Более двух месяцев коронавирусная инфекция COVID-2019 держит в страхе весь мир. Самые большие человеческие потери на сегодняшний день понесли Китай и Италия. На прошлой неделе первые случаи заражения были подтверждены в Кузбассе. Журналист сайта пообщался с кузбассовцами, ныне живущими за рубежом, и выяснил, как в разных странах борются с распространением COVID-2019 и как обычные люди в Европе и Азии справляются с кризисом.
Китай стал очагом распространения коронавируса в мире. Приблизительное число больных на середину марта здесь составляет 81 тысячу человек. Погибшими числятся 3 200 человек. Мы связались с кемеровчанином Сергеем Сергеевым, который преподает русский язык студентам пекинского спортивного университета, и попросили рассказать об обстановке, сложившейся в столице Китая.
В январе этого года Сергей вместе с супругой отправился на отдых в Таиланд.
– В последние дни отпуска друзья из Китая начали нам сообщать о том, что ситуация с коронавирусом накалилась до предела и часть городов закрыли на карантин. Коллеги советовали прямо из Таиланда улетать в Россию, – вспоминает Сергей.
Но поскольку у ребят не было с собой российских паспортов, они вернулись в Пекин и весь февраль провели в Китае.
– Власти не закрывали Пекин на карантин, как, например, Ухань (эпицентр распространения коронавируса – прим. ред.) и прилегающие к нему города, но людей максимально изолировали. В Пекине закрыли учебные заведения, студентам запретили возвращаться с каникул, пока не будет дано соответствующего распоряжения. Территорию кампуса, где мы с женой живем, тоже закрыли. Чтобы туда попасть, нужно пройти специальный контрольный пункт, где в обязательном порядке проверяют паспорта и измеряют температуру. Наличие маски тоже обязательно. Вообще, в Китае везде, где есть жилые массивы, были организованы такие проверки, – говорит Сергей.
В связи с рекомендацией до минимума свести все контакты с людьми университет, в котором работает Сергей, организовал доставку овощей, фруктов и круп на территорию вуза.
– Через день на территорию университета приезжает машина и там можно купить кое-какие продукты. Но мы пока были в Пекине, все равно ходили за едой в супермаркеты. В них тоже проверяют температуру и без масок никого не впускают. Насколько мне известно, режим проверок сохраняется по сей день, – поясняет Сергей.
По словам кемеровчанина, люди в Пекине большую часть времени проводят дома.
– Я переписываюсь с коллегами, и они говорят, что никуда не ходят. В Китае хорошо работает интернет-доставка. Еду и предметы первой необходимости можно заказывать на дом, – говорит Сергей.
По его мнению, изоляция хорошо влияет на людей с психологической точки зрения. Такая мера предосторожности успокаивает. Люди видят в этом спасание от коронавируса и рады, что власти предпринимают меры защиты населения. Кстати, пару недель назад Сергей прилетел по делам в Кемерово и пока находится здесь.
– Университет, где преподаю, требует, чтобы я каждый день отправлял им информацию о своем здоровье: какая температура, нет ли симптомов коронавируса. Для этого они даже сделали специальное мобильное приложение. То есть, несмотря на то, что сейчас я нахожусь в Кемерово, каждое утро просыпаюсь и отправляю эти данные в Китай. Ведь в скором времени мы планируем вернуться в Пекин, и мои работодатели хотят быть уверены, что я не болею, – отмечает Сергей.
Сергей должен был вернуться в Поднебесную на прошлой неделе, но его планы не осуществились.
– На прошлой неделе университет усилил меры безопасности и, к сожалению, сейчас нам не разрешают вернуться. В Китай я могу поехать, но университет пока не позволят приступить к работе очно. Работодатель несет за меня ответственность, поэтому приходится соблюдать рекомендации, – поясняет Сергей.
Несмотря на массовую изоляцию, занятия в пекинском спортивном университете, где работает Сергей, уже начались. В современном мире интернета и цифровых технологий преподаватели и студенты могут общаться, находясь друг от друга за тысячи километров. Китайские университеты перешли на дистанционное обучение. И сегодня Сергей проводит занятия для своих китайских студентов онлайн прямо из Кемерова.
Главным очагом распространения коронавируса в Европе на сегодняшний день является Италия. Число заболевших здесь продолжает быстро увеличиваться. Так, если по данным на 1 марта коронавирусом были заражены 1 694 человека, то уже 14 марта число пораженных COVID-2019 составляло 21 157 человек. А 1 441 житель Италии скончался от последствий коронавируса.
Уроженка Кузбасса Юлия Дьяченко живет в итальянском городе Болонья со своим супругом-итальянцем и двумя маленькими детьми. Вот что Юлия рассказывает об эпидемии коронавируса в Италии.
– Я помню, как в феврале выявили первый случай заражения в Италии. Об этом писали все местные СМИ. Пациентом №1, как его называли, стал 38-летний мужчина. Оказалось, что, заразившись, он вел активную социальную жизнь: ходил на работу в крупную компанию, занимался спортом, в общем, контактировал с большим количеством людей. Вспоминая свои чувства тогда, не могу сказать, что мне было страшно. Ведь пока проблема тебя напрямую не касается, она остается просто новостью из интернета. Но все же возникло какое-то странное чувство, – вспоминает Юлия.
По данным на 13 марта 2020 года, коронавирусом в Болонье заражены 155 человек. Власти запретили передвижение между городами Италии.
– Сначала, 8 марта, было 13 зон, которые нельзя покидать. В основном это были деревни в Ломбардии, около Милана. Но буквально на следующий день власти объявили всю Италию красной зоной, запретили передвигаться по стране. Закрыли детские сады, школы, университеты. Это была одна из первых серьезных мер, которую предприняли итальянские власти. Правда, сначала люди не до конца понимали всю серьезность происходящего и все равно ходили в гости, бары, рестораны. Всюду были толпы народа. Итальянцы такие люди – свободолюбивые, общительные, для них социализация очень важна. Поговорить, пообщаться, пообниматься, поцеловаться при встрече. Они тяжело восприняли запрет, – рассказывает Юлия.
Постепенно власти Италии начали усиливать меры по изоляции людей друг от друга: сначала все бары и рестораны начали закрываться после 18:00. Но, по словам Юлии, позже решили закрыть все заведения и отправить людей на карантин.
– Конечно, это огромный урон для экономики страны. Сейчас работают только аптеки, продуктовые магазины, магазины бытовой техники, сантехники, ритуальных услуг, заправки, прачечные, разрешено продавать газеты, журналы, IT-оборудование, товары для животных, работают интернет-магазины, – рассказывает Юлия.
Сегодня в Италии людям можно выходить на улицу только по веским причинам.
– Прежде чем пойти куда-то, ты должен заполнить специальную бумагу со своими данными и причиной отлучки. Иначе тебя могут остановить, проверить и, если вышел без уважительной причины, оштрафовать или даже арестовать, – объясняет Юлия.
Высокая смертность от коронавируса и меры, предпринятые властями, все же оказали влияние на итальянцев. Юля говорит, что сейчас примерно две трети людей, встречающихся на улицах Болоньи, в масках.
– Вчера я была в супермаркете, и многие были в резиновых перчатках. Я была без перчаток и надела полиэтиленовые, для фруктов. Но многие люди подготовились и пришли в магазин в своих, – рассказывает Юлия.
Семья Юлии живет вместе с 80-летней свекровью. И больше всего они беспокоятся за бабушку, боятся ее заразить, потому что процент смертности от последствий коронавируса среди пожилых людей самый высокий.
– Мы опасаемся за бабушку. Брат моего мужа работает в библиотеке, он постоянно контактирует с большим количеством людей. И пока он решил не приходить к нам в дом, хотя мы очень дружные и обычно часто встречаемся. Мы отказались и от услуг приходящей няни. Карантин так карантин. Соблюдаем все меры профилактики: моем руки, никуда не ходим, – говорит Юлия.
В последние дни итальянцы запустили несколько флешмобов, связанных с пандемией COVID-2019.
– Например, 13 марта, в 18:00 все итальянцы вышли на балконы и начали играть на музыкальных инструментах. Итальянцы очень музыкальны, многие умеют играть. Все веселились, пели, танцевали, общались с соседями. Итальянцы не могут не общаться. Таким образом они решили объединиться и поддержать друг друга. А 14 марта, в 12:00 вся страна устроила долгие аплодисменты, выражая благодарность медикам, которые спасают людей, попавших в больницы с коронавирусом. Мы с детьми тоже хлопали. Я даже прослезилась, это очень трогательно, – говорит Юля.
По приблизительным данным, на 16 марта число заразившихся коронавирусом в Южной Корее составляет 7 568 человек. Самое большое число пострадавших в городе находится в городе Тэгу – 6 066 человек, в столице государства, Сеуле, болеют около 250 человек. Погибли более 50 человек.
Кемеровчанка Ирина Руденко живет со своим супругом в корейском городе Гунпо. С начала эпидемии и по сей день она остается на родине мужа.
– В отличие от других городов, особенно Сеула и Тэгу, в нашем городе было достаточно спокойно. Еще в начале февраля мы могли передвигаться без масок, не боясь заразиться. Но как только появились первые зараженные в Гунпо и ситуация в целом по стране стала серьезнее, мы ограничили передвижения. С середины февраля перестали посещать даже кафешки и столовые, – вспоминает Ирина.
По словам девушки, власти призвали жителей Кореи соблюдать минимальные меры безопасности: выходить на улицу в маске, мыть руки, протирать смартфон спиртом, пить теплую воду, чаще делать влажную уборку, проветривать помещения. Городские службы обрабатывают дороги и тротуары хлоркой.
– Если говорить о местах массового скопления людей, то в наших магазинах, ресторанах, кафе, автобусах, метро и т. п. начали ставить санитайзеры (антисептики для рук) сразу, как только вирус проник на территорию Кореи. Плюс ко всему тем, у кого есть корейская сим-карта, постоянно приходят сообщения об обстановке в том районе города, где проживает человек, а так же в соседних городах, – рассказывает Ирина.
Говоря о поведении корейцев в ситуации пандемии опасного вируса, Ирина оценивает его как абсолютное спокойствие.
– Конечно, на улице людей стало меньше, но есть те, кто продолжает ходить в кафе, парки, магазины. Большинство носят маски. Корейцы очень сплоченная и дисциплинированная нация. Если сказано соблюдать меры, значит, будут соблюдать. Но друзья рассказывают мне разные истории. Например, если человек подавился кофе, то корейцы смотрят на него с опаской. В Сеуле некоторые заведения общепита перестали обслуживать иностранцев, – говорит Ирина.
Однако, несмотря на спокойствие местного населения, экономика страны из-за эпидемии коронавируса получила серьезный удар.
– Ситуация негативно влияет на малый бизнес. На мой день рождения мы поехали в Сеул, в район Итэвон. Итэвон славится большим количеством иностранных туристов. Но на этот раз он пустовал. Многие кафе и рестораны были не просто закрыты, они обанкротились. Улицы были пусты. Людей можно было пересчитать по пальцам, – отмечает Ирина.
Девушка рассказывает, что сейчас в Южной Корее наблюдается острый дефицит медицинских масок. Ситуация дошла до того, что правительство установило систему выдачи масок по две штуки на человека раз в неделю.
– День выдачи для каждого определяется по последней цифре его года рождения. Моя цифра – 1, значит, мой день – понедельник. Выдают маски в аптеках и на почте в назначенное время и при условии, что у человека есть ID карта (паспорт). Но для таких иностранцев, как я, одного ID мало, при себе нужно иметь бумажку, которая доказывает, что я пользуюсь услугами страхования и плачу за страховку. Об этом правиле я узнала, когда впервые получала маски. Мне их, конечно, выдали, но с оговоркой, что в следующий раз я принесу с собой этот документ. Получить данную бумагу нетрудно, достаточно было звонка в страховую компанию – и ее выслали почтой, – рассказывает Ира.
Того количества масок, которое привозят в пункты выдачи, по словам Ирины, на всех не хватает.
– За масками выстраиваются огромные очереди, в которых можно стоять по 40 минут. Фармацевт даже выходит на улицу, чтобы сообщить об остатке масок. И иногда их бывает меньше, чем людей, занявших очередь. Можно, конечно, заказать маски через интернет-магазин, но цена на них поднялась в три раза, – отмечает Ирина.
Девушка рассказывает, что в Южной Корее работает горячая линия, куда можно позвонить в случае, если человек наблюдает у себя симптомы COVID-2019. В этом случае к пациенту сразу выезжает скорая помощь.
– К сожалению, несмотря на большое желание сделать тест на коронавирус, не все могут воспользоваться этой услугой, пока симптомы не станут серьезными. К тому же не во всех больницах этот тест есть, – говорит Ирина.
Марина уже несколько лет живет в Париже, но регулярно прилетает в Кемерово. Первое известие о случаях заражения коронавирусом в Китае застало ее во Франции.
– В конце декабря 2019 года я была в Страсбурге. Позвонил супруг и рассказал, что в Китае есть смертельные случаи от нового вируса. Тогда мы отнеслись к этому спокойно. Но когда через некоторое время детям отменили тур в Венецию, поняли, что ситуация серьезная. Однако в самой Франции, вплоть до начала прошлой недели, все было спокойно, – рассказывает Марина.
По данным на 14 марта, во Франции 4 499 подтвержденных случая заражения коронавирусом COVID-19, 91 человек скончался. Вечером в субботу премьер-министр Франции объявил о прекращении работы в стране всех ресторанов и общественных заведений. А накануне, в пятницу, был введен карантин во всех учебных заведениях Франции. Он продлится до 19 апреля.
– Чтобы вы понимали, французы не мыслят свою жизнь без ресторанов. Заведения общепита во Франции заполнены каждый день и в обед, и вечером. Это неотъемлемая часть их жизни. Поэтому закрытие ресторанов, кафе, баров для французов – настоящая трагедия. Мы, русские, привыкли готовить дома. Французы же – это люди, которые каждый вечер ходят ужинать в ресторан. А теперь они покупают продукты, потому что придется готовить и есть дома. Для них это непривычно, – рассказывает Марина.
Девушка отметила, что во Франции по выходным не работает общественный транспорт, метро. Это тоже одна из мер безопасности.
– Вышло положение о том, что те, кто может, должны работать дома. Закрыты большие магазины. Это не паника, это нормально. Франции, так же, как и Италии, грозит всеобщий карантин. И это оправданная мера, учитывая опыт других государств, – считает Марина.
Во Франции, как и в других странах, наблюдается дефицит медицинских масок и антисептических гелей.
Несмотря на то, что во Франции запретили массовые мероприятия, 15 марта прошли выборы мэра Парижа, и люди должны были на них пойти. Таким образом, наблюдается некоторое противоречие в действиях властей.
Сама Марина прилетела в Россию 29 февраля, а на текущей неделе собиралась вернуться к мужу в Париж. Но из-за сложившейся в Кузбассе ситуации женщина решила остаться в Кемерове.
– Мои дети живут в Кемерове. Сыновья – это моя жизнь, и я сейчас должна быть с ними. Не исключено, что границы Франции будут закрыты на этой неделе, поскольку у них зафиксирована третья стадия пандемии. Конечно, для нашей семьи это непросто. Мы с мужем ощущаем, что разделены не по своей воле. Ситуация с пандемией коронавируса вносит дискомфорт в нашу жизнь, но мы решили, что пока мне лучше оставаться в России. Велика вероятность, что улетев во Францию сейчас, я долго не смогу вернуться в Кемерово. Я решила быть с детьми, – говорит Марина.
Интересно, что в воскресенье, 15 марта, новости о заболевших коронавирусом в Кузбассе появились во французских СМИ.
– Муж мне утром позвонил взволнованный и спрашивает, что случилось в Кемерове? Оказывается, в парижских СМИ прошла информация о том, что у нас чрезвычайная обстановка из-за коронавируса. Во всем мире Кемерово знают из-за трагедии в "Зимней вишне". Возможно, поэтому французские журналисты обратили особое внимание именно на столицу Кузбасса в связи со случаями заражения COVID-2019, – отмечает Марина.
Девушка считает, что пандемию коронавируса можно воспринимать по-разному. Можно паниковать, а можно ответственно подойти к своему здоровью и здоровью близких, выполняя все рекомендации медиков. Кроме того, Марина думает, что это время можно посвятить таким важным вещам, как общение с близкими людьми: провести время с семьей, созвониться с друзьями, поддержать друг друга. Одним словом, задуматься о вечных ценностях.
Сайт VSE42.Ru призывает читателей не поддаваться панике, соблюдать профилактические меры и морально поддерживать друг друга.