Выбирая специальность, которой предстоит заниматься всю взрослую жизнь, выпускники школ часто встают в тупик. Как угадать, что будет востребовано на рынке труда через 5-10 лет? Возможно, лучший выход из этого тупика предложил крупный кузбасский вуз, первым за Уралом запуская обучение по супервостребованной специальности. Подробности в материале корреспондента VSE42.Ru.
Руководство Кузбасского государственного технического университета (КузГТУ) объявило о подготовке к открытию в вузе нового направления, в рамках которого будут обучаться специалисты-гидравлики. Точнее, открытие магистратуры по этому направлению.
Для людей, далеких от техники и инженерного дела, стоит отметить, что гидравлики – это специалисты, которых сегодня ищут практически все крупные и не очень предприятия. А все потому, что на рынке труда таковых практически нет. И это при том, что доля использования гидравлических систем в современном оборудовании в настоящее время, по разным оценкам, составляет до 80 процентов.
– К нам приходят руководители крупных предприятий, в том числе угледобывающих, хотя далеко не только их, и прямо просят: "Дайте нам гидравликов". Мы, конечно, стараемся пойти навстречу запросам бизнеса. Пока это была подготовка уже работающих специалистов-механиков как дополнительное образование. Но сейчас принято решение, и активно ведется подготовка к открытию соответствующей магистратуры. Правда, чтобы насытить рынок труда, понадобится много лет. Просто для понимания скажу. Сегодня только в Кузбассе потребность в гидравликах составляет порядка 200-300 человек. А мы пока обучаем только 15 человек в год. Так что, вполне вероятно, что не работодатель будет выбирать наших выпускников, а они будут решать, куда именно пойти работать и на каких именно условиях, – рассказал VSE42.Ru директор горного института КузГТУ Алексей Хорешок.
Слова представителя кузбасского вуза подтверждает и тот факт, что в настоящее время полноценная подготовка гидравликов в России ведется только в престижном Московском государственном техническом университете им. Н. Э. Ба́умана (легендарная "бауманка"). И вот теперь монополию на это направление подготовки планирует нарушить КузГТУ.
– Сегодня полноценный специалист-гидравлик нужен практически в любой сфере деятельности в промышленности. Разумеется, в горном деле – как при открытых, так и при подземных горных работах. Но! Строительство зданий и сооружений, дорожное строительство… Да любая промдеятельность, где используются какие-либо механизмы, оборудование, без гидравлических систем, а значит и специалиста по их использованию не сможет обойтись, – рассказал Алексей Хорешок.
Таким образом, по сути, кузбасское образование благодаря нововведениям в КузГТУ становится актуальным, как минимум, на уровне всей России, а то и за ее пределами.
О первом за многие годы и весьма серьезном прорыве кузбасской высшей школы, по крайней мере, в части технического образования, стало известно во время встречи врио ректора КузГТУ Алексея Яковлева и генерального директора ОАО "БелАЗ" Сергея Никифоровича.
Встреча, кстати, во многом знаковая. Во-первых, и руководитель кузбасского вуза, и глава компании "БелАЗ" совсем недолго находятся на своих должностях. Так что лично обсудить новые аспекты будущего сотрудничества, пусть и имеющего многолетнюю предысторию, – это важно.
Во-вторых, белорусское предприятие традиционно очень тесно связано, например, с угледобывающей отраслью именно в Кузбассе. В том смысле, что большая часть большегрузов от БелАЗ с заводского конвейера направляются именно в Кемеровскую область. А кемеровский "политех" является традиционным и крупнейшим поставщиком кадров для кузбасских угольщиков. Так что, чем активнее белорусы работают с КузГТУ, тем больше шансов, что белорусская техника сохранит свои позиции на угольном рынке нашего региона.
Тем более что в последние годы конкурентов у БелАЗа появилось прилично. И китайские производители начали "подпирать", заключив крупный контракт с одной из ключевых кузбасских угольных компаний. Да и российские производители тоже не дремлют. По крайней мере, активно выходя на рынок углевозов – самосвалов с грузоподъемностью порядка 40 тонн – и заключая достаточно крупные контракты с кузбасскими угольщиками.
В свою очередь, КузГТУ тоже заинтересован в сотрудничестве с одним из крупнейших мировых производителей карьерных самосвалов. Для кузбасского вуза в этом есть, как минимум, несколько плюсов.
Один из них – непосредственный доступ преподавателей и студентов к современным технологиям автомобилестроения, в том числе и в горном деле. Как следствие, качество образования от этого только улучшается.
Еще один важный момент – налаженная коммуникация между вузом и автопроизводителем дает возможность получать не только теоретические знания, но и реальные навыки, а значит, выходить из стен вуза уже готовым к реальной работе специалистом.
Ну и наконец, вуз в результате сотрудничества с таким экономическим гигантом, как БелАЗ, получает дополнительный источник улучшения материальной учебной базы.
В этой связи во время визита делегации БелАЗ было принято принципиальное решение о разработке дорожной карты сотрудничества БелАЗ и КузГТУ. Причем и Алексей Яковлев, и Сергей Никифорович особо подчеркнули, что совместная работа будет максимально конкретной и полезной обеим сторонам.
Например, уже на первой встрече двух руководителей возникла важная для обсуждения тема, которая без преувеличения может стать технологическим прорывом. Речь идет об использовании криодвигателей (криогенных бортовых топливных систем). Это новое слово в двигателестроении. Для тех, кто далек от этой темы, в двух словах стоит объяснить ее суть.
Криодвигатель идет на смену привычному ДВС (двигателю внутреннего сгорания). Сначала он работал на бензине и дизельном топливе. Следующим витком развития стала работа на природном газе. И вот теперь начинается эра сжиженного газа, который, как известно, получается при низких и сверхнизких температурах в специальных криогенных установках.
В сравнении с традиционной газовой (на сжатом газе) новая технология позволяет решить несколько задач. Если коротко, то это существенное улучшение экономики работы таких двигателей. Плюс к этому не менее важный момент с нагрузкой на экологию. Дело, как говорится, за малым. Необходимо довести криодвигатели "до ума", поставить на конвейер и… совершить технологический рывок.
Соответственно, усилий одних только производственников явно недостаточно. Нужно привлекать научные кадры. И вот как раз КузГТУ как нельзя лучше подходит для реализации подобных проектов.
Тем более что именно криоустановки в настоящее время – одно из приоритетных направлений исследований в вузе. А это и научная школа, кандидатские и докторские диссертации, реальная исследовательская и производственная деятельность. Ну и самое главное, для студентов КузГТУ это реальный опыт не только теоретической, но и практической работы. При этом опыт уникальный и полученный еще на стадии вхождения в будущую специальность в учебных аудиториях и вузовских лабораториях.
Кстати, еще один важный момент, который врио ректора Алексей Яковлев отметил во время встречи. Будучи выходцем из томской высшей школы, которая считается одной из лучших в стране, он уже успел оценить научный и преподавательский потенциал возглавляемого им вуза.
– Высшая школа сейчас переживает не самые простые времена. Поэтому только сильные вузы способны пройти их эффективно, не только сохранив имеющийся потенциал и привлекательность для своих реальных и потенциальных студентов, но и стать сильнее, увеличив свою долю в высшем образовании Кузбасса. К счастью, КузГТУ – это действительно сильный вуз, где удалось сохранить профессорско-преподавательский коллектив, талантливых студентов и традиции высшей школы. Поэтому наши выпускники – это настоящие профессионалы, специалисты, способные конкурировать за самые престижные рабочие места, за "работу мечты" не только в Кузбассе, но и по всей России. И даже за ее пределами, – сказал Алексей Яковлев.
Подтверждением этих слов врио ректора можно, например, считать тот факт, что один из участников делегации БелАЗ – генеральный директор АО ТД "БелАЗ" Алексей Лямин – был, как раз, выпускником КузГТУ.