Как мультгерои разоряют кемеровчан

Кемеровская предпринимательница Наталья Зарипова попала в неприятную ситуацию. По незнанию или в надежде что "пронесет", женщина нарушила закон об авторском праве. В результате суд вынес решение о взыскании с Натальи 25 тысяч рублей по одному иску и, скорее всего, взыщет такую же сумму по второму делу, что, как считает она сама – совершенно незаслуженно. В ситуации разбирался корреспондент сайта VSE42.Ru.

Заработала 200, потеряла 25 000

Нарушение авторских прав и их защита с привлечением судов с каждым днем становится все более актуальным. Само собой и споры вокруг этой темы не прекращаются уже много лет. И вот яркий тому пример.

Кемеровская предпринимательница Наталья Зарипова купила крошечный магазинчик в одном из торговых центров, где реализует разную, как она выразилась, мелочь. "В наследство" от прежних хозяев Наталье досталась часть товара, в том числе небольшие фигурки персонажей мультфильмов "Сказочный патруль" и "Лунтик". Каждая была упакована в полиэтиленовый мешочек вместе с цветной этикеткой, на которой изображены сказочные герои.

В конце октября 2018 года в магазинчике Натальи была сделана, так называемая, "контрольная закупка", о которой женщина не догадывалась до тех пор, пока ситуация не приняла неожиданный оборот.

– В конце января 2019 года я получила два письма из Красноярска от компании НП "Красноярск против пиратства", где было сказано, что я нарушила авторские права и должна выплатить компенсацию за нарушение исключительных авторских прав на объекты интеллектуальной собственности ООО "Студия анимационного кино "Мельница" в размере 100 тысяч рублей за этикетку к игрушке "Лунтик" и 150 тысяч рублей ООО "Ноль Плюс Медиа" за этикетку к игрушке из "Сказочного патруля", – рассказала Наталья журналисту сайта VSE42.Ru.

Кроме того, предпринимательнице было предложено возместить судебные издержки и почтовые расходы на сумму 890 рублей. Итого 250 890 рублей. Огромная сумма для пенсионерки, пусть и с небольшим бизнесом, который, по словам Натальи, практически не приносит прибыли. Обратите внимание, что выплатить компенсацию правообладателям Наталье предложили не за сами игрушки, а за изображения персонажей мультфильмов, напечатанные на этикетках.

К письму с претензией были приложены копии свидетельств, выданных Федеральной службой по интеллектуальной собственности о регистрации изображений в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ. А кроме этого – доказательства реализации контрафакта: копия товарного чека и видеосъемка контрольной закупки.

А еще в конверт от НП "Красноярск против пиратства" было вложено письмо с несколькими вариантами разрешения спора. Так, красноярцы предлагали Наталье добровольно выплатить названные суммы в полном размере или заключить договор досудебного урегулирования, по которому компенсация может быть "существенно снижена". Ну, а если предпринимательнице это не походит, борцы за авторские права обещали подать иск в суд, а женщине участвовать в судебных заседаниях самостоятельно или с привлечением юриста.

Наталья не стала обращаться в "Красноярск против пиратства" и добровольно выплачивать компенсацию, а решила дождаться суда. И, несмотря на то, что она все же нарушила закон, женщина поступила правильно. Это позволило ей сэкономить деньги. Поскольку все-таки суд ставит финальную точку, учитывая все факты и оценивая реальный ущерб правообладателя; в соответствии с буквой закона и существующей судебной практикой, исковые претензии к Наталье были серьезно снижены.

– Иски против меня направили в арбитражный суд города Кемерово. Исковое требование от суда мне пришло по "Сказочному патрулю" уже на 50 тысяч. (То есть с первоначальных 150 тысяч рублей правообладатели снизили размер желаемой ими компенсации до 50 тысяч рублей – прим. ред.). Суд состоялся в июне, на котором судья показал мне предоставленную истцом видеосъемку и сказал, что я виновна. Но в свою очередь сам судья уменьшил сумму искового требования еще в два раза – с 50 до 25 тысяч рублей, – рассказала Наталья Зарипова.

Второй суд, уже по нарушению авторских прав на персонажей мультфильма "Лунтик" состоится 20 августа. Наталья предполагает, что и там сумму иска ей, скорее всего, скостят.

Жертва или преступница?

В итоге за реализацию пары пластиковых фигурок высотой около девяти сантиметров, Наталья, видимо, в общей сложности будет вынуждена расстаться с 50-ю тысячами рублей.

Возмущенная женщина, несогласная с действиями правообладателей и решением суда, обращалась за помощью в Фонд поддержки малого предпринимательства, где ей ничем не смогли помочь, а также записала видеообращение на Прямую линию с Владимиром Путиным, которое тоже осталось без ответа. Несколько воззваний, обращенных к президенту, женщина разместила и на своих страницах в социальных сетях, где всю эту ситуацию она называет "большой аферой и мошенничеством под прикрытием закона". Наталья говорит, что, например, в Китае игрушки, созданные по мотивам российских мультфильмов, находятся в свободной продаже и, якобы, претензий к китайским магазинам никто не имеет.

Женщина считает, что это целая мошенническая схема, и ее следы также ведут в Китай. Но у Натальи нет возможности заниматься расследованием, нанимать юристов, ездить на фабрики за рубеж. Поэтому она обращается за помощью к властям, упирая на то, что в российском законодательстве, связанном с защитой авторского права, есть недоработки.

– Я бы контрафактом этот товар не называла. Получается все, что кем-то придумано и задействовано в производстве, это – контрафакт. Убирайте авторские права, потому что это изжило себя. Нужно оставить авторские права на скульптуру, картину. Возьмем, к примеру, мультфильм "Маша и медведь" – это вообще русская сказка. Медведь наш русский, так же и девочка наша. Почему правообладатели это присвоили себе? Почему присвоили себе богатырей, домовенка. Вот эти русские образы должны быть отделены от авторского права. В Кемерове много историй, похожих на мою. Но все, кто попал в аналогичную ситуацию, дальше не идут. Заплатили и все. Все понимают, что закон не проработанный, но что делать с этим – никто не знает. А иски, кстати, инициируют против самых беззащитных, мелких предпринимателей, которые и так еле концы с концами сводят, – считает Наталья.

Большинство людей никогда не сталкивались с защитой авторских прав. Многим оно представляется какой-то эфемерной вещью. Но на самом деле это не так. Во всем мире защита авторских прав является отдельным разделом юриспруденции. И в России юридическая практика, связанная с исключительным правом на произведения изобразительного искусства (в случае с Натальей) и другие объекты интеллектуальной собственности становится все более распространенной.

Правообладатели предъявляют иски физическим лицам, предпринимателям и даже средствам массовой информации за незаконное использование различного рода контента, товарных знаков, логотипов, символик и других видов авторской собственности. Порой самая, казалось бы, невинная вещь может оказаться нарушением авторского права, которое охраняется российским законом и вылиться в немалые финансовые издержки для бизнеса.

Наталья говорит, что мелкие предприниматели уже многие годы страдают из-за судебных тяжб, связанных с нарушением прав правообладателей. К слову, Google при запросе "Красноярск против пиратства" выдает огромное количество ссылок на истории, один в один напоминающих случившуюся с Натальей из Кемерова. Предприниматели считают, что их пытаются разорить, а суммы претензий называют завышенными и необоснованными.

Тем не менее, в статье 1301 Гражданского кодекса РФ об "Ответственности за нарушение исключительного права на произведение" говорится: "В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения…"

– Правообладатель на стадии досудебного урегулирования сам определяет вид и размер компенсации в рамках указанных сумм. Суд также самостоятельно оценивает обоснованность заявленной истцом суммы с учетом всех обстоятельств конкретного дела, – поясняет кемеровский юрист Сергей Коротков.

Исходя из этого, суд определил размер исковых претензий и к кемеровской предпринимательнице Наталье, и к предпринимателям из других городов России.

После того, как иск к Наталье Зариповой оказался в арбитражном суде, она поинтересовалась у правообладателей, сколько стоит лицензия на использование изображений, принадлежащих им персонажей:

– Лицензия стоит два миллиона рублей. Понятно, что мне, хозяйке крошечной лавочки, такая сумма даже не снилась. Я считаю, что для мелких предпринимателей должна быть введена соразмерная их доходам абонентская плата на товар правообладателей, который я хочу продать. Реальная плата, которую я оплачу, скажем, за месяц и буду спокойно торговать. У меня еще есть вопрос к авторам: для кого создаются эти мультфильмы, придумываются персонажи, если их нельзя нигде использовать, а можно смотреть только на экране телевизора или кинотеатра, – возмущается Наталья.

Кемеровчанка открыто высказывает свое недовольство происходящим. Многие люди в Сети ей сочувствует, кто-то ругает, ссылаясь на то, что она все-таки нарушила российский закон.

Что касается идеи об отмене авторского права, здесь Наталья Зарипова из Кемерова не одинока. Еще в июле 2000 года известный советский и российский учёный-физик и просветитель Сергей Капица (сын лауреата Нобелевской премии по физике Петра Капицы) сказал в интервью журналу "Эксперт-интернет":

"Проблема интеллектуальной собственности очень интересна. Я занимаю, может быть, несколько революционную позицию в этом вопросе. Мне кажется, что понятие интеллектуальной собственности внутренне противоречиво, потому что вся интеллектуальная деятельность человека связана с тем, чтобы распространять ее как можно шире, а не устанавливать права контроля и собственности…

Я думаю, что Интернет изменит контуры права. Полностью защитить информацию невозможно; если вы поместили информацию в эту систему, считайте, вы ее опубликовали".

В то же время Сергей Капица говорит о необходимости разработки новой системы вознаграждения авторов за их работу:

"Другое дело, каким образом должна оплачиваться работа авторов, писателей, ученых. Интеракция "я читаю – я плачу" уходит в прошлое. По-видимому, необходимо искать другой способ поощрения авторов вместо прибыли от прямых продаж, за счет каких-то фондов или общественных отчислений.

…Информация должна быть доступна всем. Тем более, если это информация в области просвещения, культуры и науки. Недоступность этой информации есть нарушение принципиальных прав человека. Публичные библиотеки, большинство музеев бесплатны. Это вопрос не денег, а принципа".

Сергей Петрович Капица, руководствуясь общегуманистическими принципами, призывает дать равный и свободный доступ для всех людей без исключения к достижениям человечества.

Контрафакт повсюду

Сделать выводы о том, насколько нарушение авторских прав распространено в России, можно придя на любой рынок или торговый центр. Здесь вы всегда найдете одежду, обувь, парфюмерию, часы, печатную продукцию, произведенные с использованием логотипов мировых брендов или изображений популярных кино – и мультперсонажей. Насколько эти товары подлинны – интересный вопрос. Часто продавцы не догадываются о том, что нарушают закон. Например, не знают, что одежда не фирменная, а, проще говоря, поддельная. Таким образом, они нарушают закон и теряют на этом немалые деньги.

Не только борцы за авторские права предпринимают меры по их защите. Кузбасские полицейские и таможенники регулярно изымают из торговых точек контрафактный товар по сигналам правообладателей. Так, по данным кемеровской таможни, за 2018 год в Кемеровской области было выявлено почти 65 тысяч единиц контрафактной продукции на сумму порядка 20 миллионов рублей. Для сравнения, в 2015 году было выявлено свыше 7 000 единиц контрафактной продукции на сумму более 9 миллионов рублей. То есть за три года цифры выросли более чем в два раза.

У проблемы есть и еще одна сторона. Безответственные действия продавцов ведут не только к нарушению закона, но и к тому, что покупатель приобретает контрафактную продукцию. Потому что фирменный костюм Adidas не может стоить 1500, кеды Converse – 800, а духи Chanel – 500 рублей. Покупателя обманывают и втягивают в цепочку незаконного получения прибыли от продажи контрафакта.

Как мы видим, в истории нарушения авторских прав много участников, чьи интересы постоянно сталкиваются. И над всем этим стоит российское законодательство, которое действует в настоящее время. Поэтому возможность говорить о том, как избежать нарушения закона и наказания за его неисполнение, предоставим юристу.

– Самый надежный вариант – не иметь никаких отношений с объектами интеллектуальных прав, что, наверное, в современном мире невозможно. Необходимо соблюдать действующее законодательство и помнить, что абсолютно у любого произведения, будь то изображение, звук и многое другое, есть автор и, соответственно, правообладатель, права которого, активно защищаются законом. Мы можем любоваться такими объектами, но применять их в своем бизнесе можем только с учетом всех требований действующего законодательства. Думаю, не менее действенный способ обезопасить себя – это обеспечить свою работу профессиональным правовым сопровождением и не надеяться на то, что "пронесет", – говорит юрист Сергей Коротков.

Поскольку история кемеровчанки Натальи Зариповой не уникальна, и в российских судах рассматривается все больше подобных дел, наверное, это повод задуматься о том, что проблема от года к году усугубляется и ее необходимо решать. Но задуматься об этом нужно не только законодателям, но и правообладателям, и самим предпринимателям, реализующим, как бы то ни было, контрафакт.

Фото: unsplash.com, VSE42.Ru
Автор: Анастасия Ландо
Комментарии для сайта Cackle