Россия без расистов, или Жизнь темнокожего кемеровчанина

Массовые протесты темнокожих против полицейского насилия и расизма вспыхнули в американском Миннеаполисе в конце мая. Причиной стало убийство силовиками афроамериканца Джорджа Флойда во время задержания. В результате США захлестнули поджоги, мародерство, вандализм, нападения на полицейских. Журналист VSE42.Ru встретился с темнокожим кемеровчанином, чтобы узнать, что он думает о проблемах расовой дискриминации, и как складывается его жизнь в регионе, где большинство жителей – белые. Подробности в нашем материале.

Две семьи: "черная" и "белая"

Полное имя героя нашего материала – Экпенионг Ричард Инванг Эффионг. И он не собирается менять запись в своем паспорте, например, выбирать более короткое отчество, легкое для восприятия окружающих. Такое имя досталось ему от отца нигерийца, с которым мама Ричарда познакомилась в конце 1980-х в Москве. Молодые люди учились в одном вузе, полюбили друг друга и благополучно поженились. Позже у них родился сын.

Но через несколько лет после распада СССР у отца Ричарда начались проблемы с пребыванием в стране. Мужчине не удалось получить российское гражданство, и он был вынужден уехать на родину.

– Он звал нас к себе в Нигерию. Но мама побоялась ехать. Видя, как у нас реагируют на темнокожих, она решила, что в Нигерии подобным образом будут реагировать и на нее, белую женщину. И мама приняла решение остаться в России, позже переехав со мной из Москвы в Кемерово, где уже обосновались ее брат и сестра, – говорит Ричард.

Больше ему не было суждено увидеть отца. К сожалению, Инванг Экпенионг ушел из жизни рано, когда Ричарду было всего 18 лет. Но все эти годы, пока был жив, он общался с сыном по телефону.

– Мой папа был уникальным человеком. Он был великолепно образован. Знал пять языков – английский, русский, немецкий, испанский, французский. Когда мы последний раз с ним разговаривали, мне было 18, и он, не практикуя русский у себя на родине, свободно говорил на нем. Папа отлично учился в университете. Когда окончил учебу, то основал в Москве бизнес, который пришлось свернуть из-за отъезда. Он был очень умным и предприимчивым человеком. Несмотря на то, что отца нет в живых, я горжусь им и готов равняться на него, – вспоминает Ричард.

Сегодня, когда речь заходит о семейных делах, Ричард всегда уточняет, говорит он о своей "черной" или о своей "белой" семье. Потому что, несмотря на смерть отца и огромные расстояния, он поддерживает связь со своими дядьями, один из которых живет в Нигерии, а другой в Великобритании. Ричард регулярно общается с членами своей "черной семьи". Благодаря интернету и мессенджерам, сегодня это не проблема.

Не такой, как все

Несмотря на то, что молодой человек родился в России, получил здесь высшее образование, умеет легко находить общий язык с людьми, Ричард чувствует себя не таким как все.

– В Кемерове я очень сильно ощущаю свое отличие от большинства жителей. Но как только я оказываюсь в западной части России, например, в Москве, а тем более за рубежом, этот вопрос автоматически снимается. Когда вокруг больше темнокожих, люди меньше обращают на меня внимание. Я просто становлюсь частью разнородной людской массы. Здесь же, в Сибири, я выделяюсь. В Кемерове людей моей расы можно пересчитать по пальцам. А значит, мы все здесь, как на ладони, – отмечает Ричард.

Тем не менее, он уверяет, что внимание земляков не доставляет ему неудобств. В своем внешнем отличии от большинства, он находит плюсы. Ричард – персональный тренер в одном из крупных кемеровских фитнес-центров. И в его работе не последнюю роль играет именно узнаваемая внешность, особенно на начальном этапе знакомства с клиентами.

– Чтобы привлечь внимание, мне не требуется быть эпатажным – обладать гипертрофированным телом или выбирать какой-то особенный стиль в одежде. Мне достаточно хорошо выглядеть. Моя внешность сама по себе необычная и запоминающаяся. Но, разумеется, внешность вторична. Как говорится, встречают по одежке, а провожают по уму. Все-таки клиенты прежде всего ценят меня за профессионализм и человеческие качества, а не за яркую внешность. И это правильно, – рассуждает Ричард.

Однако молодой человек не всегда так думал, не всегда использовал внешние данные себе во благо.

– На самом деле, прежде чем принять свою черную кожу, кудрявые волосы, широкий нос, одним словом, свою африканскую внешность, мне пришлось проделать серьезную внутреннюю работу, изжить массу комплексов. Дело в том, что твое отличие от всех остальных во взрослом мире воспринимается адекватно и даже является неким преимуществом. Но когда ты подросток, то активный контакт с социумом не редко превращается в проблему. Комплексы породило чрезмерное внимание ко мне людей именно в детском и подростковом возрасте. Хотя ничего страшного не происходило, меня не обзывали, не били, возникло огромное количество блоков. С большинством из них пришлось бороться на протяжении долгого времени, а с некоторыми и по сей день. В детстве к моей персоне было слишком много интереса со стороны, и он меня пугал. И если многие подростки ищут внимания, то я его избегал, – делится переживаниями Ричард.

Сегодня Ричард не причисляет себя к какой-то конкретной расе или национальности. Он называет себя жителем планеты Земля.

– Я не совсем понимаю людей, которые считают себя лучше других в смысле принадлежности к какой-то определенной нации или расе. Я рассуждаю так. Есть данность – то, что ты получил в момент рождения. Это, например, раса и место, где ты родился. А есть выбор – то, кем ты станешь, прикладывая собственные усилия, где ты будешь жить, как будешь мыслить и говорить. Вот это твой выбор. И мне кажется, что логично гордиться своим выбором, своими достижениями, а не тем, что тебе дано от рождения. Ты можешь благодарить бога или родителей за то, что тебе дано. Но гордиться тем, к чему ты не приложил никаких усилий и уж тем более ставить себя выше, высмеивая отличия других… Это не мой вариант, – считает Ричард.

Молодой человек ценит то, что в последнее время люди стали адекватнее относиться к атрибутам данности. Общество стало толерантным в вопросах национальной и расовой принадлежности, ограниченных физических возможностей, наличия или отсутствия денег и т.д.

– Здесь человечество движется в правильном направлении, мне кажется. Но как показывает мировая практика, местами все равно возникают сбои, – говорит Ричард.

Темнокожие американцы и темнокожий русский

Разумеется, Ричард следил за беспорядками в США, сообщения о которых, начиная с 25 мая, заполнили новостные ленты информационных сайтов.

– Не могу сказать, что почувствовал общность с людьми, вышедшими на протесты в Штатах. Все-таки события, которые там происходят, имеют определенный исторический, социальный, экономический контекст, чуждый мне. Я же рос и живу в иных условиях, чем темнокожие граждане США. А в Штатах расовый вопрос – это краеугольный камень. На протяжении многих лет взаимоотношения белых и темнокожих жителей США были очень напряженными. Период выравнивания в правах белых и темнокожих был длительным, расовая сегрегация сохранялась очень долго. Американцы высадились на Луне в 1969 году, а борьба с сегрегацией афроамериканцев продолжалась еще в 1970-х и 1980-х годах. Логично, что у них до сих пор возникают проблемы с темнокожим населением. Да и вообще, когда начинается заруба на почве расовой принадлежности, я всегда вспоминаю одну фразу: "Нет плохих наций. Бывают плохие люди". Надо понимать, что в США темнокожие тоже не ангелы. Среди них есть люди, которые своими поступками превозносят нацию, а есть те, кто ее принижают, совершая преступления. Благодаря вторым, в обществе формируется негативный стереотип в отношении темнокожих. Я думаю, что Штаты еще долго будут сталкиваться с расовой проблемой. И я очень надеюсь, что они ее благополучно решат, – считает Ричард.

Шутки: расистские или дружеские?

Кемеровчанин Ричард Экпенионг утверждает, что никогда не чувствовал предвзятого отношения к себе, как к темнокожему, кроме, пожалуй, тонких подколов его друзей по этому поводу.

– Что касается шуток о цвете кожи, то вернусь здесь к данности и выбору. Ты можешь стебать меня за то, что я, например, неправильно говорю слова или за то, что я надел нелепые желтые носки. Но смеяться надо мной, да и вообще хоть над кем, из-за внешности ты не имеешь права, потому что мы ее не выбирали. И мой близкий круг это понимает. Мои товарищи чувствуют тонкую грань между тем, когда шутка смешная, а когда обидная, – говорит Ричард.

При этом молодой человек говорит, что малознакомые люди чаще всего подходят к теме его расы очень деликатно. И Ричард благодарен им за это. Конечно, ему задают вопросы о происхождении, родителях, но всегда вежливо и ненавязчиво.

– А в общении с друзьями мне совсем не чужда самоирония, да и сам я не прочь потроллить товарищей. Не люблю, когда просто смеются над тем, что я темнокожий. Зато тонкий троллинг очень даже ценю. Когда начались беспорядки в Штатах, ребята спрашивали: "Теперь нас будешь просить перед тобой на коленях стоять?" (в городе Фейетвилл (штат Северная Каролина) полицейские встали на колени перед протестующими, – прим.ред.) А еще подкалывают, когда ем курицу. Черные же любят курицу. В оскароносном фильме "Зеленая книга" этому, кстати, посвящен яркий эпизод. Вот это смешно и совсем не обидно. Ведь я темнокожий и никуда от этого не деться, – улыбается Ричард.

Но молодой человек и сам не прочь подшутить над коллегами и друзьями.

– Когда мне поручают что-то сделать, могу сказать: "Это я должен сделать, потому что я черный?" А они начинают оправдываться: "Да нет! Нет! Ну что ты!" В результате просто все смеются, – рассказывает Ричард.

Он считает, что важен контекст шутки. Даже если она не слишком интеллигентная, но сказана по доброму, если человек не пытается показать свое превосходство в расовом смысле, никто даже не подумает обижаться. Ричард рад, что сейчас мы живем в обществе, где людей оценивают по делам, а не по цвету кожи.

Фото: VSE42.Ru/ Андрей Зонин
Автор: Анастасия Ландо
Комментарии для сайта Cackle