Кемеровчане Марина и Сергей в феврале этого года купили в известном турагентстве путевку в Турцию. Поездка должна была состояться в конце июня 2020 года. Но видя, что ситуация с пандемией коронавируса только ухудшается, в апреле супруги решили забрать деньги обратно, так как поняли, что никуда не поедут. Тем более что по действующим в настоящий момент законам они имеют на это полное право. Однако у них ничего не получилось. В ситуации разбирался журналист VSE42.Ru.
В этом году Сергей и Марина решили провести летний отпуск в Турции. Поэтому заранее, в первой половине февраля 2020 года, они забронировали тур в известном в Кемерове турагентстве, что, по их мнению, должно было гарантировать соблюдение всех обязательств исполнителем. Супруги сразу внесли предоплату около 50% от стоимости путевки.
– В начале марта был скачок валютных курсов. И пока евро еще сильнее не подорожал, мы оплатили турагентству оставшуюся сумму за поездку, которая в общей сложности нам обошлась в 93 000 рублей. А потом почти сразу начались ограничения из-за пандемии коронавируса. С 23 марта Россия приостановила авиасообщение с Турцией. Несмотря на то, что поездка должна была состояться только во второй половине июня, мы решили вернуть деньги. В экономике тоже наметился кризис. Начали закрываться компании, люди теряли работу. Мы решили, что деньги нам просто могут понадобиться для жизни, – рассказал Сергей журналисту VSE42.Ru.
Естественно, кемеровчане обратились в турагентство, чтобы оформить возврат средств. Однако с началом режима повышенной готовности в Кузбассе его офис закрылся. По словам Сергея и Марины, менеджеры компании принимали телефонные звонки, выходили на контакт в мессенджерах, но официальное заявление о расторжении договора в письменном виде от клиентов не принимали, ссылаясь на удаленный режим работы.
– Когда мы озвучивали свое желание вернуть деньги, сотрудники туристической компании начали нас отговаривать. Предлагали перенести тур или депонировать средства, чтобы они лежали на счету туроператора, а мы позже потратили бы их на другую поездку. От менеджеров по туризму даже поступало предложение аннулировать договор без возврата денег. Что, честно говоря, повергло нас в шок, – говорит Сергей.
Здесь важно отметить, что, в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 132-ФЗ от 24 ноября 1996 г. "Об основах туристической деятельности в РФ", "в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране временного пребывания туристов угрозы безопасности их жизни и здоровья, турист вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристического продукта или его изменения <…>. При расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей статье, туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия – ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг".
Об этом, собственно, кемеровчане и напомнили турагентству в своем заявлении о расторжении договора от 24 апреля. И в конце концов заявление Марины и Сергея приняли.
– Мы очень долго уговаривали турфирму принять наше заявление. В итоге они его взяли и передали туроператору, который находится в Новосибирске, сославшись на то, что, поскольку полученные от нас деньги были причислены туроператору, на нем и лежит обязательство по возврату суммы, – говорит Марина.
При этом женщина добавила, что менеджеры продолжили отговаривать их от расторжения договора, мотивируя это тем, что туроператор все равно деньги не вернет, а так они хотя бы сохранят возможность позднее отдохнуть за рубежом.
За разъяснениями мы обратились к заместителю директора турагентства, с которым заключали договор герои материала. Представившаяся Ольгой женщина объяснила нам, что турагентства работают как посредники между туристами и туроператорами. Функции агентства – подбор тура, бронирование, перечисление оплаты и выдача документов.
– В зависимости от того, какие ситуации возникают у клиентов, те пути решения, которые может предложить туроператор, мы предлагаем нашим клиентам, – сказала Ольга.
Также она рассказала, что деньги туроператоры перечислили в авиакомпании и отели, но из-за нестандартной ситуации, сложившейся в мире, физической возможности вернуть эти деньги пока нет. В свою очередь туроператоры для того, чтобы выполнить свои обязательства перед клиентами, предлагают два варианта:
– Первый вариант – это депонирование средств. То есть если турист соглашается на депонирование, мы заключаем с туристом дополнительное соглашение, которое является приложением к договору, где утверждается, что в качестве депозита у туроператора находится определенная сумма. Причем, что важно, сумма фиксируется у туроператора в условных единицах. То есть, например, оплатил человек полторы тысячи евро по курсу 70 рублей. Эти полторы тысячи закреплены за ним, и рост курса на эту сумму не будет распространяться. Депозиты у всех туроператоров действуют, как правило, до 31 декабря 2021 года. (То есть до этого времени клиент может потратить депонированную сумму на любую поездку – прим. ред.) Второй вариант – перенос тура на другие даты. Либо это же направление, этот же отель. Либо перебронировать на любое другое направление. Причем у каждого оператора есть свои временные промежутки, в которые они готовы перенести этот тур для клиентов без доплат. Это тоже выгодно. То есть эта сумма в условных единицах сохранится. Просто если клиенты выберут, например, тур на 100 евро дороже, эти 100 евро они доплатят, – пояснила заместитель директора турагентства.
При этом Ольга не стала отрицать, что после начала пандемии коронавируса туроператоры возвращали клиентам деньги за приобретенные туры.
– Были первые возвраты. На сайте Ростуризма были опубликованы страны, по которым производились возвраты: Италия, Китай, Южная Корея и Иран. По этим странам такие случаи были, и то в начале. В настоящий момент операторы пока предлагают такие варианты, как депонирование или перенос тура. У них деньги перечислены в отели и авиакомпании. Их сложно забрать, учитывая ситуацию, когда и авиакомпании и отели терпят большие убытки во всем мире, – пояснила представитель турагентства журналисту VSE42.Ru.
Ольга утверждает, что сейчас Ростуризм призывает клиентов не идти в суды.
– Они призывают к тому, чтобы решить вопрос с депонированием или перебронированием. И большинство туристов, кто изначально был негативно настроен, кто требовал возврата денег, они переосмыслили эту ситуацию, поняли, что у них есть возможность сохранить свой отдых, причем на условиях выгодных. И большинство наших туристов либо оформляют депозиты, либо переносят туры на новые даты. Я допускаю, что есть клиенты, которые готовы обратиться в суд, но поскольку сложилась нестандартная ситуация, неизвестно, чью сторону займет суд. К тому же сейчас на законодательном уровне решается вопрос о депонировании у туроператоров и в авиакомпаниях. Он в думе уже прошел первое чтение (в госдуме – прим. ред.), – сказала женщина.
Действительно, в госдуме прошел первое чтение проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции". Если он будет принят окончательно, туристы, чье путешествие сорвалось из-за "угрозы возникновения и (или) возникновения отдельных чрезвычайных ситуаций", смогут получить сертификат, гарантирующий им аналогичное путешествие в будущем.
Но если гражданин не использует сертификат до окончания срока его действия, турагентство будет обязано вернуть заказчику не только деньги за тур, но и проценты за пользование средствами клиента.
Если новый федеральный закон будет принят, турагентства и туроператоры смогут пользоваться деньгами клиента только во время действия сертификата (срок действия пока не определен). После истечения этого срока они будут обязаны вернуть деньги клиенту в десятидневный срок.
В законопроекте учтено и то, что "если общая цена туристского продукта на момент фактического оказания услуг окажется выше указанной в договоре о реализации туристского продукта… Туроператор не вправе требовать с туриста и (или) иного заказчика туристского продукта доплату к общей цене туристского продукта".
Разумеется, в сложившейся ситуации думцы балансируют на тонкой проволоке, пытаясь хоть как-то снизить убытки турфирм и туроператоров, а так же авиаперевозчиков и владельцев гостиничного бизнеса.
При этом они дают гарантию гражданам, заранее вложившим деньги в поездку и не получившим итоговый продукт в срок, все-таки вернуть их. А длительный срок ожидания возврата средств и инфляцию (в случае отказа от использования сертификата на турпоездку) компенсируют процентными выплатами.
Закон еще не принят окончательно. Тем не менее сегодня ясно одно: у клиентов – не важно, потеряли они работу, разорился их бизнес, или просто значительно снизился заработок – в первую очередь останется возможность съездить за рубеж. Насколько она будет актуальная для отдельных граждан, это уже, как говорится, личное дело каждого.