Строительство любого нового предприятия – это всегда новые налоги и новые рабочие места. А значит, и для экономики региона в целом, и для многих конкретных жителей хорошо. Однако что касается угледобычи, то здесь всегда контроль особый за тем, как собственники соблюдают все нормативные требования. Сайт VSЕ42.Ru решил разобраться в этом на примере строящегося разреза "Кузнецкий Южный".
Справедливости ради стоит отметить, что внимание к этому разрезу привлекла не сама стройка, а тот шум, что вокруг нее недавно поднялся. Поселок Черемза, который оказался относительно недалеко от предполагаемой погрузочной станции, "встал на дыбы": местные жители якобы категорически против начавшегося строительства.
Понятно, что мало кому понравится, если угольщики, в нарушение всех норм и правил начнут буквально под вашими окнами шуметь и пылить. Поэтому редакция сайта решила разобраться в ситуации досконально. Для этого мы обратились за комментариями к человеку, который непосредственно руководил всем подготовительным процессом, предшествовавшим началу строительству. Да и само строительство – это тоже зона ответственности нашего собеседника. Итак, открыть все нюансы нового угольного проекта согласился управляющий разреза "Кузнецкий Южный" Тимур Франк.
– Тимур, начну с самого больного вопроса. Все-таки скажите, на ваш взгляд, у жителей "мятежной" Черемзы есть основания для беспокойства, или это просто что-то вроде "угольной фобии", когда люди, просто заслышав, что где-то недалеко будет вестись угледобыча, рисуют себе ужасающие и часто нереальные картины?
– Я скажу так: никакой угрозы ни экологии Новокузнецкого района, ни жителям Черемзы, ни сам разрез, расположенный далеко от населенных пунктов, ни железнодорожная погрузочная станция не представляют. Это, как вы сказали, мое мнение.
Но на него одно вряд ли стоит опираться в таком крайне сложном вопросе, как угледобыча. Так что для большей убедительности приведу следующий аргумент. Наши проектировщики учли все даже потенциально возможные негативные производственные факторы и учли их с многократным запасом.
Самый простой пример, который приходит в голову. По существующим требованиям от станции до ближайшего населенного пункта должно быть не менее 500 метров. В нашем случае это расстояние превышено в пять раз и составляет 2,4 километра.
Таким образом, несложно понять, что ни шум, ни пыль даже при сложении всех возможных случайностей просто не смогут поселка Черемза достичь.
Но на этом мы и команда наших проектировщиков не остановились. Здесь же, вдоль всей железнодорожной ветки будет возведен земляной вал высотой пять метров. В результате работа станции будет не только соответствовать всем параметрам по шуму и пыли с пятикратным запасом, но и больше того – движение вагонов будет незаметно для жителей. Ведь высота вала превышает даже высоту подвижного состава.
И это только один пример того, как мы решили изначально подойти к тому, что можно назвать действительно современной угледобычей. Кстати, сам угольный разрез находится почти в двадцати километрах от ближайшего крупного населенного пункта, в тайге. Поэтому шума и пыли от него быть не может. Технологическая дорога тоже будет проходить по незаселенным территориям, вдали от населенных пунктов.
– Насколько мне известно, у вас лично и у ваших подчиненных было много встреч с людьми, местными жителями. Вы наверняка все это уже говорили им. Тогда почему же недавно вдруг началось противодействие со стороны жителей?
– Давайте я не буду давать личных оценок, хотя я знаю истинную причину. И тем не менее, видимо, стоит обозначить суть проблемы. Мы действительно общались с людьми. И до какого-то момента все было нормально, все шло в рабочем порядке. Кузбассовцы – народ опытный и не понаслышке знают сложный и почетный горняцкий труд. И многие действительно по-хорошему удивлялись, когда смотрели наши проектные документы, понимали, насколько серьезно и ответственно мы подходим к делу. Ну и не стоит забывать, что наш разрез – это новые рабочие места. Это востребованный даже в условиях современной ситуации в мире высококачественный уголь. А значит, это хорошая зарплата для многих жителей соседних населенных пунктов, и налоги во все уровни бюджета.
Однако в какой-то момент все переменилось. Что именно произошло, остается только догадываться. Если коротко, то группа людей, называющая себя то ли экологами, то ли экоактивистами, стала предъявлять нам, на мой взгляд, совершенно необоснованные претензии. Такие, что уже и удивляться даже не получается. Не хочу давать резких оценок, но, на самом деле, очень обидно. Вся наша команда хотела сделать так, чтобы были соблюдены все нормы, все самые строгие требования, а потом кто-то с помощью компрометирующих слухов попытался все это дискредитировать.
– Можно об этих слухах поподробнее, ведь сейчас на различных интернет-ресурсах можно действительно прочитать достаточно странные вещи о том, что связано с деятельностью разреза.
– Например, по заявлениям возмущенных активистов, якобы произошел самовольный захват земельных участков, строительство осуществляется на землях сельскохозяйственного назначения, имели место порча и продажа плодородного слоя земли. На самом деле, никаких самовольных захватов земли не было.
У нас вся земля оформлена, большая ее часть – это около 500 гектаров – находится в собственности. Кстати, из них 300 гектаров мы отдали в безвозмездное пользование сельхозпроизводителям, и они возделывают наши земли. Если бы хоть один метр земли у нас был бы не оформлен по закону, нам бы просто не выдали разрешение на строительство.
Снимаемые слои земли складываются в гурты, эта земля нам необходима для строительства вала, чтобы можно было посадить там растительность. Обвинять нас, вложивших в проект уже больше миллиарда, в продаже плодородного слоя земли – просто нелогично и неэтично.
Еще один просто какой-то странный слух: наши работы ведутся рядом со скотомогильником, что грозит распространением сибирской язвы. И это при том, что санитарная зона скотомогильника – один километр, а мы находимся на расстоянии от скотомогильника в 1,3 километр. То есть на 300 метров от границ санитарной зоны скотомогильника. У нас достаточно компетентные проектировщики, таких ошибок они бы не допустили.
Еще одна из необоснованных претензий местных активистов – использование автомобильной дороги по направлению от поселка Безруково к поселку Черемза, проходящей мимо кладбища, как технологической дороги. Якобы в результате нашей деятельности пострадает кладбище, расположенное в районе Безруково.
В этой связи отмечу, что проектом у нас предусмотрен завоз строительных материалов по дорогам общего пользования, то есть это разрешено законом. Но местные жители перекрыли нам дорогу, сказав, что это наша дорога, а вам ездить по ней нельзя. Мол, будете пылить.
Мы с этим согласились, пойдя людям навстречу, и предложили собраться и совместно найти объездную дорогу. Глава местного поселения собрала нас, наших проектировщиков, строителей, активистов из поселка Черемзы, и мы провели рабочую встречу, нашли объездную дорогу, которая проходит вдалеке от населенных пунктов.
Мы решили отремонтировать ее и спокойно возить стройматериалы по ней, это 10 – 12 габаритных машин в день. Исторически так сложилось, что эта дорога общего пользования действительно проходит мимо кладбища, но это не технологическая дорога, уголь мы по ней возить не будем, только стройматериалы для строительства станции. Поэтому кладбище никак не может пострадать.
Ну и, наконец, совсем какой-то нелогичный слух, что в результате работ было нарушено русло реки Каландас и что в нее попали ядовитые отходы. Плюс к этому высказывались опасения, что работы в районе железнодорожных мостов через реку Каландас могут привести к их обрушению.
Заявляю честно и прямо: мы не нарушали русло реки и, конечно же, не сыпали никаких ядовитых отходов в реку, и работы под железнодорожным мостом нами не проводились. Мост стоит, и по нему ходят поезда.
Чтобы не оправдываться по каждому этому или каким-либо еще выдуманным слухам, скажу лишь одно: мы работаем по утвержденным проектам, которые учитывают самые строгие в том числе и экологические требования. Плюс к этому нашу деятельность контролируют надзорные органы.
Ну и самое главное. Наш разрез – это молодое, пока еще только строящееся предприятие. С одной стороны, для руководства предприятия принципиально важно сделать все правильно с самого начала. С другой – все мы, жители Кузбасса, хотим не только работать здесь, но и жить. А значит, для всех нас очень важно, чтобы в результате деятельности разреза не страдала экология.
В качестве примера того, что откровенно негативная и, на мой взгляд, заказанная кем-то информация специально, чтобы взбудоражить безосновательно общественное мнение, не имеет под собой никакой реальной основы, могу привести еще один факт.
Когда местные жители предположили, что наша углепогрузочная станция будет шуметь и этот шум будет мешать, мы решили провести эксперимент. Пригласили главу Новокузнецкого района, экспертов из санэпидемстанции, поставили их на самую близкую от населенного пункта до погрузочной станции точку. При этом сделали так, чтобы и на погрузочной станции, и на контрольной точке находились местные жители – что называется, для чистоты эксперимента.
После этого запустили самое громкое оборудование на погрузочной станции. Замер шума в поселке производили и субъективно, и с помощью объективных методов фиксации – инструментальным способом. Итог один: никакого шума не было слышно вообще. У нас есть выводы, сделанные санэпидемстанцией и местными жителями. Мы сами хотели убедиться, что наше предприятие не будет мешать людям своим шумом. И мы в этом убедились.
– Теперь что касается угольной пыли. Как я уже сказал, мы учли все санитарные требования с многократным запасом, удалив предприятие на два с лишним километра от близлежащего населенного пункта. Кроме того, на погрузочной станции будет работать специальная система пылеподавления. Такие установки уже есть на других угледобывающих предприятиях Кузбасса и с их помощью удается достаточно эффективно подавлять пылеобразование. Помимо этого, в технологической цепочке работы погрузочной станции предусмотрена обработка угля в вагонах специальными растворами, чтобы снизить количество пыли. Ну, и земляной вал, который также будет защищать от шума и пыли. Плюс к этому мы запроектировали зеленые насаждения между валом и населенным пунктом, которые будут обеспечивать дополнительную защиту от всех возможных техногенных факторов. Вот и получается, что в реальности посторонний человек может никогда не догадаться, что где-то работает угольный разрез и погрузочная станция.
– Если вернуться от слухов к реальности. Вы сказали, что много общались с местными жителями. В каком формате шло это общение и как оно проходило?
– Полтора года шло проектирование технологической дороги, самого разреза и погрузочной станции. С жителями соседних населенных пунктов мы общались лично. Например, в поселке Черемза наши сотрудники с информационными брошюрами приходили в каждый дом и рассказывали, что мы проектируем, как будет работать углепогрузочная станция, какими нормами и стандартами руководствуются проектировщики и так далее.
Кроме того, в Мысках прошел экологический совет, в котором участвовали городские экологи под эгидой главы города и администрации области. Мы выслушивали мнение всех присутствующих членов экологического совета и отвечали на все интересующие их вопросы. Информация об этой работе активно доносилась до людей через СМИ. В Новокузнецком районе экологический совет проходил под эгидой главы района. В сельских поселениях мы проводили беседы с инициативными группами местных жителей. Я лично участвовал в подобных встречах.
Поймите, жители для нас – это добрые соседи и именно так должно быть. А значит мы просто обязаны учесть все пожелания людей. Яркий тому пример – это предложения, которые мы учли при проектировании. Так, мы три раза переделывали проект углепогрузочной станции "Кузнецкая", разрабатывая экологические решения с учетом и конкретной ситуации, и пожеланий местных жителей.
– Согласитесь, объяснить людям ситуацию – половина дела. Лучше, если сомневающийся человек самостоятельно сможет убедиться в том, что все нормы и требования соблюдены.
– Ну конечно. Более того, я лично предложил всем желающим это сделать. Например, на встрече с жителями был задан вопрос о том, как именно будет работать то же оборудование по пылеподавлению и что оно будет именно работать. В ответ на это я предложил следующее: не верите нам, приходите сами к нам на работу. Тогда все лично и увидите. Мы готовы работать в условиях полной прозрачности.
– Кстати, а сколько новых рабочих мест и, разумеется, налогов даст в итоге разрез?
– Когда разрез выйдет на проектную мощность с добычей угля в 5 миллионов тонн в год, предполагается создание почти 1 800 рабочих мест. Если расписать это поэтапно, то картина выглядит следующим образом.
Конечно, нашими работниками станут в первую очередь жители близлежащих населенных пунктов, Новокузнецкого района и города Мыски, поскольку так и нам проще, и людям ближе ехать на очередную рабочую смену. В настоящее время в отделе кадров предприятия лежит более 400 заявлений о приеме на работу.
Что касается зарплаты, то не секрет, что в Кузбассе на угольных предприятиях люди получают больше, чем в среднем по региону. В этом смысле я уверен, что эта тенденция сохранится и на "Кузнецком Южном".
Теперь что касается налогов. Сейчас мы разрабатываем проект первой очереди, который рассчитан на три года. За этот период мы планируем выйти на проектную мощность 5 миллионов тонн угля. По предварительным расчетам, в течение трех лет перечисления в бюджеты разных уровней составят около 6 миллиардов рублей. В федеральный бюджет – 3 миллиарда 850 миллионов рублей, в территориальный и местный – 2 миллиарда 300 миллионов рублей. Мы находимся на территориях двух муниципальных образований, мы социально ориентированы. Мы готовы помогать и помогаем в рамках тех или иных социальных проектов этим муниципальным образованиям.
Но налоги – это далеко не вся социальная ответственность, которую берет на себя наше предприятие. Разумеется, предполагается и так называемое социальное партнерство, в рамках которого мы будем сотрудничать с местными властями и властями региона, чтобы сделать родной Кузбасс еще немного лучше, чище и привлекательнее как для земляков, так и для гостей Кемеровской области.