Школа свободных мыслей

18 Сентября 2019, 13:47

Кемеровские предприниматели, ранее не имевшие отношения к образовательной сфере, решили создать частную школу. Цель – благая. Научить детей быть свободомыслящими и ищущими личностями. О том, где и как в Кемерове будут воспитывать "современных счастливых людей", об уважении к людям и о будущем Кузбасса журналист сайта VSE42.Ru поговорил с кемеровскими предпринимателями Виктором и Светланой Осмолковыми.

От самоуправления в бизнесе до школы

Открыть альтернативную демократическую школу в Кемерове Виктор и Светлана Осмолковы решили не просто так. Работе над этим проектом предшествовали годы развития собственного производственного бизнеса, воспитание дочери и осмысление процессов, происходящих в современном обществе.

– Мы занимаемся бизнесом уже 14 лет. А два года назад решили изменить привычные правила взаимодействия с сотрудниками на нашем предприятии. Вместо традиционной модели "руководитель – подчиненный", мы внедрили принцип равноправия всех членов коллектива. По такому принципу работают многие западные и российские компании. И он подтверждает свою эффективность. В нашей компании – мы все коллеги, у нас у всех равные права, равные возможности принятия решений, но и ответственность за результат на себя берет каждый из нас. Каждый имеет право менять все, что находится в зоне его ответственности – развивать, улучшать. Главное, чтобы эти изменения были эффективными, – рассказала Светлана Осмолкова.

Супруг Светланы Виктор говорит, что интуитивно всегда стремился поменять модель взаимодействия с сотрудниками. И потому, когда узнал о том, что в мире уже существуют компании, использующие высокую осознанность работников, развивающие гуманистический подход в руководстве, а также заменяющие топ-менеджмент на самоуправление и коучинг, решил внедрить их опыт в своей компании.

– Скорее всего, это результат воспитания. Родители всегда давали мне достаточно свободы. Старались поменьше вмешиваться в мою жизнь, никогда не ломали. Поэтому я и на рабочие отношения перенес такую модель. Со всеми общался по-человечески, стремился руководить, исходя из желания людей развиваться. Признаюсь, я так и не научился использовать инструменты советской системы в виде поощрений и порицаний, которые до сих пор не ушли из российской жизни, хотя являются малоэффективными. Мне всегда хотелось работать со взрослыми, зрелыми людьми, общаться с ними на равных. В результате мы создали такую среду в своем коллективе. И эта среда оказалась продуктивной и питательной. Она положительно влияет на каждого, кто в ней оказывается. В октябре 2017 года мы объявили, что будем работать по принципу самоуправления. Уже в течение двух лет оттачиваем процесс, и будем делать это дальше, – отметил Виктор Осмолков.

Одновременно с внедрением самоуправления на фабрике, Светлана и Виктор увидели, что в 90% случаев людям это дается непросто, большинство из них не готовы быть полностью самостоятельными. Ведь их мышление формировалось в других условиях, годами они жили и действовали по иным принципам, имели совсем другую практику и опыт. Поэтому им сложно воспринять тенденции постоянно трансформирующегося мира и меняться самим.

– Людям бывает сложно вписаться в новые условия. Поэтому мы очень много занимаемся обучением, общаемся, рассказываем, объясняем. Мы проводим тренинги, используем обучающие игры, чтобы помочь сотрудникам выйти на новый уровень развития. Когда мы занялись этим, то увидели, насколько взрослому человеку тяжело меняться. Ведь он формировался в течение всей своей жизни, взаимодействуя с родителями, педагогами в школе, институте и так далее. Поэтому, мы решили обратиться к более молодому поколению – открыть школу, где дети могли бы, сохраняя индивидуальность, реализовывать свои таланты, раскрывать природный потенциал, учиться получать и использовать знания максимально широко и при этом сохранять свободу мысли и суждений, – пояснила Светлана.

Виктор и Светлана считают, что очень важно создать условия, в которых молодое поколение будет расти свободным, способным самостоятельно выбирать свое будущее, расставлять жизненные приоритеты, прислушиваясь к себе. Свобода общения, передвижения, получения новых знаний, принятия решений каждой отдельно взятой личностью – это основа развитого общества.

– Когда мы путешествуем, в том числе по бывшим советским республикам, то видим, насколько люди там чувствуют себя счастливыми, независимо от уровня дохода и социального статуса. Люди, которых мы встречали, целостны и открыты, легки в общении. Но самое главное, они готовы принимать других, уважать их индивидуальность, их личность. Нам хочется жить среди таких людей и в России, в Кузбассе. Поэтому мы решили создавать подобную среду в зоне своего влияния, в нашей компании. Мы хотим помогать развиваться в подобном ключе подрастающему поколению кемеровчан и поэтому запускаем образовательный проект – альтернативную демократическую школу, – рассказал Виктор.

Свободные и ищущие

В образовательное пространство, которое ребята создают вместе с командой единомышленников, естественно, будут ходить и их дети. Собственно, это вторая причина, по которой они затеяли проект. Школа создается, прежде всего, для их детей, которым они хотят помочь стать счастливыми и свободными.

Вообще, описывая концепцию развивающего пространства, Светлана и Виктор большое внимание уделяют понятию "свобода". Причем в самом широком смысле.

– Мы хотим, чтобы дети, которые будут учиться в нашей школе, выросли свободными людьми. Свободный человек – это человек с неограниченным мышлением, мышлением без шаблонов и стереотипов. Человек, уважающий себя, а потому уважающий границы и комфорт окружающих. Свободный – это значит соблюдающий баланс между собственными проявлениям и интеграцией в сообщество, какими бы они ни были. Свободный – значит, умеющий свободно мыслить, говорить, ищущий и находящий пути для самовыражения, – поясняет Светлана.

Но наравне с общегуманитарными целями Виктор и Светлана четко формулируют и образовательную концепцию проекта.

– Принцип свободы важен и в обучении. Исходя из него, можно получать знания. Причем весьма продуктивно. Чтобы было понятно, мы будем давать детям не только знания по всем необходимым предметам, но и научим совмещать эти знания. Тем самым откроем путь к более глубокому познанию и широкому применению полученного образования на практике. На наш взгляд, это дает больше возможностей, чем привычный подход, – говорит Светлана.

Общественно-научные предметы, математика и информатика, естественнонаучные предметы, искусство, филология, иностранные языки, технология, физкультура и безопасность жизнедеятельности – знания во всех этих областях получат ученики нового образовательного пространства.

– В настоящее время у нас еще открыты некоторые вакансии преподавателей. Мы ищем учителей по-настоящему влюбленных в свои предметы, в свою профессию. Я уверен, что такие люди найдут правильный подход к детям, подберут эффективные инструменты для передачи знаний, увлекут ребятишек учебой. Учителя в нашей школе не будут формально подходить к ведению уроков. Их задача – поделиться любовью к своему предмету с детьми. Педагоги нашей школы – так же как и родители учеников – это наши единомышленники! – отмечает Виктор.

В альтернативной демократической школе могут учиться абсолютно любые дети, в том числе и те, которым в силу каких-либо обстоятельств сложно взаимодействовать с системой государственного образования.

– Как вы думаете, зачем дети ходят в школу? Они ходят в школу потусить, пообщаться со сверстниками и чтобы получить аттестат. Мало кто скажет, что ходит в школу за знаниями. Знания они получают для того, чтобы родители не ругались. Потому что так положено. Наша задача – показать детям, что образование – это интересно и модно. Мы хотим работать на развитие субъектности. Для нас важно, чтобы ребенок начал к себе прислушиваться и реализовывал свой потенциал, исходя из внутренних потребностей. Мы хотим не дать уснуть детской любознательности, "почемучности". Мы хотим учить детей не через страх перед плохими оценками, а через размышления, через предположения, гипотезы, доказательства, эксперименты. Наша идея – передать ответственность за образовательный результат самому ребенку, – объясняет Виктор.

Ценить индивидуальность

Пока в школе планируется учить детей с первого по девятый классы. Классы будут состоять из 10 – 12 человек. Однако в один класс смогут ходить дети разных возрастов, в зависимости от необходимости их участия в том или ином проекте.

– Например, ученик из младшей группы, продвинутый в математике, сможет заниматься с детьми постарше, если это необходимо, – поясняет Светлана Осмолкова.

В будущем в школе, согласно планам Осмолковых, появятся старшие классы.

– В выпускных классах в государственной школе в основном идет подготовка к ЕГЭ. То есть два года дети готовятся к тому, чтобы написать итоговый тест. Как правило, они испытывают серьезный стресс, завершая обучение в школе. Наша задача – построить образовательный процесс таким образом, чтобы ребята сдавали ЕГЭ без гонки, без большого стресса и страха, которые часто сопровождают детей, обучающихся в государственных школах. Пока мы не имеем практического опыта в этом направлении. Но сейчас работаем над системой, которая позволит основательно готовить детей к ЕГЭ, при этом не травмируя их, – говорит Светлана.

Меценаты, будущее, Кузбасс

Создание образовательного проекта – дело ответственное и довольно затратное.

– Мы решили попробовать реализовать проект вне системы, чтобы не быть ограниченными рамками. Хочется посмотреть, что получится, сможем ли мы стоимость обучения в нашей школе сделать сопоставимой с расходами на обучение ребенка в государственном учреждении. Изучая опыт других частных образовательных центров, в частности, в Санкт-Петербурге, мы выяснили, что прибыль приносят те школы, где стоимость обучения составляет 40 тысяч рублей в месяц и выше. Те, кто устанавливают ежемесячный взнос в промежутке 25 – 35 тысяч рублей, работают в ноль. Стоимость обучения в нашей школе мы оцениваем в районе 30 тысяч в месяц, прекрасно понимая, что для Кемерова – это большие деньги. Но общаясь с родителями, мы слышим, что 15 – 20 тысяч рублей – это та сумма, которую они готовы отдавать на образование ребенка каждый месяц, – говорит Виктор.

Разумеется, любой бизнес должен приносить прибыль, иначе он теряет всякий смысл. Поэтому Виктор Осмолков приглашает к сотрудничеству меценатов, которым небезразлично будущее России и судьба тех поколений, которым предстоит в ней жить.

– Кто-то строит церкви, кто-то помогает детским домам, а кто-то готов вкладываться в образовательные проекты. Начальные инвестиции мы пустим на ремонт помещения и оборудование. А дальше необходимы ежемесячные взносы, которые помогли бы школе покрывать текущие расходы на начальном этапе. Когда же мы пройдем точку безубыточности, то направим эти деньги на развитие пространства, повышение квалификации педагогов и снижение стоимости обучения. Тем самым сделаем альтернативную демократическую школу более доступной, массовой. Цена обучения снизится, но при этом мы сможем набирать больше учеников. Тогда уже при доступной стоимости начнем работать в плюс без посторонней помощи, – подытоживает Виктор.

Несмотря на сложные экономическую, экологическую и демографическую ситуации в регионе, Виктор и Светлана Осмолковы решили реализовать на практике проект с далеко идущими планами.

Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что различные проекты создания частных школ в Кузбассе предпринимались уже неоднократно. К сожалению, абсолютное большинство из них провалились. Насколько успешным окажется новый проект и сможет ли просуществовать хотя бы несколько лет, покажет время.

Фото: VSE42.Ru/ Анна Марко