Обман без обмана: банк "Восточный" и полпенсии на жизнь

Кемеровской пенсионерке пришлось взять кредит, чтобы рассчитаться с долгами дочери. Бабушке, по ее словам, навязали страховку, но обещанных выплат после резкого ухудшения здоровья она не получила. А когда ставшая инвалидом женщина попросила банк о реструктуризации задолженности, тот ее засудил. И теперь у кемеровчанки, нуждающейся в дорогостоящих лекарствах, отнимают почти половину пенсии. Существует ли правовой выход из сложившейся ситуации и чем обман по закону отличается от обмана по совести, разбирался корреспондент VSE42.Ru.

Мировая бабушка

Кемеровчанка Валентина Смирнова трудилась практически всю свою жизнь. Устроившись на первую работу в 19 лет, она даже после выхода на пенсию решила не сидеть сложа руки. И поэтому нашла другую работу – дежурным и сторожем в одном из образовательных учреждений города. Мало кто назовет эту должность престижной, но женщине на восьмом десятке лет мнение посторонних было безразлично. Главное – приносить деньги домой. Ведь, кроме себя, нужно было содержать внучку Юлю, которую дочь "сплавила" ей после неудавшегося брака.

– С третьего – четвертого класса я жила у бабушки. Фактически она меня вырастила. И на нее легли все расходы, связанные с моим содержанием, а также сбором в школу и позднее – в университет. И репетиторов тоже бабушка оплачивала, мама никакого участия в воспитании не принимала, – рассказала девушка.

И старания Валентины не прошли даром. Юлия училась на "отлично", окончила бакалавриат и поступила в магистратуру. Бабушка для нее – главный человек в жизни. В отличие от матери, чьи попытки устроить личную жизнь обернулись долговой ямой. Выбраться из которой ей опять-таки помогала сердобольная пенсионерка.

– Бабушка устроила ее к себе на работу. Но трудилась одна за двоих, а с якобы маминой зарплаты гасила ее кредиты. Она набрала их, потому что делала, что хотела. Только выплачивала их все равно бабушка, – подчеркнула Юлия.

Таким образом, пенсионерка много лет тянула на себе двух человек – взрослую дочь и внучку-студентку. Но продолжаться вечно это не могло…

В ответе за дочь

В конце сентября 2018 года Валентина Смирнова отправилась в отделение банка "Восточный", чтобы взять кредит. Деньги ей понадобились для того, чтобы закрыть очередной долг своей дочери.

– Примерно за год до этого мама взяла 30 тысяч в кредит во все том же банке "Восточный". Но после одного – двух платежей, с которыми ей наверняка помогала бабушка, выплаты прекратились. И после этого бабушке начали звонить с угрозами, что она обязана платить за свою дочь. Иначе придут и заберут все имущество, потому что она прописана с ней в одной квартире, – рассказала Юлия.

К сожалению, записать звонки с угрозами Валентина Смирнова не смогла, потому что у нее обычный кнопочный телефон, который не поддерживает данную функцию. Но кем бы ни были шантажисты – сотрудниками самого банка "Восточный" или коллекторами, которым они передали "выбивание" долга дочери пенсионерки – им удалось достичь своей цели, окончательно запугав пожилую женщину.

– Когда мы пришли в банк, бабушка прямо обозначила цель своего визита – закрыть кредит мамы в 30 тысяч. Но сотрудники банка начали утверждать, что не могут выдать ей меньше 130 тысяч, плюс нужно еще оформить страховку. А когда я стала спорить, что эта сумма явно больше той, что нам нужна, бабушку увели в другой кабинет, а меня не пустили. Просидела она там долго, даже я за это время устала, что уж говорить о бабушке. Так сильно хотелось оттуда уйти, что когда вынесли документы якобы на страхование кредита стоимостью 30 тысяч рублей в год, подписала их не глядя, – поделилась Юлия.

Говоря о страховке, девушка неслучайно употребила слово "якобы". Дело в том, что вместо страхования кредита на нее оформили страхование жизни, здоровья, и так далее, и тому подобного. Но не в банке "Восточный", а в компании "Ренессанс Жизнь". Между которыми, очевидно, существуют партнерские отношения. Иначе Юлии не пришлось бы подписывать расписку в банк о том, что она оформила страховку. А содержащееся в ней утверждение о том, что банк "Восточный" в данном случае "не является поставщиком указанной услуги" (то есть страхования), почему-то пробуждает в памяти крылатое выражение про вора и горящую шапку.

Конечно, можно сколько угодно ругать девушку за то, что она не глядя подписала бумаги. Мол, сама виновата, что поторопилась. Но согласитесь, когда ты обращаешься не в шарашкину контору по выдаче микрозаймов, а в солидный, казалось бы, банк, чья деятельность регулируется лицензией Центробанка, то ждешь соответствующего обслуживания. Но никак не обмана! С юридической точки зрения, конечно, в "Восточном" сработали чисто. Пенсионерка пришла в банк за кредитом для погашения долга дочери и получила его. Смущает, что сумма оказалась больше необходимой? Так это, видимо, такое проявление заботы о клиенте, чтобы ни в чем себе не отказывал. Почему застраховали человека, который в кредитном договоре никак не упоминается? Так это вообще не банк сделал, а специализирующийся в данной сфере "Ренессанс", который так удачно подвернулся. Причем на территории офиса совершенно постороннего для него банка. И, по всей видимости, застраховать любимую внучку 71-летней женщине любезно предложили, видя ее искреннее неравнодушие к судьбе членов своей семьи. И от избытка денег, остающихся от "тощей" пенсии.

В данном случае "обман" (а именно так воспринимает произошедшее с ней героиня статьи) был не на уровне договоров, расписок и прочих официальных бумаг. Он был на уровне совести, если это эфемерное понятие вообще можно применить по отношению к работникам банка "Восточный". Потому что пожилого и доверчивого человека сначала довели до отчаяния телефонными угрозами, а потом пригнали его в банк и так по полной "окучили". Но в случае с Валентиной Смирновой это еще было половиной беды…

Банковский игнор

Более полугода кемеровская пенсионерка исправно выплачивала кредит. Но в апреле 2019 года у Валентины Смирновой случился инсульт, который вызвал моторную и акустико-мнестическую афазию. Говоря проще, у нее нарушилась речь, а также способность удерживать в памяти и воспроизводить услышанную информацию. А если сказать еще проще, женщина стала глубоким инвалидом.

Тогда-то внучка Юлия и вспомнила про страховку, которую фактически навязали при оформлении кредита. Но, как уже говорилось выше, оформлена она была не на бабушку, а на ее внучку. Поэтому ни о каких выплатах не могло быть и речи.

Став после инсульта инвалидом, пенсионерка была вынуждена уйти с работы. Лекарства и реабилитация требовали больших денежных затрат, поэтому на погашение кредита средств у нее практически не оставалось. И тогда пенсионерка обратилась в банк с просьбой о реструктуризации долга.

– Мы предоставили в банк все документы о том, какая беда со здоровьем приключилась. И просили если не поставить кредит на паузу, то хотя бы снизить уровень ежемесячного платежа. Специалист в отделении сказала, что инвалидность бабушки для банка – вообще не основание, но обращение приняла. И заверила, что его рассмотрят и решение сообщат позднее, – рассказала Юлия.

Время шло, а на связь банк "Восточный" не выходил. Когда бабушка пропустила дату платежа, внучка вновь обратилась в банк по поводу реструктуризации кредита. И услышала в ответ, что решения до сих пор нет. Согласитесь, это чертовски удобно: держать пенсионера-инвалида, который даже говорить не может, в подвешенном состоянии, пока пеня за просрочку долга растет с каждым днем. Этакая вершина человеколюбия.

Особенно циничным подобное отношение к попавшему в беду клиенту выглядит на фоне продвигаемой в последнее время финансовой грамотности, которая среди прочего призывает должника не молчать о возникших проблемах и договариваться с банком. Ведь последний весь такой белый и пушистый, всегда пойдет навстречу. Недаром периодически всплывают новости о том, что банки реструктуризируют миллионные кредиты, которые выдавали другим банкам, бизнесменам, футбольным клубам и так далее.

Конечно, так называемые кредитные каникулы, равно как и сокращение ежемесячного платежа, являются проявлением доброй воли банка. Но в случае с банком "Восточный" она почему-то не распространилась на пенсионера-инвалида, который не отказывался от своего долга, а лишь просил войти в положение. Видимо, желание получить "все и сразу" оказалось сильнее, поэтому банк "Восточный" не только проигнорировал обращения кемеровчанки, но и подал на нее в суд. О чем она узнала позднее.

Молчаливый суд

Примерно через полгода после неудачных попыток договориться с банком "Восточный" со счета Валентины Смирновой, на который ей обычно приходит пенсия, пропало около половины денег. Сначала бабушка решила, что стала жертвой мошенников. Но затем с официального номера банка пришло сообщение о том, что средства были взысканы по судебному приказу, а взыскателем является банк "Восточный". При этом никакой информации на сайте судебных приставов, куда обычно рекомендуют обращаться гражданам в подобных случаях, не было. Как оказалось, ее там и не должно было быть, потому что судебный приказ имеет силу исполнительного документа и пристав для получения денег с должника не нужен. Говоря проще, взыскатель берет выданный судьей приказ и несет его в банк, а там безропотно находят счет должника и списывают с него деньги.

Более того, судебного заседания в привычном виде и не было вовсе. Судья просто рассмотрел поступившие документы и вынес вердикт. Не вызывая при этом в суд даже сторон дела, не говоря уж об их представителях. Придумали это, чтобы сэкономить время и без того якобы загруженных работой судей при рассмотрении дел о так называемых очевидных долгах – например, за ЖКХ, по алиментам или договору займа.

По мнению ряда экспертов, распространение этой формы судебного производства сыграло на руку мошенникам, успешно использующим служителей Фемиды в своих схемах. Работают они примерно следующим образом: завладев персональными данными человека (а новости об их "утечке" в Сеть появляются с завидной периодичностью), аферисты делают фиктивную расписку о займе и обращаются с ней в суд. При этом адрес "должника" указывают неверный, чтобы он не мог получить уведомление о вынесенном приказе и, соответственно, предоставить письменные возражения на него в установленный законом десятидневный срок. Судья проверяет документы (считай – расписку), на основании которых возник долг, и выносит судебный приказ о его взыскании. А потом ничего не подозревающий человек, скорее всего живущий на другом конце нашей необъятной страны, получает "смс счастья" о списании денег. И становится участником увлекательного квеста по возврату своих кровных, во время которого предстоит обить не один порог и подписать немало бумаг.

К счастью, кемеровчанка Валентина Смирнова не стала жертвой именно таких мошенников. В нее мертвой хваткой вцепился банк "Восточный", обратившийся за судебным приказом о взыскании долга. Причем, как следует из опубликованных на сайте суда сведений, решение в пользу банка было принято еще в октябре прошлого года. Но бабушка не знала об этом до тех пор, пока у нее не отняли почти половину пенсии в феврале этого года. То есть уведомление от суда, на которое можно возразить в течение всего лишь 10 дней, не дошло до нее за четыре месяца! По чьей вине это произошло – суда, почты или сверхъестественных сил – в данном случае не так уж и важно. Главное, что права пенсионерки, как видится, были грубейшим образом нарушены.

– Я знаю, что теоретически можно зацепиться за это и восстановить сроки. Но в этом нет смысла, раз банк решил выбить деньги из бабушки через суд. Она и так болеет, зачем лишний раз таскать ее по судам и мотать нервы, – поделилась своими мыслями по этому поводу Юлия.

Прожиточный минус

Как уже говорилось выше, теперь в соответствии с судебным приказом у Валентины Смирновой высчитывают около половины пенсии. Отнимать больше просто не позволяет законодательство. Не вдаваясь в подробности, после списаний денег в пользу банка у пенсионерки должна оставаться сумма, превышающая прожиточный минимум. Как следует из постановления правительства Кузбасса, на четвертый квартал 2019 года он составляет 7 913 рублей для пенсионеров.

У Валентины Смирновой после списания половины пенсии в пользу банка "Восточный" остается аж целых 10 тысяч рублей. Что явно больше установленных законом почти восьми тысяч. Но прежде чем радоваться этому факту, давайте посчитаем.

– Квартплата составляет 4 000 рублей в месяц, потому что, кроме бабушки, в квартире прописаны я и мама, и нас нельзя выписать из-за того, что это единственное жилье. Еще 4 000 уходит на продукты. Причем это минимум, не учитывающий специальной диеты, которой следует придерживаться людям после инсульта. Наконец, лекарства обходятся в 5 000 рублей. А ведь чтобы вернуть речь, бабушке нужно заниматься с логопедом-дефектологом, но это обходится в 8 500. Спустя пару месяцев она перестала ходить на занятия, потому что это слишком накладно, – рассказала Юлия.

При этом стоит подчеркнуть, что сама Юля без дела не сидит – нашла работу. Но сколько может заработать молодая девушка без образования и профессионального опыта? Тем более, если она получает образование на дневной форме обучения.

Вот и получается, что пожилая кемеровчанка, всю жизнь честно трудившаяся на благо страны, которой давно уже нет, и ее внучка, недавно сошедшая с университетской скамьи, фактически оказались за чертой бедности. Да, Валентина Смирнова получает пенсию, но остающихся после вычета по судебному приказу денег ей не хватает даже на самое необходимое. Юлия совмещает учебу с работой и, как может, старается поддержать себя и единственного человека, заботившегося о ней с рождения и оказавшегося в сложной жизненной ситуации.

В завершение стоит отметить следующее. Судя по находящимся в свободном доступе данным, подобных судебных приказов в пользу банков выдано немало. И можно только догадываться, сколько из них предусматривают вычеты солидных сумм из пенсий бабушек, которые оказались в тяжелой ситуации и не смогут из нее выбраться без чьей-либо помощи.

Имена героев материала по их просьбе изменены.

Фото: VSE42.Ru, pixabay.com
Комментарии для сайта Cackle