С 1 июля цифровой Data Matrix-код станет обязательным атрибутом каждой пачки сигарет в российских магазинах. Нововведение призвано очистить от контрабанды и подделок, которые стали большой проблемой на рынке табачных изделий. Редакция разбирается, как введение маркировки может поменять сложившуюся ситуацию.
Контрафакт и контрабанда из зарубежных стран без российских акцизных или специальных марок и сигареты, происхождение которых просто невозможно установить, – все это можно встретить в наших магазинах. Это нелегальный товар, произведенный или ввезенный в страну с большими нарушениями. По данным исследования журнала "Эксперт", нелегальные сигареты занимают свыше 15% российского рынка, хотя еще в 2017 году их доля составляла 4,6%. В натуральном выражении это огромные объемы товара и суммы денег, особенно с учетом того, что табачная продукция – самая крупная по обороту категория товаров повседневного спроса. Так, по оценке экспертов по итогам 2019 года, ущерб бюджетам всех уровней от оборота нелегальных сигарет превысил 100 млрд рублей. Если посчитать еще и потери производителей и законопослушных розничных продавцов, цифра экономического ущерба может возрасти в несколько раз.
Цифровая маркировка призвана стать барьером на пути нелегального оборота сигарет. Data Matrix-код генерируется еще на производстве и с помощью специального оборудования наносится на каждую пачку и коробку. Таким образом, с конвейера сходят уже маркированные товары, причем, в отличие от бумажных аналогов, подделать такой код нельзя. Импортируемая продукция маркируется либо в стране-изготовителе, либо на таможенных складах. Эту марку может проверить любой человек, для этого не нужны специальные знания и лабораторное оборудование. Удостовериться, что конкретная пачка является качественной, официально произведенной или ввезенной, можно с помощью бесплатного приложения для смартфона "Честный знак". Заодно цифровая марка позволяет проследить весь путь товара от фабрики до прилавка.
"В первую очередь, маркировка – это инструмент для легальных участников, – рассказывает руководитель направления "Табак" оператора национальной системы маркировки ЦРПТ Ян Витров. – Например, магазины часто не догадываются, что продают подделки или контрафакт". Введенным в заблуждение предпринимателям могут грозить большие штрафы или даже реальные сроки. Но маркировка исправит эту ситуацию, уверяет эксперт.
Производители также выступают в поддержку новой системы. Об этом свидетельствуют более 11 млрд кодов, которые они заказали в ЦРПТ. Маркировка будет выгода и государству. Если сейчас на проверку легальности продукции уходит много времени, то с маркировкой процедура ускорится в разы. Главное, что наконец-то потребители смогут проверить подлинность товара, а также помочь государству в борьбе с контрафактом".
Государство, в свою очередь, получит эффективный инструмент контроля рынка: время на проверку легальности продукции с маркировкой сократится в разы. "Главное, что наконец-то потребители смогут проверить подлинность товара, а также помочь государству в борьбе с контрафактом", – заключил Ян Витров.
Табачная отрасль стала пионером в введении цифровой маркировки продукции. Все крупные производители в сотрудничестве с госорганами и оператором проекта начали экспериментальный запуск цифровой маркировки сигарет еще в 2018 году. По его результатам с 1 июля 2019 года было принято решение сделать маркировку обязательной для всех сигарет, которые производятся для продажи на отечественном рынке. Как рассчитали производители и власти, за прошедший год практически все сигареты, которые не успели маркировать, должны быть раскуплены и естественным путем покинуть точки продаж. При этом производители заранее подготовились ко всем изменениями и обеспечили поставки уже маркированной продукции в том же и объеме, и в срок.
На сегодняшний день система маркировки охватывает порядка 9,5 тысяч участников. Это точки розничной продажи от сетевых магазинов в мегамоллах до небольших ларьков, а также производители, на долю которых приходится до 98% всех российских сигарет.
Ожидается, что система маркировки станет эффективным инструментом для решения проблемы торговли нелегальными сигаретами. Результаты видны уже по итогам тестовой работы. Как заявляли представители табачных компаний, после запуска эксперимента по введению маркировки в Сибири зафиксировали попытку подделки цифровых марок. Нарушение быстро пресекли, а компанию, которая пыталась поставить нелегальный товар на рынок, обязали отозвать всю продукцию. Но мало пресечь нелегальное производство, нужно бороться и с распространением такой продукции. За торговлю немаркированными сигаретами предусмотрен штраф до 300 тыс. рублей. Пара таких штрафов ‒ и владелец нелегальной торговой точки серьезно задумается о перспективах дальнейшей работы.
По данным журнала "Эксперт", за прошлый год в Кемерове не менее 13,3% всех проданных сигарет оказались нелегальными. В Новокузнецке ситуация еще хуже: исследование фиксирует цифру в 30,9% от общего объема рынка.
Теневой оборот на территории Кемерова и Новокузнецка принес федеральному бюджету потери в виде недополученных налогов и акцизов примерно на 1,07 миллиарда рублей только за 2019 год. Наибольшую обеспокоенность тут вызывают даже не абсолютные цифры, а показатели прироста. Если сравнить данные за 2018 и 2019 годы, оказывается, что нелегальный рынок сигарет в Кемерове вырос на 89%, в Новокузнецке – на 36%. Оба города входят в "анти-топ-10" по росту нелегального рынка.
Как прокомментировали в администрации области, для контроля за соблюдением правил маркировки создана специальная рабочая группа, в которую вошли представители ГУ МВД России, таможни, управления Роспотребнадзора, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти Кемеровской области.
Генеральный директор Кузбасской торгово-промышленной палаты Марина Шевгулидзе уверена, что введение маркировки позволит защитить интересы товаропроизводителей и увеличить налоговые поступления в бюджет.
"Обязательная маркировка продукции позволяет прослеживать путь товара от производителя до покупателя, что в значительной степени снижает возможность попадания на рынок контрафакта. Рынок табачной продукции как раз имеет большую долю безакцизных изделий, в том числе поступающих из ближнего зарубежья. Таким образом, обязательная маркировка табачной продукции положительно скажется на этом секторе, позволит отрегулировать рынок в пользу добросовестных производителей и продавцов, а также увеличить поступления в государственный бюджет", – отметила Марина Шевгулидзе.
Большой потенциал нововведения подтверждает Василий Груздев, директор по работе с органами государственной власти JTI Россия: "Мы видим, что система цифровой маркировки и прослеживания эффективно выявляет продажи нелегальных сигарет. Быстрое обнаружение контрафакта позволит легальным производителям – правообладателям товарных знаков оперативно обращаться за защитой своих законных интересов в правоохранительные органы. При этом необходимо закрепить официальный порядок предоставления легальным производителям соответствующей информации о выявленном контрафакте". С учетом того, что с 1 июля 2020 года легальной будет продажа только продукции, маркированной средствами идентификации – цифровым кодом, важно, чтобы все торговые предприятия в оптовом и розничном звене, которые зарегистрировались в системе маркировки и хотят продолжить торговлю табачной продукцией, своевременно выполнили требования законодательства и к 1 июля полностью перешли на электронный документооборот в работе с табачной продукцией. "Это эффективно застрахует добросовестных участников рынка от попадания в сбытовые каналы нелегальной продукции." – заключает Василий Груздев.
Как ранее неоднократно заявляли эксперты, проблема нелегальной торговли сигаретами начнет решаться, только если будет принят целый комплекс мер, и цифровая маркировка – лишь одна из них. Тут необходимы и общеэкономические меры в виде обеспечения предсказуемых условий для ведения бизнеса, особенно в части налоговой политики, и последовательная борьба с нелегальным рынком. Это ужесточение санкций для производителей и поставщиков нелегальной табачной продукции вместе с уничтожением как конфиската, так и оборудования, на котором он был произведен, введение минимальной розничной цены для сигарет и наделение большими полномочиями правоохранителей, а также обеспечение контроля за выдачей акцизных и специальных марок.