Власти Кемеровской области почти неожиданно вновь начали "закручивать гайки" в борьбе с новым коронавирусом. В качестве публичного повода можно считать внезапный резкий рост количества заболевших. Областные чиновники и специалисты рассказали, чего ждать кузбассовцам и какие ограничения могут быть введены в ближайшее время. Об этом в материале корреспондента VSE42.Ru.
Чуть больше месяца прошло с момента голосования по поправкам в конституцию, когда, как декларировали региональные власти, все было сделано для максимальной безопасности жителей региона, как то ли просто всплеск, то ли пресловутая вторая волна коронавируса начала накрывать Кемеровскую область. Судя по всему, это, а точнее, возвращение властями ограничений и стало причиной очной пресс-конференции (каковых не было уже около трех месяцев) представителей регионального Минздрава, Роспотребнадзора и прочих сведущих в вопросах ковидной безопасности людей.
Но для начала о новых старых ограничениях. Они введены в пяти городах региона, в том числе Новокузнецке, Калтане, Осинниках и Мысках. Во всех этих городах закрыты учреждения общепита на обслуживание посетителей в закрытых помещениях. Обслуживание на летних верандах пока разрешено. Также запрещено проведение спортивных мероприятий, кроме почему-то матчей чемпионата России по регби в Новокузнецке 10, 17 и 21 августа. Но они пройдут без зрителей, то есть при пустых трибунах. Так что единственные, кто рискует заразиться, ‒ это спортсмены и околоспортивные граждане: тренеры, обслуживающий персонал и так далее.
Пятым городом, попавшим под ковидные ограничения, стал Междуреченск. Причем, видимо, из-за более тяжелой эпидемической ситуации, здесь закрылась еще и часть магазинов. Разрешено работать только продовольственным и непродовольственным магазинам с товарами первой необходимости, торгующим канцелярскими принадлежностями и детской одеждой, а также обслуживающим покупателей дистанционно.
В настоящее время Кемерово пока "не закрыт" на карантин. Однако это, как говорится, пока.
Собственно, это признал руководитель областного управления Роспотребнадзора Евгений Окс. По его словам, решение по введению принимается губернатором Кемеровской области Сергеем Цивилевым, а ведомство Евгения Окса лишь готовит информацию, на основании которой и формируется мнение руководителя области.
Как сообщил Окс, пока он не может дать каких-либо прогнозов, будет ли вводиться режим ограничений в Кемерове, а если да, то когда именно. В целом глава областного надзорного ведомства отметил рост количества выявляемых носителей коронавируса. Что, впрочем, мало для кого секрет. Так, согласно официальным данным областного штаба, в регионе уже третий день подряд ставятся невеселые рекорды по этому показателю. Только за последние сутки в Кузбассе выявлено 94 новых заболевших. А еще недавно рекордные показатели считались на уровне порядка 70 человек.
В числе причин тому якобы несознательность жителей Кемеровской области, которые никак не хотят носить в публичных местах медицинские маски или защитные повязки.
При этом заставить кузбассовцев выполнять предписания и Роспотребнадзора, и областной власти якобы нет никакой возможности. В том смысле, например, как рассказал Евгений Окс, что для проведения проверки в конкретном магазине необходимо получить соответствующее разрешение в прокуратуре, потом предупредить руководство магазина заранее, до начала проверки. А потом уже прийти в магазин. Разумеется, к приходу ревизоров по такой схеме в любом торговом заведении и пол блестит, и продавцы все в масках, и посетители запускаются тоже только в защитных повязках.
Почему представителям надзорного ведомства или правоохранительных органов не штрафовать в полном смысле слова социально опасных граждан (а не предпринимателей), нарушающих масочный режим, Евгений Окс не рассказал.
В свою очередь глава регионального Минздрава Михаил Малин, сам недавно перенесший COVID-19, поделился своими ощущениями от течения этого заболевания. Если коротко, то ему не понравилось. И испытать коронавирус на себе Малин никому бы не пожелал.
Глава Минздрава также выразил озабоченность ростом количества заболевших. При этом в настоящее время уже заполнено порядка 70 процентов ковидных коек в больницах Кемеровской области. И Михаил Малин подчеркнул, что нельзя допустить ситуации, когда рост заболевших станет таким, что больницы перестанут с ним справляться.
– Можно хоть в два раза увеличить количество коек. Это не проблема. Но количество врачей ограничено, – отметил Малин.
Кстати, говоря о тяжести нового вирусного заболевания, Евгений Окс сообщил, что с начала эпидемии в Кузбассе от COVID-19 скончались 28 "соматически здоровых" (то есть без каких-либо серьезных сопутствующих заболеваний) людей.
В этой связи стоит отметить, что, по данным областного штаба, в регионе всего умерли 28 человек. Судя по всему, исходя из того, что среди скончавшихся были не только "соматически здоровые" пациенты, данные одного из этих источников недостаточно точны. В том числе из-за сроков и способа подсчета. И тем не менее ситуация действительно тревожная, в том смысле, что молодым и здоровым не стоит расслабляться, думая, что коронавирусом тяжело болеют только старые и больные.
Что касается эпидситуации по муниципалитетам региона, то наиболее тревожной она выглядит на юге. Как раз там, где находятся все "закрывшиеся" накануне города.
Более того, в какой-то момент сил местных медиков в Новокузнецке перестало хватать. В связи с чем Минздрав начал формировать бригады из врачей, медсестер и санитарок на подмогу в южную столицу Кемеровской области. По словам Михаила Малина, туда на двухнедельные командировки уже были отправлены три смены. Как уточнил Малин, люди едут исключительно на добровольной основе. Потом, по возвращении домой, их ждет двухнедельный отдых – обсервация. А дальше кто-то может вернуться на следующую вахту, а кто не захочет – на основное место работы.
Что касается лечения или наблюдения пациентов с диагнозом "COVID-19". По словам Михаила Малина, врачи стараются всех инфицированных помещать в стационар, независимо от течения заболевания и состояния здоровья конкретного человека. Делается это с тем, чтобы исключить случаи недисциплинированности среди больных коронавирусом. Что, как уточнил глава Минздрава, не редкость. Люди с вирусом могут и на улицу выйти, и в магазин пойти. А это, само собой, крайне чревато.
Однако далеко не все заболевшие не соглашались не только добровольно ложиться в стационар, но и активно нарушали правила самоизоляции. В результате 28 человек медикам удалось "упечь" в больницы с помощью судебных решений.
Возвращаясь к ограничениям и реакции на него как простых жителей региона, так и представителей бизнес-сообщества, стоит отметить, что однозначного отношения к ним нет. Так, например, предприниматели, занимающиеся общественным питанием, создали петицию против закрытия предприятий общепита.
Впрочем, как рассказала VSE42.Ru бизнес-омбудсмен Елена Латышенко, к ней активисты не обращались. Видимо, не сочли нужным даже пытаться решить проблемы с ее помощью.
Впрочем, о реальной ситуации с COVID-19 в Кемеровской области можно говорить с той или иной степенью уверенности, поскольку официальная статистика, увы, может не полностью ее отражать. Так что "закручивание ковидных гаек" (после "откручивания" в июне), возможно, вполне оправданно. В первую очередь безопасностью рядовых жителей Кузбасса. Так что создание нового подразделения, о котором сообщила начальник департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кузбасса Вероника Трихина, которое будет специализироваться на выявлении нарушителей масочного режима (видимо, в помощь Роспотребнадзору и полиции), выглядит вполне оправданным. Если оно, конечно, приведет к тому, что в магазинах и общественном транспорте региона станет меньше людей без масок.