Светофоры в Кемерове: «ехать» будет все меньше?

Постоянные автомобильные пробки стали реальностью для Кемерова. Бороться с ними, например, с помощью двухуровневых развязок и подземных переходов у местных властей, очевидно, нет денег. Поэтому кемеровские улицы, судя по всему, скоро будут просто "утыканы" светофорами и повсеместными ограничителями скорости. И все это, видимо, для обеспечения безопасности. Что ждет кемеровских автомобилистов в ближайшем будущем, выяснял корреспондент VSE42.Ru.

Занижаем скорость?

"Узких" мест на автомобильных дорогах, увы, хватает. Помимо хронических пробок, в часы пик существует еще одна весьма серьезная проблема – это смертность на дорогах. Что касается городских, это, в первую очередь, гибель пешеходов или получение травм на проезжей части. Самым действенным средством борьбы с этой проблемой, как давно уже известно, является радикальное решение: убрать пешеходов с дороги с помощью надземных или подземных переходов. Но это достаточно дорогие для местных (или областных) властей сооружения, которые они пока не могут себе позволить.

Единственным средством борьбы с наездами как на дисциплинированных, так и, тем более, недисциплинированных пешеходов является занижение скорости автомобильного потока. То есть в условиях часа пик, когда и без того автомобили по факту чаще стоят, чем едут, планируется сделать движение еще более затрудненным. И все ради безопасности. Видимо, по принципу "медленнее едешь – меньше шансов совершить смертельный наезд".

Получается, что в условиях нехватки денег на дорогостоящие решения организации дорожного движения и пропускной способности кемеровских автодорог с помощью все тех же разделительных линий, подземных и надземных пешеходных переходов власти стараются решить хотя бы проблему дорожной безопасности.

Тем не менее, справедливости ради стоит отметить, что местные чиновники все же пытаются что-то делать. Например, решать вопрос о пропускной способности городских перекрестков регулированием фаз работы светофоров, разделением движения потоков по полосам (светофорные "стрелки"), реализацией принципа "все едут – все стоят", реверсивным движением и так далее.

Непроезжий переход

В качестве вынужденной альтернативы дорогим и эффективным дорожным решениям в Кемерове активно используется старый проверенный светофор. И, судя по всему, чем их больше, тем лучше.

Так, только в 2020 году могут появиться 15 новых точек на дорожной карте города, где проезд и проход будут регулироваться с помощью "трехглазого" устройства. При этом как минимум 10 – уже точно, поскольку они включены в годовой план.

Как рассказал VSE42.Ru руководитель Центра организации дорожного движения Владимир Вильчиков, одной из серьезных проблем в плане необходимости введения регулирования является центр города.

Так, местным автомобилистам хорошо известны участки, где проехать и в час пик, и практически в любое время суток крайне непросто. Среди таковых – подъезды к перекрестку улицы Кирова и проспекта Советский.

Во-первых, сам перекресток пересечь по зеленой волне почти нереально. И все потому, что здесь реализован принцип, когда не только разведены потоки автомобилей и пешеходов, но и движение по разным полосам не пересекается. За исключением, правда, встречных направлений по Советскому. По улице Кирова потоки разделены фазами светофора. То есть, в результате, опоздав на свой "зеленый", придется ждать несколько фаз, прежде чем снова наступит твоя очередь двигаться.

Но проблема в том, что доехать до этого перекрестка по Кирова в сторону улицы Островского тоже крайне непросто. Рядом с пересечением Кирова и улицы Ноградская есть нерегулируемый пешеходный переход. По которому, соответственно, постоянно идут пешеходы, а значит, проехать его – отдельная проблема. В результате создается затор не только у светофорного перекрестка Кирова – Советский, но и у перехода рядом с ЦУМ.

А потому городские власти решили и здесь поставить светофор, чтобы автомобили имели момент, когда могут ехать через переход без ритуальных остановок.

Регулировка проезда и прохода напротив ЦУМа может появиться уже в этом году. Однако обустройство перекрестка Ноградская – Кирова пока не включено в годовой план и, скорее всего, будет сделано, если на него найдутся деньги. Если нет, то вопрос уйдет на будущий год.

Регулируем - нерегулируем

Вторым проблемным местом на подъезде к перекрестку Кирова – Советский является нерегулируемый пешеходный переход напротив "Континента" – пересечение улицы Кузбасская и проспекта Советский. Правда, проблема здесь, в отличие от первого нерегулируемого пешеходного перехода, вовсе не в автомобильных пробках перед ним, поскольку поток пешеходов здесь не такой интенсивный, как у ЦУМа. Здесь проблема с безопасностью для пешеходов, которых периодически норовят сбить наиболее торопливые водители.

Чтобы разобраться с этой проблемой принципиально, власти решили установить здесь светофор. Более того, он включен в годовой план и должен появиться до конца года наверняка. Так что и пешеходам, и автомобилистам стоит начать заранее морально готовиться, что придется ориентироваться на разрешающий и запрещающий сигналы светофора.

В качестве бонуса для водителей можно в установке регулирования усмотреть такой бонус, как включение предполагаемого светофора в режим "зеленой волны", а значит, упрощенный проезд по проспекту Советский.

Что касается центра Кемерова, то здесь может произойти еще одно изменение в организации проезда перекрестков. Речь в данном случае идет о выезде с улицы Орджоникидзе на площадь Советов и на улицу 50 лет октября.

Проблема здесь возникла в связи с тем, что сам перекресток является регулируемым, а вот пешеходный переход напротив городской администрации – нет. То есть постоянно возникает ситуация, когда автомобилям загорелся зеленый сигнал, но проехать на него могут только четыре – пять автомобилей по каждой из двух полос, вместившихся заранее между переходом и самим светофором. А те автомобили, что встали перед пешеходным переходом, имеют все шансы так и не добраться до светофора за одну "зеленую" фазу. А все потому, что, пока горит разрешающий сигнал светофора, по нерегулируемому переходу активно идут пешеходы, которым, само собой, автомобили уступают дорогу. Пока все пройдут, зеленый сигнал гаснет. И так до следующего раза.

В связи с этим не однажды уже высказывалось предложение сделать пешеходный переход тоже регулируемым, чтобы синхронизировать проезд и проход перекрестка.

Впрочем, как уверен Владимир Вильчиков, подобное решение не даст увеличения пропускной способности этого перекрестка. Дело в том, что, согласно ГОСТ, нельзя просто скоординировать "зеленый" для машин на переходе с "зеленым" на самом перекрестке. Тут возможен единственный вариант. Оставить только один светофор и просто перенести его на пешеходный переход. То есть если в существующем режиме автомобили останавливаются перед светофором непосредственно перед выездом на площадь Советов, то в предполагаемом все они будут вставать перед переходом.

– В результате, когда загорится разрешающий сигнал светофора, автомобили должны будут преодолеть дополнительное расстояние. При той же длительности фазы количество машин, которые смогут проехать перекресток, уменьшится. В итоге получится примерно столько же, сколько и в существующем варианте, – предположил Владимир Вильчиков.

Возможно, руководитель ЦОДД и прав, но, по крайней мере, в таком случае безопасность пешеходов наверняка будет выше, поскольку они будут идти не по собственной воле, а по разрешающему сигналу светофора.

Кроме того, актуальной проблемой для центра Кемерова являются припаркованные в нарушение Правил дорожного движения автомобили, которые владельцы бросают и на городских улицах, и на подъездах к офисным зданиям, создавая реальные проблемы и угрозу столкновения для других участников дорожного движения.

Казалось бы, это никакая не проблема, ведь подобные транспортные средства всегда можно эвакуировать на штрафстоянку. И водителям автоэвакуаторов работа будет, и местный бюджет дополнительные деньги в виде штрафов получит. Почему же этого не делается?

– Согласен, мы можем эвакуировать автомобили-нарушители, тем самым очищая дорогу для других машин. Более того, например, в соседнем Новосибирске в день эвакуируется до ста автомобилей. У нас в Кемерове – в среднем три – четыре в день. Нам для эвакуации необходим протокол об административном правонарушении, составленный инспектором ГИБДД. И с этим как раз пока не все так просто. Как скоро этот вопрос сдвинется с места, пока сказать не могу, – рассуждает Владимир Вильчиков.

«Зеленый» с запозданием

Из организационных решений, которые давно уже назрели, стоит отметить предполагаемое введение регулирования движения по полосам с помощью "стрелок" на перекрестке проспекта Химиков и проспекта Ленинградский. Здесь крайне остро стоит проблема двух "левых" поворотов. Первый – это поворот с Ленинградского в сторону проспекта Комсомольский. Второй – поворот влево с Химиков в сторону проспекта Ленина.

И тот, и другой повороты налево крайней востребованы. Первый особенно актуален для многочисленных жителей этого спального района, возвращающихся, например, с работы домой. Второй – для посетителей двух крупных торговых центров на проспекте Ленинградский, "Лента" и "Леруа Мерлен".

Как следствие, постоянные автомобильные заторы здесь стали повседневной реальностью. И, видимо, ничто, кроме "стрелки", не в состоянии разрулить эту ситуацию.

Неподалеку от этого места еще один крайне проблемный перекресток – бульвара Строителей и проспекта Химиков. Здесь тоже реализован принцип "все стоят – все едут" с разделением потоков.

Однако не так давно ЦОДД предпринял попытку реализовать новшество, которое дало возможность совершать поворот налево, на бульвар Строителей, двигаясь по Химикам со стороны проспекта Комсомольского. Как следствие, "зеленая" фаза со стороны Комсомольского в сторону улицы Ворошиловой сократилась, а второй ряд светофоров стал выключать "зеленый" одновременно с первым рядом светофором. В итоге в этом направлении начали выстраиваться пробки.

Проблему в ЦОДД признали, а Владимир Вильчиков пообещал вернуть прежний режим работы – и по времени, и по "запаздывающему зеленому" во втором ряду светофоров.

Только направо!

Как ни странно, одним из "мест затыка" стал совсем не большой перекресток, где тем не менее в утренние часы пик наблюдается большой трафик. Это перекресток улиц Соборная и Спортивная. Дело в том, что многие автомобилисты пытаются миновать перекрестки на Ленина, Сибиряков-Гвардейцев и Гагарина, почему и едут в сторону центра по улице Спортивная вплоть до Соборной, где поворачивают направо и добираются до перекрестка у Цирка. Однако причиной частых заторов в самом начале Спортивной (при выезде на Соборную) является возможность повернуть не только направо, но и налево. Само собой, даже в условиях не самого активного трафика совершить маневр с пересечением полосы встречного движения и выездом на "свою" полосу бывает часто затруднительно. В результате из-за одного "левого" автомобиля выезд со Спортивной на Соборную может быть парализован на несколько минут.

Вместе с тем немного правее этого перекрестка есть "разрыв". То есть водитель при необходимости может выехать на Соборную, совершив поворот направо, а затем на разрыве уйти налево. Однако в реальности это далеко не самый популярный способ: большинство все-таки предпочитают именно поворот налево непосредственно со Спортивной.

По словам Вильчикова, в скором времени на этом перекрестке будет установлен знак "поворот только направо". Так что по крайней мере одна проблема может быть решена наверняка.

Еще одним сложным для организации дорожного движения участком кемеровских дорог можно считать отрезок проспекта Октябрьский в районе "Лапландии" и гипермаркета "Магнит". Здесь сразу несколько проблем.

Во-первых, при движении по Октябрьскому в сторону проезда Центральный многие автовладельцы на светофоре рядом со въездом к "Магниту" норовят совершить поворот налево. Несмотря на двойную сплошную. Которую, к слову, зимой не видно. Впрочем, летом дорожная разметка тоже останавливает далеко не всех.

Само собой, на левой полосе выстраивается очередь из желающих повернуть-развернуться и тех, кто оказался за ними и не может объехать по другим полосам из-за активного движения.

Во-вторых, выезд с автостоянки у "Лапландии" предполагает только правый поворот. Но и это мало кого останавливает. Многие незаконопослушные автовладельцы часто поворачивают налево, в сторону улицы Терешковой. Понятно, что такие маневры создают реальную угрозу ДТП, так что ситуацию надо как-то решать.

В этой связи Владимир Вильчиков сообщил, что перекресток улицы Тухачевского и проспекта Октябрьский в принципе будет реконструироваться. Это будет сделано в связи с продлением улицы Тухачевского до Притомского проспекта, где сейчас строятся новые спортивные сооружения.

Кстати, как недавно сообщил VSE42.Ru губернатор Кузбасса Сергей Цивилев, в районе перекрестка Тухачевского и Октябрьского, неподалеку от строящегося здания будущей налоговой службы, запланировано строительство первой в Кемерове двухуровневой транспортной развязки. Остается надеяться, что она станет началом новой эры в организации дорожного движения в областном центре.

Фото: VSE42.Ru
Комментарии для сайта Cackle