Недавно вышли результаты очередного всероссийского соцопроса – оказалось, что больше половины жителей нашей страны сталкивались с религиозными сектами. И у большинства же опрошенных вызывают эти секты устойчивую неприязнь, но при этом приходят россияне к неутешительному выводу – чем дальше, тем больше становится «нетрадиционных религиозников».
Получается, сталкиваемся мы с сектами регулярно – насчет «больше половины» социологи, кажется, даже поскромничали. Уж «Сторожевую башню» и какое-нибудь там «Второе пришествие скоро!» добрые бабушки всем нам хоть раз на улице совали. А то и в дверь звонили, разговаривая ласково и иносказательно, да нездорово поблескивая глазами.
И относимся мы к ним, значит, отрицательно. Потому как считаем себя убежденными православными (мусульманами, атеистами, агностиками, нужное подчеркнуть). А их число растет, как и количество сторонников – и явно не из воздуха все это самозарождается.
Но, возможно, не так уж и плохо такое разнообразие? Да нет, плохо, говорят нам специалисты, занимающиеся проблемой не первый год. Причем, на любом уровне – хоть федеральном, а хоть и региональном.
- У нас в Кемеровской области существуют сейчас порядка 100 групп и организаций, так или иначе подпадающих под понятие «секта», - говорит руководитель Информационно-апологетического центра Евгений Ударцев. – Иной вопрос, что само это понятие не вполне еще отрегулировано – его четкого оформления на законодательном уровне в России нет до сих пор. Однако в реальности сектантов, конечно, можно отличить от представителей традиционных конфессий – есть тут целый ряд признаков.
Что же это за признаки? Ну, для начала, идея веры, да не «простой», а слепой, не рассуждающей и всеохватной, которую ставить надо превыше всего. То есть вообще всего – семьи, благополучия, собственной жизни. И этой вере должна быть подчинена вся твоя жизнь, все ее стороны – потому как руководители секты стремятся получить над тобой полнейший контроль. Нет, тебе даже не будут предлагать мнение «гуру» в качестве постулата – никаких предложений, слушайся и все!
А «до кучи» пойдет искаженная картина мира, постоянные поборы на «благие дела», разрыв с родными и друзьями, которые уже «не спасутся, ибо неправедны». И так до упора – вплоть до ухода в какой-нибудь «ашрам», отказа от медицинской помощи (дело довольно распространенное), почти полного растворения личности в новой и, несомненно, единственно правильной вере.
- Многие из них являются поклонниками апокалиптических культов, - рассказывает о сектантах Евгений Ударцев. – Проще говоря, ждут скорого конца света – с соответствующими этому изменениями в психике. Медицинскую помощь, например, переливание крови, не признают. Понятно, что порой это приводит к трагедиям. Вдобавок не «почитают» и государство – тут не об оппозиции даже речь, а о том, что их вера кажется им выше любых законов. В том числе, и морально-этического свойства.
Стремление добиться полного контроля над личностью - вот по таким делам как раз проще всего узнать секту. Во всяком случае, так считают в нашей православной митрополии, где деятельность сектантов пытаются отслеживать. А вот как-то повлиять – это уже сложнее. Потому как возможностей нет, да и той же законодательной базы.
Да и вообще все тут труднодоказуемо, всегда можно сослаться на добровольный выбор человека. Отдал все деньги на нужды, предположим, своего учителя и пророка, развелся с женой, ушел в леса? Ну так никто его к тому под пыткой не принуждал. Где состав преступления? Полиция за такие дела берется не слишком охотно, и ее, в общем, можно понять…
Как мы уже поняли, термин «секта» - он такой… обиходный. Своего рода ярлык, наклеить который можно при желании кому угодно, любой «группе по интересам». А потом уже не отмоешься, будут ловить тебя, как выражаются футболисты, «на противоходе» все время. Короче, завязываем с теоретической частью и переходим к «истории из жизни». Сразу скажем, что для начала выбрана история совсем «легкая», но при том неоднозначная.
Один из главных героев разговаривать согласился лишь на условиях полной анонимности – адресов своих, явок и паролей оставлять он не пожелал. Фотографироваться отказался, да и свой голос на диктофоне не оставил. А разговаривал нервно, довольно сумбурно, все время торопился и волновался. А рассказ его - столь же типичный для любого, кто лоб в лоб столкнулся с сектой, сколь и бездоказательный.
Зовут нашего героя Владимир. Он кемеровчанин, лет под сорок. И «история» приключилась даже и не с ним, а с его женой, чье имя осталось покрытым мраком неизвестности. Пару лет назад жена, с которой к тому времени было прожито уже немало времени, всерьез увлеклась йогой. Она вообще постоянно чем-нибудь этаким новомодным и экзотическим увлекалась – такой уж характер.
Вот дело и до йоги дошло. И до общественной (не религиозной!) организации под названием «Искусство жизни» - по крайней мере, именно так называется она у нас в Кузбассе. В иных российских регионах или других странах, как объяснил руководитель Информационно-апологетического центра Евгений Ударцев, носить она может и другие имена – скажем, «Восточный дом», «Шанкара Глобал» и так далее.
Но «всему голова» там в любом случае один – благообразный индийский дядечка с зубодробительным именем Шри Шри Рави Шанкар. Человек он у себя на родине (да и не только) влиятельный, вроде как даже на Нобелевскую премию выдвигался. И есть у него некое учение, которое через отделения «Искусства жизни» по всему миру и распространяется. Учение это, собственно… учит жить.
А ведь это сейчас очень актуально, говорят сторонники дядюшки Шри Шри, в наш-то век, когда все мы погрязли в аморальности и бездуховности. Тут же тебе и теоретические лекции, и комплекс упражнений, и прочее. И духовно ты очищаешься, воспаряешь над суетой, становишься проще и человечнее. Почти как Владимир Ильич, только без броневика…
Короче, вещь, возможно, и полезная. Голословно чего-то говорить не будем, поскольку сами к этому учению никакого отношения не имеем, и его сторонниками не являемся. Но, в качестве своих пяти копеек, можем отметить, что общества и организации, учащие жить, и непременно правильно, возникают давно и регулярно – как грибы после хорошего дождичка. И, как назло, всегда на дворе в таких случаях времена аморальные: последнюю рубашку ласковому гуру отдашь, лишь бы научил, как спастись…
Но возвратимся к рассказу Владимира. Итак, его жена решила заняться йогой – что привело ее на Кузнецкий проспект, в дом №55, где и «квартирует» школа йоги и танцев «Тринити». А заодно там располагается вегетарианское кафе (где кормят, заметим, вкусно), магазинчики со всякими «этническими» товарами (от поделок до индийских благовоний), маленький оздоровительный центр, арт-студия и много чего еще. Ну и «логово сектантов», по словам Владимира, тоже там.
- Вы поймите – они же с виду не монстры какие-нибудь, кровь с клыков не капает, - горячится он. – Наоборот – улыбаются, дружелюбие демонстрируют. И вот так потихоньку в секту и втягивают – и взрослых, и детишек.
Секта – она как сетка: раз уж запутался, выбраться сложно. Жена Владимира превратилась в завсегдатая «Тринити», и вскоре муж заметил, что она стала медленно, но верно меняться. Причем, никакого умиротворения, к которому йога, по идее, как раз и должна приближать, там не было заметно и в помине – скорее уж наоборот, лютая раздражительность. И выплескивалась она, главным образом, на супруга. Сперва в те минуты, когда он пытался намекнуть, что на «искусстве жизни» свет-то клином не сошелся, а потом уже и вовсе постоянно.
- Очень быстро все дошло едва ли не до развода, - вспоминает Владимир. – Ее психологическое состояние было очень тяжелым, она внутренне переродилась. Ничего, кроме этого культа, уже значения для нее не имело, все мысли оказались направлены на него.
Супруга кемеровчанина даже совершила паломничество в Бангалор, где и располагается резиденция Шри Шри Рави Шанкара. Причем, Владимир настаивает – это было не отпускное путешествие, а именно сектантская поездка. Из которой жена вернулась с гигантским чемоданом, наполненным всяческими пузырьками с «целебными» составами и смесями. Раздавали пузыречки, понятное дело, не бесплатно.
Траты вызвали новые скандалы, просьбы «уйти оттуда и снова стать собой», новые приступы ярости. Короче, обычный «семейный ад», но с «сектантской подкладкой».
Когда обстановка в доме стала решительно невыносимой, Владимир стал действовать – пик кризиса пришелся на прошлую осень. Обратился на телефон доверия в полицию – результатов это не дало. Правоохранители смотрят на факты, а не на душевные терзания...
Потом было обращение в православную митрополию, в тот самый Информационно-апологетический центр, где «Искусство жизни» считают деструктивной сектой – а потому в помощи не отказали.
- Дали несколько полезных советов, порекомендовали толкового психолога, - рассказывает Владимир. – Удалось жену к нему сводить и дело потихоньку начало меняться к лучшему. Кое-что стала понимать…
По словам жителя Кемерова, анонимность он сохраняет вовсе не потому, что поклонников Шри Шри с карающими ритуальными ножами опасается. Все проще – боится нарушить установившееся сейчас хрупкое равновесие, при котором и семья начала возрождаться, и постоянных разговоров об «Искусстве жизни» супруга уже не ведет. Да и в дом на Кузнецком проспекте больше уже не ходит.
В общем, все в жизни у Владимира налаживается, во всяком случае, с его точки зрения. Но к учению благообразного индийца в целом и к его кемеровским поклонникам в частности он по-прежнему непримирим. И явно был бы не прочь, если бы «логово» оказалось закрыто и забито досками.
Ну а автор, выслушав рассказ своего собеседника, где-то поверил ему, а где-то и не очень. Тем более что история-то не особенно сенсационная – ни тебе убийств ритуальных, ни жутких смертей вследствие отказа от медицинской помощи, ни хотя бы отданной в пользу «верховного жреца» квартиры. Да и о специальных денежных поборах Владимир не упоминал, честно признавшись, что если и выманивают деньги, то как-то хитро, не напрямую.
Короче, сплошные «непонятки» и туман. Из-за чего желание сходить в дом на Кузнецком и поговорить с тамошними обитателями еще более усилилось. Автор не вытерпел, трижды сплюнул через левое плечо, да и пошел.
И окружили его там милые, дружелюбные и необыкновенно любезные люди.
- Да, конечно, мы секта и есть! – директор студии «Тринити» Евгений Петров широко улыбается. – И очень даже опасная – об этом все знают. К нам даже из полиции периодически с проверками приходят. И из еще более серьезных организаций тоже. Работа такая у людей. Ну, приходят, смотрят – да и уходят…
Все проблемы, говорит Евгений, в том, что у нас не очень-то любят «других». Не ценят и не понимают, а потому отторгают. Вон, у них напротив, окна в окна, жилой дом, так, когда жители видят занятия йогой или кришнаитские собрания, натурально начинают доносы писать. Оттого ответственные товарищи с проверками и ходят.
А вот он, Евгений, к «другим» относится нормально. Хотя сам, говорит, не последователь учителя Шри Шри, а православный человек и даже в церковь ходит. Но, поскольку имеет такую возможность, то и предоставляет им, так сказать, площадку для самовыражения.
Так что какие-то мероприятия (в основном, лекции) с участием «Искусства жизни» проходят в «Тринити» и впрямь постоянно. Собственно, последователи индийского гуру арендуют у Евгения помещения. Как, кстати, и местные кришнаиты.
А читает лекции самый настоящий доктор, зовут которого Константин Николаевич. То есть он вполне дипломированный медик, но сейчас практикует все больше медицину нетрадиционную, выискивая причины телесных болезней в недугах души.
К примеру, печень у вас может болеть не только оттого, что вы водочку пьете и жирное кушаете, но и оттого, что вы вообще неправильно живете, злой вы и душевно некрасивый. А значит, надо лечиться. Естественно, соблюдая все требования доброго «нетрадиционного» доктора. Иначе не будет вам счастья.
Как говорит директор студии «Тринити» Евгений Петров, проблем с клиентами у лектора нет. Как и у студии танцев, да и у кафе тоже. Кстати, существуют они уже три года. И, как нам объяснили, от «Искусства жизни» совершенно отдельно. Хотя учение и хорошее, правильное – мир во всем мире, и все такое.
Да и йога вещь полезная, кто бы спорил? А никаких поборов конкретно в студии йоги никто не устраивает, хотя занятия инструкторы, естественно, проводят не бесплатно. Разовое занятие – 350 рублей, абонент на восемь занятий – 2400. Как-то так.
- Ну, доносы на вас пишут, это ясно, - спрашиваю директора «Тринити». - А вот так, чтобы кто-нибудь громить вас пытался или что-нибудь еще? Вы же секта, сами говорите.
Но нет, оказывается, никто «логово» не беспокоит, объясняет Евгений Петров. А так просто, да, ходит народ – число постоянных посетителей уже за тысячу перевалило.
И если брать такого «среднестатистического» посетителя этого местечка, то будет это женщина средних лет, обремененная внутренними проблемами (и, как вариант, лишними килограммами), и остро желающая найти смысл в этих идущих чередой серых буднях.
Ловятся те, кого легче всего поймать? Ну, зачем же так грубо? А где, собственно, доказательства? Вот автор, врать не буду, таких доказательств не нашел. Да, несомненный «клуб по интересам», да, все подчеркнуто милые, да, говорить любят и умеют – обволакивают словами буквально-таки.
Но это же не криминал, правда? А многим даже нравится, да и почему бы нет? И никто никого ни к чему не принуждает. Разве что разуваться у входа надо – традиции какие-то. Но обувь вроде не воруют, честное слово.
В заключении скажем, что о студии «Тринити» в Кемерове знают многие, и разговоры о ней и обо всем, что в ее стенах делается, по городу ходят. И диапазон тут от полного восторга до совершеннейшего отторжения. А нашей целью, в общем, и не было установить истину в последней инстанции – да и как это сделать?
Вдобавок, случай и впрямь «легкий» - вплоть до того, что секта не очень-то и секта. Хотя в Кузбасской митрополии с этим наверняка не согласятся и даже смогут грамотно свое несогласие аргументировать. А уж с кем согласитесь вы – это дело сугубо ваше, товарищи.
И совсем последнее. Это наша первая «сектантская» история, но далеко не последняя. И в следующий раз речь пойдет о делах уже более серьезных и грозных – где и в клочья разорванная семейная жизнь будет, и сползание в медленное безумие, и судебный процесс как вершина всего. Но это уже - в следующий раз.