Неслышащий сибиряк выиграл более 1 млн рублей на QR-коды для музеев

Новосибирец Алексей Соколов с рождения лишен слуха. Но мириться с ограниченным образом жизни, который вынуждены вести многие глухие люди, он не захотел. И создал проект "Жестовый код", который помог ему добиться признания на всероссийском уровне и выиграть более миллиона рублей в конкурсе "Навстречу переменам", который поддерживают партнеры одноименного фонда – оператор мобильной связи Tele2, группа компаний Viasat и газета Metro. В чем смысл этого проекта и как он поможет неслышащим, разбирался корреспондент VSE42.Ru.

Иностранный русский язык

Наверное, каждому из нас хотя бы раз в жизни хотелось побыть в тишине. И в такие моменты мало кто задумывается о том, что рядом с нами есть люди, вся жизнь которых проходит в мире без звуков. Статистика говорит о том, что в России живут сотни тысяч таких людей. Причем встретить их можно как в небольшом поселке, так и в крупном городе. Например, в Новосибирске.

Именно в столице Сибири родился проект "Жестовый код". Его создатель, Алексей Соколов, на своем опыте ощутил все тяготы жизни неслышащих людей.

Одной из наиболее острых проблем, с которыми сталкиваются глухие люди, является информационный голод. Проявляется он, например, во время такого будничного для большинства людей события, как поход в музей.

– В культурных учреждениях среда не адаптирована под потребности неслышащих. Там нет специальных гидов, которые владеют русским жестовым языком. Поэтому неслышащему приходится приводить переводчика с собой. Их не так уж и много, и они не всегда свободны, – рассказал с помощью сурдопереводчика Алексей.

В итоге получается, что поход в музей обходится глухому человеку втридорога. Ведь ему надо купить два билета – для себя и переводчика – и еще оплатить услуги последнего. Согласитесь, серьезная нагрузка на бюджет человека без проблем со слухом, что уж говорить о глухих, которые, мягко говоря, являются далеко не самой обеспеченной группой населения. Поэтому они в большинстве своем и сидят дома, добровольно превращаясь в затворников.

Конечно, можно закрыть глаза на эту проблему и сказать, что обычно экспонаты в музеях сопровождаются текстовым описанием. И глухие люди могут довольствоваться этим и не тратиться на переводчика. Но не все так просто.

– Когда вы говорите слово "стол", то произносите четыре буквы – "с", "т", "о" и "л". Но на языке жестов передаются не буквы, а образ стола. Поэтому нам тяжело воспринимать разговорный язык или субтитры. Русский язык для нас как иностранный, – отметил Алексей.

Простое решение

Как и большинство современных людей, Алексей Соколов пользуется смартфоном. С помощью него он общается в социальных сетях, находит необходимую информацию в интернете, устанавливает различные приложения. И именно в приложении Алексей увидел решение проблемы информационного голода глухих людей.

– Возникла идея выставить у экспонатов в музеях города QR-коды. Сканируешь их, и с помощью специального приложения открывается видео на жестовом языке, в котором рассказывается об экспонате в музее или на выставке, – пояснил Алексей.

И уже в минувшем октябре Алексей показал, как это будет работать на примере выставочного зала "Городское начало" музея Новосибирска. Алексея снял 30 роликов про экспонаты и наклеил возле каждого из них QR-коды. И когда в назначенный день в музей пришли неслышащие люди, с помощью приложения они смогли посмотреть эти видео и узнать для себя много нового. Правда, использовать пришлось стороннее приложение – для написания своего, равно как и для полноценного запуска проекта, Алексею было нужно дополнительное финансирование. Именно поэтому он решил участвовать во всероссийском конкурсе социальных проектов "Навстречу переменам", который проводит одноименный фонд совместно с оператором мобильной связи Tele2. Главная цель этого конкурса – помочь предпринимателям воплотить в жизнь инновационные идеи, которые меняют жизнь детей к лучшему. И "Жестовый код" этому вполне соответствовал.

– Дети и взрослые смогут пополнять свои знания и повышать культурный уровень в легкой и доступной форме. Кроме того, наш проект привлекает внимание к развитию русского жестового языка. Мы можем создавать ролики сами или научить их делать коллег из других регионов. Нужные для этого опыт и знания у нас есть, – подчеркнул Алексей.

Слезы радости

В этом году борьба за победу в конкурсе "Навстречу переменам" была как никогда сложной. Всего заявки на конкурс подали 298 предпринимателей. Сотрудники фонда и волонтеры из Tele2 отобрали 126 наиболее перспективных проектов. Далее, экспертный совет выделили 51 лучшую работу. И уже к финалу были определены десять финалистов, пяти из которых суждено было получить заветный приз.

Каждый из пяти победителей получил начальное финансирование в размере 1,2 миллиона рублей, а также десяти финалистам предложили качественное наставничество в рамках программы "Инкубатор". В этом помогают менторы – сотрудники Tele2. Маркетологи, коммерсанты, директора филиалов делятся своей экспертной поддержкой.

В пятерке счастливчиков, получивших грант, оказался и Алексей Соколов. Как впоследствии признался сам сибиряк, накануне конкурса он почти не спал из-за волнения.

Как рассказала исполнительный директор фонда "Навстречу переменам" Евгения Телицына, такая поддержка – грант в размере 1,2 млн рублей – направлена на проекты тех социальных предпринимателей, которые готовы воплощать инновационные идеи и менять жизнь детей к лучшему.

Несмотря на волнение, Алексей Соколов своим выступлением растопил сердца собравшихся на мероприятии гостей. А самое главное – убедил жюри конкурса в состоятельности "Жестового кода". Узнав о победе своего проекта, сибиряк не смог сдержать слез радости. Ведь благодаря этому успеху, Алексей сможет развить "Жестовый код" и сделать поход в музеи и другие культурные учреждения доступными для глухих людей всей России, а не только родного Новосибирска. Остается надеяться, что руководители этих учреждений пойдут ему навстречу и решат поместить рядом с экспонатами QR-коды. Предварительные договоренности с некоторыми музеями у Алексея уже есть.

– Эта идея масштабируема. Главное, – чтобы люди хотели ей заниматься. Наша задача – не просто дать деньги на хорошую идею или решение одной конкретной проблемы. Мы хотим, чтобы каждый вложенный рубль дал максимальный эффект, решил как можно больше социальных проблем. А для этого нужно создать бизнес, который будет работать долгое время, – отметил член жюри конкурса, генеральный директор компании Tele2 Сергей Эмдин.

Кстати, в прошлом году Tele2 запустил специальный сервис, через который клиенты оператора могут жертвовать деньги на поддержку социальных предпринимателей. Инициатива получила широкий отклик и сумма получилась внушительной – более 5 млн рублей. А значит, добрых дел будет сделано больше.

Автор: Андрей Ермолюк
Комментарии для сайта Cackle