Культурно-цифровая революция в Кузбассе

Открывшаяся недавно выставка уникальной картины "Святая Русь" культового русского художника Михаила Нестерова стала началом большого культурного движения не только в Кемеровской области, но и в Сибири в целом. По большому счету, именно ее можно считать реальным запуском музейного комплекса Сибирского культурного кластера искусств, ключевым объектом которого станет филиал Государственного Русского музея. О роли выставки как одной из значимых событий в рамках формирования 
культурного кластера в Сибири и о том, какие преобразования, в том числе цифровые, коснутся культурного пространства на примере Кузбасса, выяснял корреспондент VSE42.Ru.

«Святая Русь»

Для начала стоит остановиться на том, почему открытие выставки, что называется, одной картины стало столь заметным событием не только в культурной жизни Кемеровской области и Сибири, но и знаковым мероприятием федерального масштаба.

Напомним, что в областном центре идёт подготовка к строительству музейно-театрального комплекса, которое будет закончено в 2023 году. С его завершением Филиал Русского музея в Кемерове получит возможность принимать выставки из собрания Русского музея, а также проводить культурно-образовательные акции на собственных площадях. Именно благодаря масштабной работе по созданию Сибирского культурного кластера Государственный Русский музей, не дожидаясь завершения строительства своего филиала, предоставил Кузбассу право первым выставить уникальное полотно.

Работа Михаила Нестерова "Святая Русь" – это одна из основополагающих работ русской живописи Серебряного века. Это – с одной стороны. С другой, история полотна – это результат сложного взаимодействия культуры и социально-политических воззрений советского строя, когда картина на несколько десятилетий оказалась практически запертой в архивах Русского музея, куда она была передана на хранение в 1921 году. Поначалу заняв место в основной экспозиции. Однако в конце 20-х годов в связи с усилением антирелигиозной политики произведение было убрано в фонды, где находилось до конца 80-х годов.

Последние 19 лет картина не покидала залов Государственного Русского музея. Причиной тому были не какие-то мировоззренческие разногласия автора картины и общественных реалий, а ее физическая сохранность. Необходимо было провести огромный объем реставрационных работ. Перед специалистами Русского музея стояла задача исследовать и восстановить связь между слоями буквально под микроскопом с применением специального рентгена и передовых методов консервационной реставрации, вернуть авторский слой, удалив последствия старых реставраций. Так как от времени развился кракелюр (трещины красочного слоя) и частично утратился верхний слой картины, пострадал и авторский подрамник, что привело к деформации холста.

Масштабное восстановление "Святой Руси" было решено проводить не в отделе реставрации, а оборудовать реставрационную мастерскую в экспозиционном зале корпуса Бенуа, который расположен рядом с местом, где выставлялась картина. Теперь она готова к экспонированию на передвижных выставках.

И, что особенно приятно, именно Музей изобразительных искусств Кузбасса стал первым российским музеем, где открылась выставка картины "Святая Русь" после длительной реставрации. До окончания строительства здания филиала Русского музея он станет главной экспозиционной площадкой всех его передвижных выставок.

9 «квадратов» живописи

Поэтому сам факт открытия выставки картины "Святая Русь" в Музее ИЗО Кузбасса стал значительным событием, на котором присутствовали не только представители региональной культуры, но и, например, директор Российской государственной художественной галереи в Севастополе – учреждения федерального уровня, – Виталий Зотов.

Стоит отметить, что Зотов – человек для Кемеровской области далеко не случайный. Именно Виталий Зотов стал первым директором Филиала Русского музея в Кемерове. Напомним, что в строящемся культурном кластере в Кемерове планируется его открытие. Однако позднее Зотов был назначен на другую должность, сохранив при этом тесные связи с представителями культуры региона. В открытии выставок есть и его участие. Продолжили и завершили организационный цикл события сотрудники Русского музея, филиала Русского музея в городе Кемерово, директором которого 1 июня 2020 года стала Елена Митрофанова, и Музея изобразительных искусств Кузбасса.

Что касается самого торжественного открытия, то министр культуры и национальной политики Кузбасса Марина Евса, обращаясь к собравшимся в зале Музея ИЗО, подчеркнула не только важность картины как объекта искусства, но и актуальность тематики этой картины для современного духовного развития российского общества.

В свою очередь, директор Музея изобразительных искусств Кузбасса Лариса Мызина, рассказала о том, как музейные работники готовились к выставке. А сложностей было, как минимум, несколько. Во-первых, свои коррективы в открытие могла внести пандемия коронавируса, которая в принципе ставила под вопрос саму возможность приезда картины "Святая Русь" в Кемерово.

Во-вторых, разумеется, выставка работы такого уровня в удаленном на тысячи километров от Русского музея Кемерове – это сама по себе большая задача с множеством нюансов.

Ну и в-третьих, возникла еще одна, возможно, для постороннего человека, неожиданная проблема. Чтобы доставить картину в выставочный зал, пришлось разбирать, например, дверной проем, а также придумывать различные неординарные решения. А все из-за того, что площадь полотна составляет почти 9 квадратных метров. Однако в результате усилий большого коллектива все получилось.

Культура: стратегия развития

Открытие выставки картины "Святая Русь" состоялось в четверг, 29 октября. О том, насколько это важное событие, отчасти можно судить и по тому, что в этот же день состоялся Первый межрегиональный Сибирский Форум – фестиваль "АртЦифровизация", в котором приняла участие министр культуры и национальной политики Кузбасса Марина Евса. В выступлении которой, разумеется, речь шла не только об этой выставке.

– Хочу отметить, что в этом году точкой опоры форума "АртЦифровизация" выбран Кузбасс и это не случайно. Благодаря нацпроекту "Культура" к 2023 году здесь будет создан Сибирский кластер искусств – один из четырех культурных кластерных комплексов России. Мы рады, что Кузбасс вошел в число участников проекта, и в городе Кемерово появятся новые современные культурно-образовательные, музейные учреждения, а также филиал ведущего театра оперы и балета – Государственного академического Мариинского театра.

Тема, с которой мне сегодня предложено выступить, – Сибирский кластер искусств – драйвер развития креативных индустрий в регионе – это актуальный сегодня вопрос, потому что креативные индустрии стремительно внедряются в нашу жизнь и, в первую очередь, в сферу культуры, – рассказала Марина Евса участникам мероприятия.

Она уточнила также, что "в Кузбассе уже открыты и успешно осуществляют свою работу филиал ЦМШ при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского "Сибирский". Первый набор обучающихся был осуществлен в 2019 году. С этого года начался образовательный процесс будущих артистов балета в филиале Московской государственной академии хореографии в Кемерове. Также в этом году состоялся первый набор Школы креативных технологий – филиала Российского государственного института сценических искусств в Кемерово, где созданы шесть студий, в которых обучаются дети с 12-17 лет: студит дизайна, анимации, театральных технологий, фото – и видеопроизводства, интерактивных цифровых технологий, звукорежиссеры и современной электронной музыки. До конца 2023 года будут открыты Театр оперы и балета (филиал Государственного академического Мариинского театра) и музейный комплекс (филиал Государственного Русского музея, Кузбасский центр искусств с киноконцертным комплексом)".

По словам Марины Евсы, Кемеровская область подходит к вопросу развития культурного пространства системно.

– Пока мы делаем еще только первые шаги в развитии креативных индустрий в Кузбассе, поэтому считаем важным начальным этапом разработку стратегии.

В этой связи, был создан координационный совет при Губернаторе, прошло первое его заседание.

Решением стала разработка стратегии развития креативных индустрий и утверждение дорожной карты плановых мероприятий, необходимых для выработки стратегий.

– Мы понимаем, что у Кузбасса отличные исходные данные и потенциал для развития креативной индустрии и креативной экономики. Есть база, есть желание и ресурсы. Поэтому в ближайших планах проведение Фестиваля креативных индустрий на территории Кемерова. Здесь мы продемонстрируем лучшие практики и кейсы в различных секторах креативных индустрий, постараемся выявить креативные бизнесы и проекты различных отраслей Кузбасса. В программе фестиваля предусмотрены воркшопы, мастер-классы по направлениям деятельности студий. В связи с эпидемиологической ситуацией событие перенесено с ноября на май 2021 года. А вот в феврале – марте следующего года планируется запуск Центра креативных индустрий и его исследовательской лаборатории, – сказала Марина Евса.

Министр культуры и национальной политики Кузбасса затронула в своем выступлении и деятельность Русского музея, который с недавних пор, так или иначе, ассоциируется с культурным развитием региона.

– Мы изучили практику цифровизации Государственного Русского музея, которая может послужить хорошим ориентиром для сферы культуры Кузбасса. Согласно результатам комплексного социологического исследования ожиданий потенциальной музейной аудитории к филиалу Русского музея в Кемерове, большинство респондентов – за современные цифровые технологии в музее. Это и навигационные системы, электронные браслеты, аудиогиды, стационарные наушники с аудио-этикетками, электронные этикетки (QR-коды).

Уверена, что изменения, которые сейчас происходят в культурной сфере Кузбасса, окажут благоприятное влияние на культуру региона. Позволят привлекать новые профессиональные кадры, которые будут способствовать развитию новой культурной среды – современной, интерактивной, отвечающей запросам нынешнего общества, – сказала Марина Евса.

Она также сообщила, что совместно с Русским музеем в регионе планируется реализовать еще один весьма интересный, но на этот раз образовательный проект в сфере культуры. Причем он будет рассчитан как на детей и подростков школьного возраста, так и на студентов вузов, и даже на взрослых людей.

– У Русского музея есть достаточно инновационные образовательные методики, позволяющие реализовывать проекты, например, даже по общим школьным дисциплинам. И, разумеется, предметам, касающимся так или иначе культурной сферы, – сказала Марина Евса.

В завершение, возвращаясь к выставке картины "Святая Русь", стоит отметить, что одновременно с ней в Музее ИЗО Кузбасса открылась еще одна экспозиция картин из фондов Русского музея под названием "Пейзаж в творчестве художников XIX – начала XX века". На ней представлены 40 работ русских художников, в том числе Василия Поленова, Алексея Саврасова, Ивана Шишкина, Исаака Левитана, Аполлинария Васнецова, Архипа Куинджи, Абрама Архипова.

По словам Марины Евсы, работы русских классиков живописи, которые будут выставляться в Музее ИЗО Кузбасса до 15 февраля, смогут посмотреть жители не только Кемеровской области, но и соседних сибирских регионов. Необходимая информационная работа, благодаря тесным связям между региональными министерствами культуры, проводится на постоянной основе. А значит, и томичи, и новосибирцы, и барнаульцы, и жители других городов получили уникальную возможность, не покидая Сибири, прикоснуться к творчеству великих российских художников.

Фото: пресс-служба Минкульт Кузбасса
Комментарии для сайта Cackle