Нож в горло, или Как отдыхал злачный Кемерово

Злачные места города Кемерово – мы решили вспомнить о них, тем более что за годы своего существования многие стали в каком-то смысле культовыми. Журналист VSE42.Ru встретился со свидетелями событий, в разное время происходивших в ресторанах, кафе и клубах Кемерова, чтобы послушать их рассказы об атмосфере, людях и разборках, случавшихся между посетителями заведений в разное время.

1990-е: перестрелки и перерезанное горло

Кемеровчане любят свой город, несмотря на все недостатки. Справедливости ради стоит отметить, что в последние годы он похорошел, обзавелся полезными для жителей инфраструктурными объектами и целыми кварталами современного нового жилья. Однако наряду со светлой стороной жизни в столице есть и другая – темная. Причем существовала она всегда: как в советские времена и 1990-е года, так и в 2000-е и 2010-е. Что интересно, нередко неприглядная сторона жизни города была связана именно с развлекательными заведениями.

Ресторан "Шалго" и кафе "Каранч" – два популярных заведения, располагавшихся в центре Кемерова на улице Весенней недалеко друг от друга и принимавших посетителей в период "совка" и в 1990-е. Их названия – дань дружбе столицы Кузбасса с одной из стран бывшего социалистического лагеря – Венгрией. Дело в том, что Кемерово и венгерский город Шалготарьян по заведенной в советское время традиции были городами-побратимами. "Шалго" в переводе с языка братского народа означает "светлый", а Каранч – название расположенной на территории Венгрии горы.

По рассказам кемеровчан, ресторан "Шалго" на Весенней,16 уже в перестроечное время (середина 1980-х) считался злачным местом, а в 1990-е заведение окончательно стало территорией отдыха "авторитетных" людей.

– В то время приличным девушкам одним в ресторан лучше было не ходить. Это сейчас в любое заведение можно просто зайти поесть или прийти вечером потанцевать. А в советский период то, что девушки пришли в ресторан одни, без кавалеров, было знаком, что они ищут приключений. Это касалось и ресторана "Шалго". И что в СССР было безопасно – большое заблуждение. Тогда в ресторанах не было охраны. И от настойчивых приставаний мужчин, порой, отделаться было совсем непросто. Мне в 1985 году было 26 лет. В кафе-мороженое мы с подружками ходили, это было доступно и безопасно. А вот в ресторанах избежать нежелательного внимания назойливых посетителей было практически невозможно. Пару раз столкнувшись с этим, я поняла, что смогу прожить без "красивых" развлечений, – вспоминает кемеровчанка Татьяна.

В, так называемые, лихие 1990-е ресторан "Шалго" окончательно приобрел репутацию злачного заведения.

– В начале 1990-х годов я бывал в "Шалго". Там играла популярная в то время кабацкая музыка. Помните, песня была "Ах, какая женщина" группы "Фристайл". Вот примерно такой репертуар был в "Шалго". Официантки ходили в коротких юбочках и ажурных блузках. Все как в фильмах про 1990-е. Народ туда всякий захаживал. Разумеется, не преподаватели университета. А люди, так скажем, с возможностями, в том числе полублатные. Не могу сказать, что контингент "Шалго" – это были бандиты, но ходили туда люди, которых тогда называли крутыми, – вспоминает кемеровчанин Александр.

Буквально через дорогу от "Шалго" находилось кафе "Каранч". Как раз его в период "первоначального накопления капитала" облюбовали настоящие бандиты. По рассказам свидетелей тех событий, в разгар 1990-х в "Каранче" несколько раз происходили перестрелки. Однако криминал тогда случался и в заведениях с неплохой репутацией.

– Громкая история в 1990-е случилась в ресторане гостиницы "Кузбасс". Год точно не вспомню. Один мой знакомый, серьезный человек, перерезал горло любовнику своей жены. Естественно его посадили. Он уже давно отсидел и вышел, – вспоминает кемервочанин Виктор.

2000-е: водка с растительным маслом

Постепенно страсти лихих 1990-х улеглись. В 2000-х в Кемерове открывались ночные клубы и рестораны, куда можно было прийти и отдохнуть в спокойной обстановке. Молодежь увлеклась современной музыкой и охотно посещала ДК "Москва", "Март", "Колизей", "Венеру", "Mix" и другие места без особых опасений за свою безопасность. Для богемной публики в Кемерове работал театр "Ложа" Евгения Гришковца, где после спектаклей можно было выпить и потанцевать, а также "Творческая гостиная" КемГУ. И, тем не менее, в городе продолжали функционировать заведения, куда даже днем заходить было небезопасно. Одно из них – бар "Сказка" на "кольце" бульвара Строителей.

– В "Сказке" я была однажды, когда училась в институте, и прекрасно помню свои ощущения. Тогда мне это место действительно показалось сказкой, полной троллей и гоблинов. Бросилось в глаза, что все люди там были очень пьяные. Помню, мы посмотрели на все это с подружками и решили найти место поприличнее. Про "Сказку" ходили разные слухи, рассказывали и какие-то совсем страшные истории. Увидев все собственными глазами, я в ужасе оттуда ушла, – рассказывает жительница кузбасской столицы Алина.

В том же здании, что и "Сказка", располагался ресторан "Русь", который существует и сейчас. Он, к слову, считался намного "более цивильным".

– Мы жили в том районе и иногда ходили с девчонками в "Русь" танцевать. Там играла хорошая музыка. Не только шансон, но и популярная в 2000-е попса. Мы приходили именно выпить и поплясать, но не знакомиться. Для знакомств тамошние посетители нам не подходили. Это были взрослые мужчины с женщинами под стать в обтягивающих блестящих платьях. Почему-то их наряды мне особенно запомнились. В общем-то там было безопасно. Но чаще мы ходили в ДК "Москва" или "Колизей". Там можно было познакомиться с интересными ребятами с прицелом на длительные отношения. Что касается "Сказки", у меня всегда вызывал недоумение тот факт, что ее не закрывают. По городу о ней ходили ужасные слухи, например, что там случались изнасилования. А когда мой дедушка лежал в больнице на операции, то с ним в палате соседствовал парень, которому в "Сказке" выстрелили в живот, – говорит кемеровчанка Валерия.

В контексте разговора девушка вспомнила одну неприятную историю, случившуюся с ней в середине 2000-х.

– На пересечении проспекта Ленина и улицы Тухачевского в жилом доме был бар. Названия, конечно, я уже не вспомню. Мы хотели с одногруппницами отметить начало учебного года. Денег было мало. Кто-то предложил пойти в этот бар. Там можно было недорого купить выпивку и закуску. К вечеру в небольшом зале осталась наша компания и какие-то мужики за соседним столом. Они закрыли дверь бара и сказали, что сейчас будут нас… Ну сами понимаете, что. Возможно, это была шутка. Но мы очень испугались. Пришлось с ними общаться, хихикать, что называется зубы заговаривать. И как-то бочком-бочком удалось оттуда сбежать. Но я запомнила эту историю на всю жизнь, хотя прошло уже более 15 лет, – рассказывает Валерия.

Есть в центре кузбасской столицы, недалеко от набережной, еще одно заведение, которое тоже стало легендой. Поскольку оно существует и сейчас, то называть его не будем. А в 1990-е этот бар славился дешевым разбавленным пивом и невкусной едой, разношерстными посетителями и драками. По воспоминаниям горожан, любимых девушек на свидания туда не водили. А вот сомнительные знакомства завести здесь можно было легко. Историю об этом знаменитом баре нам рассказала кемеровчанка Ирина.

– Это был конец 2006-го года. У меня на работе возникли проблемы с руководством, и я решила пойти на больничный. Позвонила знакомому, который мог помочь оформить бюллетень, объяснила ситуацию. Он перезвонил через час и сказал подойти в бар в центре, назвал имя врача, который будет меня там ждать. Несмотря на то, что встреча должна была состояться днем, было не по себе, когда спускалась в подвальное помещение заведения. В пустом зале за столом сидел мужчина в куртке. Я присела напротив. Пока он спрашивал на какой срок мне нужен больничный, официантка принесла ему рюмку водки и стакан, в котором было налито немного желтой жидкости. Позже оказалось, что это растительное масло. Мой новый знакомый объяснил, что он только что с дежурства, но "ему еще работать" и – выпил водку, запив маслом. Больничный мне, кстати, оформили, – делится воспоминаниями Ирина.

Уже в мае 2020 года этот бар попал в криминальную хронику. Якобы хозяин помещения, которое арендовало заведение, пригласил сотрудницу бара посмотреть коммерческую площадь для открытия новой точки. По дороге он завез ее в дом с сауной и угостил шампанским. Когда женщина очнулась, то обнаружила, что ее знакомый убит, при этом он был раздет догола. Она не смогла самостоятельно выбраться из помещения, дверь оказалась закрытой. Вызволяли женщину полицейские, которые отправили ее в СИЗО как подозреваемую в убийстве. Возможно, несчастная совершила его в состоянии аффекта.

2010-е: слава на мордобое

Отдельную главу в развлекательной жизни Кемерова занимает ночной клуб "Барракуда", который работает и сегодня. Его визитной карточкой стала агрессивная охрана, не только разнимавшая повздоривших между собой посетителей, но и, судя по съемкам камер видеонаблюдения, попавших в интернет, с удовольствием сама участвовавшая в конфликтных ситуациях.

– "Барракуда" славилась драками. Не единожды они происходили на моих глазах. Охрана в "Барракуде" не церемонилась никогда. Поскольку заведение работало каждый день, то контингент туда ходил самый разнообразный. Но, конечно, в основном в "Барракуде" тусовалась молодая гопота: ребята, которые кое-как из спортивных костюмов вылезли, чтобы туда пройти. Потому что в этом клубе все-таки какой-то дресс-код был, если мне память не изменяет. Но отдыхали там и взрослые люди. Если у кого-то чесались кулаки, то можно было пойти в "Барракуду" и выплеснуть энергию в бою. Часто охранники сами участвовали в побоищах, но иногда выпихивали дерущихся на улицу. Они так и говорили: "Мы охраняем клуб, но не проспект Ленина", – рассказывает кемеровчанка Алина, которая уже делилась впечатлениями о баре "Сказка".

В 2016 году "Барракуда" прославился на всю Россию, благодаря посту петербургского блогера Павла Гладкова в Живом Журнале. Он вошел в топ публикаций и стал одним из самых читаемых, собрав более 900 комментариев. В нем Гладков разместил большую подборку фото с вечеринок в кемеровском ночном клубе и довольно эмоционально прокомментировал снимки из "Барракуды", сравнив само заведение с баром из фильма "От заката до рассвета" Роберта Родригеса и Квентина Тарантино.

– По моим наблюдениям, одним из основных атрибутов любого уважающего себя посетителя этого клуба является сломанный нос, – написал тогда Павел Гладков под некоторыми фото.

Довольно острые и нелицеприятные комментарии Гладкова, к сожалению, были адресованы не только клубу "Барракуда" и его посетителям, но и в целом кузбасской столице.

– Кто был в Кемерово, подскажите, это правда такая жуткая дыра, населенная сплошь гопниками и жирными бабами, или все же местная фауна поразнообразнее будет? – завершил нелицеприятным для кемеровчан вопросом свой пост питерский блогер.

Успел ли Павел Гладков после публикации критического поста о ночном клубе "Барракуда" побывать в Кемерове, чтобы поближе познакомиться с его жителями и клубной жизнью и изменить свое мнение в лучшую сторону, история умалчивает. Но мы надеемся, что каждый гость кузбасской столицы найдет здесь заведения, удовлетворяющие его культурные и музыкальные запросы. Что же касается злачных мест, то рискнем предположить, что они есть в любом городе.

Фото: VSE42.Ru
Комментарии для сайта Cackle