Одежда секонд-хенд в последние годы стала особенно популярна в российских регионах. И все потому, что зачастую качество бывших в употреблении вещей заметно выигрывает у новинок масс-маркета, а низкие цены не оставляют шансов ни рыночным торговцам, ни, тем более, статусным бутикам. Как устроена "кухня" российских секонд-хендов, и почему кемеровчане все чаще обращают внимание на подержанную одежду, выяснял корреспондент VSE42.Ru.
В Европе и США одежда секонд-хенд появилась в 1920-х годах, но популярной стала скорее вынужденно, после Второй мировой войны, когда экономика многих стран была подорвана, а обедневшему населению нужно было что-то носить. В России секонд-хенды появились в 1990-х после распада СССР, но долгое время, особенно в провинции, считались магазинами для людей бедных, ну или очень смелых. Своими впечатлениями об этом с нами поделилась жительница кузбасской столицы Наталья Савик:
– Раньше я не представляла, что меня могут заинтересовать вещи из секонда. Было время, когда очень хотелось зайти в такие магазины, возможно, из любопытства, поковыряться. Но я и подумать не могла, что хочу найти что-то для себя. Видела симпатичные "тряпочки" на знакомых девчонках, спрашивала, и очень удивлялась, когда они отвечали, что та или иная вещь из секонда, причем, из кемеровского. Выглядело все вполне прилично и максимально стильно, – вспоминает Наталья.
Сегодня многое изменилось. Молодежь без стеснения выстраивается в очередь у дверей секонд-хендов в день пополнения ассортимента и подтягивает за собой родителей. А популярные блогеры из крупных городов, вроде Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, регулярно записывают видео-обзоры, составляя модные ансамбли из вещей, найденных в секондах, ни в чем не уступающих топовым дизайнерским лукам. И, несмотря на то, что многие до сих пор скептически относятся к дешевой бэушной одежде, она все активнее входит в жизнь не только людей с низкими доходами, но и, так называемого, среднего класса, а также состоятельных людей, лишенных предрассудков. К слову, некоторые звезды совершенно не стесняются признаваться в том, что время от времени приобретают одежду в секондах. Среди зарубежных – это актрисы Джулия Робертс и Шерон Стоун. Если говорить о российских селебрити, не брезгующих секонд-хендами, то это певец Рома Зверь, телеведущая Ксения Бородина и актриса Эвелина Бледанс.
Но вернемся на несколько шагов назад и выясним, как же вещи попадают в секонд-хенды, чего стоит опасаться, приобретая одежду, бывшую в употреблении, и стоит ли стесняться своей любви к "старью"?
Практически все вещи попадают в российские секонд-хенды из-за рубежа, но разными путями. Первый путь – когда крупные магазины избавляются от старых коллекций и продают одежду за символическую плату 1-5 евро. Так в секонд-хендах появляется абсолютно новая одежда с этикетками.
Второй, основной путь наполнения ассортимента секонд-хендов – сбор поношенных вещей, якобы для бедных регионов. На улицах европейских и американских городов устанавливают контейнеры с надписями типа "помощь Африке" или вовсе без опознавательных знаков. В них обычные горожане безвозмездно складывают свою одежду. Такими сборами занимаются компании, которые формируют секонд-хенд и продают в Россию, Украину и другие страны бывшего СССР. Вот что об этом журналисту VSE42.Ru рассказал Роман Комаров, бывший владелец нескольких магазинов секонд-хенда в Кемерове:
– Одно время я общался с владельцем секонд-хенда из Дании, и он мне объяснил, что в Европе люди копят одежду и ждут, когда волонтеры приедут и заберут ее или же сами относят в пункты приема. Такое поведение в культуре европейцев. Для них выбросить хорошую вещь – крайне нерационально. Даже если человек сам не получит ни одного цента, он никогда не выбросит добротную одежду, а отдаст сборщикам, чтобы она послужила кому-нибудь еще раз, – рассказывает Роман Комаров.
Одежда, которую европейцы отдают на благотворительность, бывает самая разная. Это и дорогие брендовые вещи, но чаще обычные предметы гардероба.
С того момента, как вещь попадает в контейнеры сборщиков, начинается ее коммерческий путь. Из контейнеров вещи перекладывают в мешки и везут на сортировочные фабрики.
– Раньше такие фабрики располагались в Европе, например, много было в Германии, а сейчас они все чаще открываются в Прибалтике, потому что здесь их дешевле содержать, – говорит Роман.
"Сортировочные фабрики" это только название. На самом деле фабрики представляют собой большие помещения (спортзалы, склады или подвалы), где одежду сортируют по состоянию и по видам: отдельно джинсы, отдельно платья, футболки, обувь и т.д. После сортировки за каждый тип вещей назначается цена за килограмм.
– Весь секонд-хенд покупается килограммами. Разбег цен приблизительно такой: вещи похуже стоят 6-12 евро за килограмм. Хорошие вещи продаются по цене 12-15 евро за килограмм. Ну и все, на что цена доходит до 20 евро – это вещи очень хорошего качества, – поясняет Роман.
Так, по опыту предпринимателя, его небольшой секонд-хенд в Кемерове закупал от 3 до 15-ти мешков одежды в месяц, то есть от 50 до 400 килограмм вещей.
Отдельно стоит упомянуть обувь. Ее кемеровские секонд-хенды закупают мало, потому что на подержанную обувь в России низкий спрос. К тому же она много весит. Секонд-хендам не выгодно покупать обувь – слишком дорого за малое количество пар.
Чтобы понять, как формируются цены на вещи в секонд-хендах в России, в частности в Кемерове, разделим их на два типа: мелкие и крупные (сетевые). В чем их отличие?
– Например, вы открыли небольшой магазинчик в Кемерове. Естественно вы не покупаете для него вещи за границей, а едете в Новосибирск или Новокузнецк и закупаетесь у оптовиков, которые себя называют операторами. Операторы тоже делятся на мелких и крупных. Мелкие перекупают товар у больших операторов. Крупные получают товар прямо из заграницы. На тот момент, когда я работал (2012-2017 годы), в России было четыре-пять крупных операторов, которые завозили весь секонд-хенд в страну и распределяли его по оптовикам помельче. А уже через них вещи попадали в магазины, – говорит Роман.
Наиболее успешными оказываются те секонд-хенды, которые привозят одежду прямо из-за рубежа. Но это себе могут позволить только крупные сети. Минуя российских операторов, они приобретают товар в Европе максимально дешево, без посреднических наценок. Соответственно и в своих секонд-хендах они выставляют одежду дешевле, чем это могут себе позволить небольшие магазины, которые сотрудничают с оптовиками. Кроме того сетевики периодически делают на товар очень большие скидки, до 90%. В то время как маленькие секонды могут позволить себе распродажи с максимальным снижением цен на 50%. Небольшим секонд-хендам сложно конкурировать с крупными сетями. Большие скидки им просто не по карману.
Понятно кому потребители отдают предпочтение – конечно, крупным сетевым секонд-хендам. Качество одежды в них такое же, как и в маленьких, а цены ниже.
– Ну и вдобавок, секонд-хендщики всегда ходят в гости друг к другу и мониторят цены. У них есть правило: одежда в секонд-хенде должна быть дешевле, чем новая. И оно соблюдается на 100%. Приведу наиболее яркий пример. Новые мужские джинсы Tom Tailor в бутике в торговом центре стоят 10 000 – 12 000 рублей. А в секонд-хенде они будут стоить не дороже 2 000 рублей. Но вообще это касается абсолютно всех вещей, – поясняет Роман Комаров.
Каждый, кто покупал одежду в российском секонд-хенде или хотя бы просто заходил в такой магазин, замечал специфический запах, который исходит от вещей. Кого-то он раздражает и лишает желания что-либо примерять, а кто-то не обращает на него внимания и с удовольствием носит, найденные в секонде сокровища, несмотря на специфический аромат, который, к слову, бесследно исчезает после одной-двух стирок. Откуда берется этот запах и стоит ли его бояться, пояснил Роман Комаров:
– Сразу скажу, что одежда в секонд-хендах совершенно безопасна благодаря обработке, следствием которой и является запах, витающий в этих магазинах. Когда хозяин секонда покупает вещи у оптовика, он обязательно получает сертификат, где написано, что одежда прошла обработку. Ее проводят специальным раствором, который имеет химический запах. Для его нейтрализации в состав добавляют парфюмерную отдушку. Ей и пахнет одежда в секонд-хенде, – говорит Роман.
То есть, характерный сладковатый запах – это как раз гарантия того, что одежда, представленная в секонд-хенде, прошла обработку. Она чистая и безопасная. Подозрение как раз должна вызвать одежда, которая не имеет этого запаха. Его отсутствие означает, что вещи не были обработаны и, возможно, попали в страну нелегально.
Посещение секонд-хенда, по многолетним наблюдениям Романа, не зависит от материального положения покупателя.
– Я бы так сказал. В секонд-хенд заходят люди, для которых это психологически приемлемо, а имущественный ценз здесь вообще ни при чем, – говорит мужчина.
Сам Роман, вспоминая свои первые опыты посещения секонд-хендов, отмечает, что испытывал при этом неловкость. Он рассказывает, что очень хорошо запомнил те ощущения. А потом, открыв свой секонд-хенд, наблюдал за людьми, которые приходили к нему впервые и анализировал их поведение.
– Есть люди, которые не хотят афишировать свои походы в секонд-хенды. Дело в том, что в России существует два мифа о секонд-хендах. Первый, что в них ходят только бедняки и бродяги. А любому нормальному человеку не хочется попадать в эти категории. Поэтому некоторые боятся, что если знакомые увидят, как они заходят в секонд-хенд, то подумают, что с ними что-то не так. Второй миф о том, что в секондах продается ветошь, – поясняет Роман.
По опыту мужчины, новичку нужно посетить магазин подержанной одежды от трех до шести раз, чтобы начать чувствовать себя в нем комфортно.
– Интересно, что когда разговоришься с человеком, заглянувшим в секонд-хенд впервые, он нередко начинает рассказывать о том, что у него в жизни все в порядке, дома куча вещей, а в секонд он просто зашел ради прикола. Хотя об этом его никто не спрашивает, человек, тем не менее, пытается оправдаться. А через какое-то время, когда видит, что в секонд-хенде продаются хорошие вещи и никаких бродяг нет, он начинает спокойно приходить, без стеснения. Но, разумеется, так ведут себя не все. Есть люди, для которых секонд-хенд – это обычный магазин, куда они приходят за обновками и даже не думают стесняться, – рассказывает Роман.
Есть люди, которые покупают одежду в секонд-хенде, чтобы просто пополнить гардероб новыми качественными вещами из Европы. А есть те, для кого приобретение вещей именно секонд-хенд стало особым удовольствием. Ведь зачастую в секонды попадают уникальные вещи, единственные в своем роде.
К примеру, Наталья Савик всегда относилась к секонд-хендам положительно. Девушка считает, что если образ продуман грамотно, и человек его может "презентовать", то значит, вещь нашла своего человека, у нее появилась вторая, а может быть третья и четвертая жизни. Вот как Наталья описывает свое знакомство с секонд-хендами, где она почему-то не побоялась встретить бродяг.
– Мое знакомство с европейским секондами произошло во Франции, в маленьком городе Антиб. Мы с подругой гуляли и зашли в неприметный бутик. У меня тогда глаза разбежались от роскоши и эстетики увиденного. Я представляла, что хочу "владеть" хотя бы частью этих "сокровищ"! Купила тогда маленькую кожаную сумочку, без всяких обозначений бренда, без намека на авторство. Кстати, периодически выгуливаю ее сейчас, с теплыми воспоминаниями о проведенном времени в те дни, – вспоминает Наталья.
Кстати, сегодня в инстаграме можно найти массу профилей, выставляющих на продажу винтаж и вещи секонд-хенд. Так, совсем недавно, Наталья приобрела в московском магазине винтажа школьный портфель из 1980-х.
– Я была счастлива, потому что у меня такого портфельчика в детстве не было, а видимо, хотелось, – делится эмоциями Наталья.
Наташа рассказала, что случайно познакомилась с девушкой, которая живет на Антибах, ходит по блошиным рынкам и покупает интересные вещи.
– У нее я купила пару старых рубах в хорошем состоянии: в одной привлек оверсайз и фактура ткани, в другой красивый округлый воротник с рюшами. А еще приобрела у нее двое винтажных клипс, очень массивных, но таких душевных. Если их надеваю, то эффекта "вау" не избежать, – рассказывает Наталья.
Нередко люди боятся покупать одежду в секонд-хендах из-за, якобы негативной энергии, которую она впитала от предыдущих владельцев. Но у Натальи Савик на этот счет есть своя теория.
– Я всегда думаю, что каждая вещь, если она сохранилась так долго, имеет право найти своего следующего хозяина, быть амулетом, оберегом, носиться или просто лежать, чтобы любоваться. Если она легко приходит к человеку, значит и принесет ему только приятные эмоции. Мне покупка таких вещей доставляет огромное удовольствие и радость. Я фантазирую, кому она могла бы принадлежать, как выглядела та или другая женщина, как она была красива, каким тонким вкусом обладала, раз носила такое или имела у себя в обиходе. Я бережно и с трепетом отношусь к каждой покупке, мы с интересом рассматриваем их с детьми, и я с радостью передам эти находки своим дочерям. Уверена, что интерес к старине передастся кому-то из них точно, – размышляет Наталья.
Конечно, выбор каждого, покупать одежду, украшения, утварь или мебель, бывшие в употреблении или нет. Но возможно, иногда стоит расширить границы привычного мира и заглянуть в мир вещей, проделавших длинное путешествие сквозь время и огромную часть земного шара, чтобы по странному стечению обстоятельств оказаться в Кемерове.
Имя владельца секонд-хенда изменено по его просьбе.