Развлечение, требующее прав: зачем нужно водительское удостоверение на самокат?

Наступила пора велосипедов, роликов, скейтов и самокатов. И если для первых трех видов передвижения кузбассовцам необходимы максимум шлемы и наколенники, то с самокатами все обстоит сложнее. А точнее – с электрическими самокатами. С новым видом транспорта пришли и новые правила. Почему для передвижения на электросамокате по городу нужны права и 16-летний возраст, выяснял корреспондент VSE42.Ru.

Самокат – почти машина?

Споры о правилах езды на электросамокатах ведутся с того момента, как они стали одним из самых популярных средств передвижения по городу. Ведь электрический самокат может разогнаться до 45 км/ч, при этом все, что нужно делать "водителю", – это жать на газ. К слову, средняя скорость, которую может поддерживать обычный любитель на велосипеде – 25-30 км/ч, но здесь уже необходимо приложить усилия.

Еще одно отличие велосипеда от электросамоката в том, что во втором случае водителю СИМ (средства индивидуальной мобильности – прим. ред.) необходимо всегда при себе иметь водительское удостоверение, на себе – застегнутый мотошлем, и, конечно, водитель должен достигнуть 16-летнего возраста, согласно примечанию к статье 12.1 КоАП. Учитывая максимальную скорость электрического самоката, приравнивать управление им к категории М довольно логично.

К слову, разрешенная скорость в пределах населенного пункта для механического транспортного средства составляет 60 км/ч, что всего на 15 км/ч больше, чем скорость электросамоката. В областной ГИБДД правила управления электрическим самокатом также объясняют потенциальной опасностью из-за скоростных возможностей транспорта.

– Напоминаем вам, что СИМ содержат в себе потенциальную опасность, поскольку могут развивать значительную скорость, что при ограниченной маневренности создает высокую вероятность потери управления. При этом многие пользователи таких устройств, выезжая на проезжую часть, не используют защитную экипировку, чем подвергают опасности свою жизнь и окружающих, – пояснил заместитель начальника отдела ГИБДД УМВД России по Кемерову Сергей Белов.

Закон, вроде как, существует, но как он соблюдается в Кузбассе? Именно это корреспондент VSE42.Ru и решил узнать опытным путем. Для начала, уточнив, так ли высока скорость электросамоката, как об этом говорят.

Для эксперимента был выбран удобный путь для трех видов передвижения: велосипеда, электросамоката и машины. Точка А – Универсам № 3, точка Б – кемеровский Драмтеатр. Машина передвигалась с разрешенной по городу скоростью – 60 км/ч. Электросамокат – с максимально возможной, на нем удалось разогнаться до 40 км/ч. Скорость велосипеда зависела от сил и возможностей "байкера".

Плюсы электросамоката и велосипеда – отсутствие светофоров. Но, несмотря на то, что водители электрических самокатов передвигаются по тротуару, по правилам это запрещено. Ведь СИМ приравнивается к мопеду, согласно комментариям сотрудников ГИБДД.

Так, путь в выходной день протяженностью в 7 км у машины занял 14 минут, что всего на 6 минут быстрее, чем на электросамокате. На нем удалось добраться до Драмтеатра всего за 20 минут. Самым медленным в гонке оказался велосипед: путь на двухколесном агрегате занял 30 минут. Можно сделать вывод, что электросамокат по скорости перемещения в городе, действительно, очень и очень близок к транспортному средству.

Нужны ли права или нет?

Из первого эксперимента вытекает второй. Если данное СИМ так потенциально опасно и требует водительских прав, соблюдается ли это правило в городе? Узнать ответ на этот вопрос корреспондент VSE42.Ru решил, взяв на прокат электросамокат по объявлению в интернете. Если за отсутствие прав на управление электросамокатом штрафуют, по логике, в прокате должны были спросить паспорт и водительское удостоверение, а также выдать вместе с самокатом мотошлем. Но все, что потребовалось, – это паспорт. И то, не для того, чтобы уточнить возраст, а в качестве залога, несмотря на то, что по закону это запрещено.

Так, без водительского удостоверения и шлема можно рассекать по городу 30 минут всего за 200 рублей. А также с вероятностью получить сразу несколько штрафов. За отсутствие права управления, согласно Федеральному закону "О безопасности дорожного движения", – от 5000 до 15 000 рублей, и за отсутствие или нарушение правил использования мотошлема – 1000 рублей.

В России электросамокат можно взять не только в прокате, но и при помощи приложения, которое, по сути, является тем же прокатом, только широкодоступным и более удобным, что позволяет увеличить "армию" самокатчиков. В Кузбассе федеральная сеть аренды самокатов еще не заработала, но с апреля этого года активно развивается в Новосибирске. В планах у одной крупной сети до конца года запустить приложение и в Кузбассе.

Необходимы ли водительские права в таком случае? Также нет. Все, что нужно, – это скачать приложение, ввести номер телефона, в отдельных случаях – адрес электронной почты, прикрепить банковскую карту и найти по карте в приложении ближайший свободный электросамокат.

Следовательно, воспользоваться самокатом, таким образом, может любой человек, владеющий банковской картой. В таком случае появляется вопрос, почему для аналогичной аренды машины права являются главным и необходимым условием использования, а для другого средства передвижения, которое также требует наличия водительского удостоверения, такого условия нет вовсе. Изменятся ли правила использования приложения к тому моменту, когда такой способ аренды будет доступен в Кузбассе, неизвестно.

Проехав по городу порядка получаса, мы не заметили "за рулем" электрического самоката ни одного водителя со шлемом. К тому же, несколько раз удалось встретить и детей явно младше 16-летнего возраста. Штрафы на наших глазах также никому не были выписаны, и рейды замечены не были.

Одна из проезжавших мимо горожанок, наслаждавшаяся теплым днем и рассекавшая на электросамокате по центральным улицам Кемерова, призналась, что прав на СИМ у нее нет. Для их получения необходимо пройти обучение в любой автошколе на категорию М. У тех, кто уже владеет водительским удостоверением с любой другой категорией, она открыта автоматически.

– Знаете, я как-то читала об этом в интернете, что, возможно, они будут необходимы, но дальше так и не поняла, чем история закончилась. А купила я его год назад, за это время меня ни разу не остановили и не попросили предъявить права. А то, что на самокате можно только по дороге ездить, вообще в первый раз от вас слышу, – пояснила кемеровчанка Алена.

Действительно, в правилах дорожного движения, относящихся к электросамокатам, все не так однозначно. Вроде как и штрафовать сотрудники ГИБДД водителей без прав могут и даже увозить СИМ на штрафстоянку имеют право, в порядке статьи 27.12 КоАП, но подобное происходит довольно редко, учитывая, что правила все так же не соблюдаются. Да и какие правила все-таки подходят к электросамокатам на законном уровне, если по техническому оснащению они не подходят ни к механическому транспортному средству, ни к велосипеду? Ведь, в соответствии с пунктом 1.2 ПДД РФ, лица, использующие в качестве передвижения самокаты, относятся к пешеходам.

И все же, согласно примечаниям к статье 12.1 КоАП, водительские права не требуется лишь на электрические самокаты, имеющие мощность менее 250 ватт. И максимальная скорость движения у таких самокатов варьируется до 20 км/ч. Но, проанализировав рынок, можно сделать вывод, что таких электросамокатов крайне мало, а их цена не сильно отличается от более мощных.

Резюмировать все проведенные эксперименты можно двумя фразами – "не пойман – не вор" или "где правильный учет, там зерно не утечет". И то, и другое к нынешней ситуации подходит. Ведь правила до конца на законодательном уровне не сформулированы, так как самого понятия "электросамокат" в Правилах дорожного движения нет. Да и ловить нарушителей, вроде как, тоже не совсем планируется, так как непонятно за что.

Фото: pixabay.com
Комментарии для сайта Cackle