Необычные имена в обычной жизни: от Лапанальда до Пятвчета

Тролебузина, Лагшмивара, Даздрасен, Даздрасмыгда, Пятвчет, Роблен, Гранит, Вилорик – этими и другими необычными именами жители бывшего СССР обязаны Великой Октябрьской революции 1917 года. Правда, несмотря на оригинальность, многие обладатели стеснялись их и предпочитали в повседневной жизни использовать более традиционные аналоги. О том, какие еще необычные имена существовали в России, и как сегодня модно называть детей в Кузбассе, выяснял корреспондент сайта VSE42.Ru.

Ариадна XXI века

В дореволюционной России новорожденных чаще всего называли по святцам (церковная книга с перечнем праздников и святых по дням их поминовения). В эпоху Петра I и позже начали обращаться к былинным (дохристианским) именам – Изяслав, Ратмир, Ольга, Мирослава. В начале XX века в моду вошли иностранные (Людвиг, Арнольд, Тереза, Стелла) и имена из так называемых советских святцев – те самые Марлены, Вилорики и Даздрапермы. Сегодня же ни церковь, ни государство не дают рекомендаций в наречении только что увидевших свет мальчишек и девчонок. Поэтому, родители имеют возможность без каких-либо ограничений соревноваться в оригинальности.

Так, управление ЗАГС Кемеровской области в 2018 – 2019 годах зафиксировало целый ряд нестандартных имен. Среди мужских это Варлам, Микула, Макей, Нектарий, Ратибор, Родослав, Светлояр, Севериан, Север, Яромир. Среди женских: Ариадна, Афина, Бажена, Василика, Властелина, Вселена, Доминика, Евангелина, Забава, Илария, Княгиня, Мадонна, Марго, Матрона, Миллиана, Мия, Павлина, Эльзара.

При этом сотрудники управления ЗАГС отметили, что уже давно перестали удивляться необычным именам. Те, что еще несколько лет назад казались диковинками, сегодня встречаются повсеместно. Люди не стесняются проявлять индивидуальность, хотят выделиться и награждают своих чад именами яркими и необычными, а иногда даже символичными. Однако тенденция эта возникла не сегодня.

От Пятвчета до Кукуцаполя

Вплоть до октября 1917 года население Российской Империи в вопросах наречения новорожденных подчинялось православной церкви. Священникам предписывалось называть мальчиков именами тех святых, чьи дни празднуются на восьмой день после появления ребенка на свет. По аналогии с Иисусом Христом, которому был проведен обряд обрезания, в соответствии с иудейской традицией, на восьмой день после рождения. А вот девочкам выбирали имена из всех восьми дней накануне их появления на свет. Но при этом интеллигенция, на фоне общественного подъема, уже в конце XIX века стала называть детей старорусскими именами, отсутствующими в святцах. К примеру, Радослав, Святополк, Будимир, Велимир, Милена, Милица.

Октябрьская революция 1917 года внесла колоссальные изменения в жизнь страны. Коснулись они и имен. С 1918 года делалась не церковная запись рождения, а гражданская. И отныне советские граждане могли свободно выбирать имена своим детям.

"Красные святцы" начали быстро наполняться новыми, прогрессивными, именами, которые постепенно отодвигали на второй план церковные. На волне идеологического подъема в моду вошли имена, образованные из терминов и понятий, характеризовавших новый уклад в хозяйстве, политической и культурной жизни молодой страны.

Младенцев щедро одаривали именами типа Бунтарь, Герой, Партизан, Победа, Искра, Свобода, Идея, Воля, Сталь и т.п. В дело шли пролетарские праздники. От них образовывались имена Ноябрина, Октябрина, Маеслав, Май. Популярностью пользовались и составные имена, например, Рабинт (рабочая интеллигенция), Икки (исполком Коминтерна), Мэлор (Маркс, Энгельс, Ленин, октябрьская революция), Пятвчет (пятилетка в четыре года), Сиврэн (система, время, энергия). Совсем необычно звучат Лагшмивара (лагерь Шмидта в Арктике), Лапанальд (лагерь Папанина на льдине), Даздрасмыгда (да здравствует смычка города и деревни) и т.д.

Появлялись новые способы создания имен. Например, имя Авксома – это Москва наоборот, Нинель – "перевернутый" Ленин. Новые имена образовывались и путем слияния двух других: Миоль (Михаил и Ольга), Леванна (Лев и Анна).

Детей называли даже фамилиями исторических личностей: Ньютон, Овидий, Дарвин, Марксина, Луначар, Энгельсина, Лермонт. Совсем необычно сегодня звучат имена Великий Рабочий, Белая Ночь.

В 1930-е годы малышей начинают активно нарекать иностранными западноевропейскими именами: Арнольд, Альберт, Бруно, Генрих, Людвиг, Раймонд, Эрнест, Анжелика, Виолетта, Ирма, Луиза, Регина, Эмма и т.п.

Имена печатались в отрывных календарях. В 1920-е годы их издание стало хорошим источником пополнения госказны. Советский маркетинг работал на привлечение покупателей. Для этого в календарях печатались интересные сведения и новые имена. Черпались они из всевозможных источников – литературы, музыки, истории, точных наук. Так, с легкой руки советских издателей появлялись Поэмы, Травиаты, Идиллии, Трибуны, Конституции, Электроны, Нэпы, Черноморы и т.д.

Позже, в хрущевские 1960-е, возникли имена, связанные с космическими достижениями. Среди них Юралга (Юрий Алексеевич Гагарин) и Валтерперженка (Валентина Терешкова – первая женщина-космонавт). Разумеется, в именах отразилось и освоение целинных земель. Так родилось имя Кукуцаполь (кукуруза – царица полей).

Девочка-шестеренка

Имятворчество, захлестнувшее страну после революции 1917 года, привлекло внимание ученых. В 1960 году вышла книга лингвиста Льва Успенского, посвященная истории имен. В ней он описывает несколько анекдотичных случаев. В частности, автор вспоминает о женщине, которую родители назвали Непрерывкой в честь перехода страны на непрерывную пятидневную рабочую неделю. Близкие завали ее Рэрой. Но многие годы Непрерывке приходилось отвечать на вопросы о происхождении ее имени.

Другая история была посвящена девочке по имени Сателлитка. Сначала автор книги предположил, что его происхождение связано непосредственно со значением слова "сателлит" – "телохранитель", "приспешник", "последователь", "спутник". Но все оказалось гораздо прозаичнее. Отец девочки служил в автобронечасти, где имел дело с сателлитными шестернями, которые в народе называют сателлитками. То есть отец попросту назвал дочь шестеренкой.

Конечно, многие, а может быть, и большинство имен из "красных святцев" ушли в прошлое, не приобретя массовой популярности и не прижившись в советском обществе. Но некоторые необычные имена, появившиеся в советской России, до сих пор встречаются на просторах бывшего СССР. И все же каждое время создает новую моду на имена. Недалек тот час, когда Владленов (Владимир Ленин) и Мэлоров (Маркс, Энгельс, Ленин, Октябрьская революция) окончательно заменят Медмии (Медведев Дмитрий Анатольевич) и России.

Фото: VSE42.Ru, pexels.com
Автор: Анастасия Ландо
Комментарии для сайта Cackle