их логика такова: не совершай неправильных действий (не носи короткую юбку, не отпускай ребенка одного гулять, не ставь велосипед неприкованным в подъезде и т.п.), и с тобой ничего плохого не произойдет. Поступай правильно и будешь в абсолютной безопасности.

– Но если взглянуть на реальность, то не сложно понять, что, например, и самолет может разбиться, где летит много разных людей, и по шоссе может ехать семья, а на встречку неожиданно вылетит другой человек и убьет по сути невинных, которые не рассчитывали на такой исход. Но если люди будут соприкасаться с этой информацией в полном объеме, проникать в суть ситуаций, то это вызовет у них много негативных чувств: тревогу, страх за свою жизнь и безопасность. А когда ответственность в случившемся перебрасывается на жертву, то это помогает сохранять иллюзию контроля, иллюзию справедливого мира. Плохие или глупые люди совершают неправильные поступки и за это получают наказание. А я буду совершать правильные поступки, везде подложу соломку, смогу все предусмотреть, и это позволит мне оставаться в безопасности и прожить жизнь счастливо, не встречаясь ни с какой угрозой, – рассказывает психолог.

Есть и вторая причина желания травить жертв. Она дополняет первую и раскрывает механизм действия виктимблейминга. Надежда Матушкина обращает внимание на то, что, когда идет обвинение в сторону жертвы, часто звучит банальная фраза: "Сам(а) виноват(а)".

– Обратимся к нашему детству, в частности к тому, как воспитывали детей в советское время, то есть тех, кто сейчас является людьми среднего возраста. Например, маленький ребенок подходит к раскачивающимся качелям, и ему прилетает по лбу. Ребенок падает, плачет. Мама подходит и говорит: "Я тебя предупреждала: не подходи к качелям. Теперь будешь знать, как маму не слушать. Сам виноват". Здесь надо бы ребенка пожалеть, оказать поддержку. Потому что он не рассчитывал на такой эффект. Он просто подошел к интересующему его объекту, он исследовал мир. И да, действительно, ему прилетело по лбу. Теперь он вряд ли когда-нибудь подойдет к раскачивающимся качелям. В момент падения, боли ребенок нуждается сначала в поддержке, а потом в объяснении, что когда качели качаются, то к ним лучше не приближаться, но точно не в дополнительном наказании. Конечно, мама ругает ребенка из страха за его здоровье. Чтобы в будущем предупредить подобные ситуации, мама ругает ребенка автоматически. Ну и, когда мы вырастаем, мы делаем с другими то, что когда-то делали с нами. Если в детстве нас обвиняли в том, что мы сами виноваты в своих ошибках, тем самым подкрепляя идею иллюзии безопасности мира и нашей способности контролировать его, то мы легко помещаем внутрь себя этот способ и активно им пользуемся во взрослой жизни, – объясняет Надежда.

Исходя из этой логики, став взрослыми, если кто-то в поле нашего зрения пострадал или потерпел неудачу, мы охотно обвиняем его. То есть ведем себя так, как когда-то вели себя с нами – это уже стало нашим собственным паттерном поведения и, с одной стороны, защитой от неприятных переживаний, а с другой стороны – автоматическим действием. 
Здесь напрашивается вопрос: люди, которые травят жертв, сами совершив ошибку, говорят "Это я во всем виноват"? Становясь жертвой, люди ругают себя? Или все-таки нет?

– Все зависит от того, как организована личность. То есть у разных людей защитные механизмы по-разному работают. Некоторые обвиняют себя: "Я сам виноват". Но чаще всего, конечно, нет. Существует такая психологическая защита, как раздельное мышление: человек, который вчера еще кого-то подвергал виктимблеймингу, сегодня, попадая в беду, искренне переживает и во всем обвиняет агрессора. И это не говорит о том, что он двуличен. Дело в том, что мышление работает таким образом, что человек просто не связывает два этих опыта воедино. То есть они существуют у него раздельно. Опыт – где другой жертва. А он защищается, сохраняя иллюзию своей безопасности тем, что начинает эту жертву обвинять. И опыт, где жертва – он сам, и где он тоже сохраняет целостность своей психики, защищая себя и обвиняя агрессора. То есть, по большому счету, человеческая психика устроена так, что она в любых обстоятельствах стремится сохранить свою целостность. А вот какой способ будет избран – это уже вопрос вторичный, – говорит психолог.

Коль уж так устроена человеческая психика, мы не вправе советовать, какой способ поведения в отношении жертв правильный. С природой, как говорится, не поспоришь. А заниматься перевоспитанием участников дискуссий в соцсетях – дело пустое и неблагодарное. Но с уверенностью мы можем сказать одно: травить или сочувствовать человеку, попавшему в беду, – решение каждого конкретного человека. И от того, что мы выберем, зависит, в каком обществе и мире в конечном итоге будем жить мы и наши потомки.

Фото: VSE42.Ru, Вконтакте
Автор: Анастасия Ландо
Комментарии для сайта Cackle