Многие называют Кемерово глухой провинцией. Уезжают, чтобы воплотить свои мечты там, где, по их мнению, больше возможностей. То же самое касается и модного в наши дни дизайнерского искусства. Принято считать, что для этого столица Кузбасса слишком мала: негде развернуться, и ценителей креативных талантов слишком мало. Корреспондент сайта VSE42.Ru решил развеять этот стереотип и пообщался с кемеровчанами, которые свободно реализуют свой творческий потенциал в родном городе. Подробности в нашем материале.
Ее нет в социальных сетях. К тому же она не размещает о себе рекламу в СМИ. И это не связано с принципами или убеждениями. Просто на это нет времени. Дизайнер интерьеров Катерина Новикова создает собственный мир, наполненный уникальными деталями, которые можно разглядывать часами. Каждая из них имеет свою историю, несет конкретный смысл и является неотъемлемой частью сюжета, заключенного в интерьере любого помещения, оформленного Катериной.
– Я творю для внимательного, думающего зрителя, – говорит Катерина.
К примеру, перила лестницы в доме Катерины сделаны по рисункам ее детей. Здесь есть солнце, бешеный огурец, а на самом верху "живет" Икар. В этом удивительном доме персонаж, погибший в древнегреческом мифе, воскрес и осуществил свою мечту. Он благополучно достиг солнца и уже много лет совершает свой полет.
– Взрослый никогда не нарисует так, как ребенок. Даже если попытается сымитировать, все равно не получится. В детских каракулях есть что-то необычное. Они создают особенное настроение. В них – безграничная фантазия, свобода, бесстрашие, искренность, любовь и многое другое, чего часто не хватает взрослым, – рассказывает Катерина.
В детстве Катя мечтала стать ветеринаром. Однако окончив Омскую академию МВД, семь лет работала в правоохранительных органах. Но процесс перехода к творчеству, по ее словам, стал совершенно естественным.
– Юридическое образование и работа в органах дали мне колоссальный багаж знаний, опыт, которые бывают полезны и сегодня. Но в какой-то момент, несмотря на хорошие перспективы, я почувствовала, что все-таки это не мое. Наверное, мне не хватало свободы. Моему внутреннему творческому "я" стало тесно, захотелось расширить сферу реализации способностей, – рассуждает Катерина.
Так, в 2005 году Катя одновременно поступила в художественную школу и на факультет графического дизайна кемеровского университета культуры. Потом была Московская международная школа дизайна и Британская школа дизайна. Сегодня Катя является действующим членом Союза дизайнеров России.
По словам Катерины, одна из ее сильных сторон – планировка помещений, оптимальное использование площади. К тому же она до мелочей продумывает все технические моменты: от автоматического полива цветов до максимально функциональной сантехники, освещения, покрытий.
И все же хочется особое внимание уделить дизайнерским решениям Катерины и декору. Так, один из санузлов в ее доме оформлен в стиле стимпанк. Металлическая мозаика покрывает стены. В углу висит светильник-кобра 1970-х годов, спасенный во время реконструкции со стены одного из производственных зданий.
– Для оформления гостевого санузла купила антивандальный унитаз. Такие обычно устанавливают в общественных туалетах. Поставщик очень удивился, когда узнал, что я покупаю его домой. Но без этого необычного элемента не удалось бы полностью реализовать идею, – смеется Катерина.
Зеркала и пол санузла украшают дисковые фрезы. Все продумано до мелочей. Результат – неповторимый живой дизайн.
Вообще Катя любитель "старья". Из него она делает уникальные вещи. Вот на стене в холле висит старая дверь. Рабочие использовали ее как подмостки, когда красили стены. Но Катерина подарила ей вторую жизнь, и дверь заняла почетное место в ее доме, став основой для сувенирных картинок из путешествия по Вьетнаму и Индонезии. Дверь крепится к стене при помощи держателей в виде замка и ключа.
Мы проходим в спальню. В глаза бросается необычное лоскутное панно. Оказывается, его собирал бабушка Кати с 1920-х по 1960-е годы.
– Оно должно было стать покрывалом. Бабушка всю жизнь собирала лоскуточки. Я узнаю здесь ткань от ее блузки, дедушкиной рубашки, которые видела на фотографиях. Раньше ведь ничего не выбрасывали. Все перешивали, использовали много раз, – рассказывает Катерина.
Интерьеры Катерины Новиковой как бабушкино покрывало. Все детали идеально сочетаются, и нет ничего лишнего. Видимо, это семейное…
Юношеское увлечение братьев Терехиных, мастерить из дерева, трансформировалось в любимое дело и успешный бизнес. Сегодня они делают мебель. Мебель уникальную. Мебель, которую можно сравнить с произведением искусства. Мебель практически вечную и в каком-то смысле живую. Потому что любой скол, царапинка или щербинка, появившаяся в процессе эксплуатации, как морщинка или шрам на лице человека, придает ей шарм, скрывает в себе интересную историю, отражает время.
Мебель у Алексея и Ивана Терехиных заказывают владельцы ресторанов, магазинов и салонов красоты. И все же основная часть изделий создается для частных квартир и домов.
Братья не скрывают, что их работа стоит дорого. Но и результат получается мало того, что идеально вписывающийся в конкретный интерьер, так еще и практически вечный. Не говоря уже о том, что ни одна вещь, созданная братьями Терехиными, не повторяется.
– Лучше делать меньше да лучше, – считает Алексей.
Ребята работают со всеми сортами лиственных пород деревьев. В производстве используют только массив и никогда не применяют древесно-стружечную плиту. Для каждого изделия подбирают свой материал. От этого зависит и внешний вид изделия, и его прочность. Ребята не видят смысла жертвовать качеством в пользу дешевизны – таков принцип их работы.
Из дерева братья Терехины могут сделать практически все.
– Делаем мебель, предметы интерьера, аксессуары. Как объемные и массивные, так и тонкие, почти ювелирные. Например, работали над площадкой для детской творческой школы "Арт-Бухта". Здесь есть и самый настоящий маяк, и качели в виде коровы, и скамейка, составленная из букв "А", "Р" и "Т". Еще один уникальный заказ – резное зеркальце для маленькой девочки – сказочный подарок маленькой принцессе. Его мы выполняли совместно с Дмитрием Боровинским. Из последнего – детская качалка в виде овечки, – рассказывает Иван.
Штучные, авторские изделия для братьев Терехиных остаются в приоритете. Но в планах ребят – запустить массовое производство. Они хотят создать линию мебели, которая будет такой же качественной и красивой, как и все, что они делают, но не такой дорогой как индивидуальные заказы.
– У любого изготовителя мебели есть два пути. Первый – повторять популярные вещи. Чем, кстати, большинство производителей и занимается. Второй – воплотить в жизнь уникальную идею, которая станет популярной и которую начнут повторять другие. Второй вариант нам ближе, – говорит Алексей.
Для ребят очень интересен процесс работы. Когда клиент полностью доверяет, это практически не ограничивает фантазию мастеров. А когда заказчик приходит с конкретными образцами, их всегда можно доработать, улучшить, что тоже весьма интересно. И в том, и в другом случае Алексей и Иван Терехины получают искреннюю благодарность и восторженные отзывы заказчиков. А это дорогого стоит.
Пойти учиться в художественную школу, когда тебе уже минуло 25 лет – необычное решение. Но для Анастасии Зайцевой оно оказалось судьбоносным. Так она стала художником по стеклу.
– Несколько занятий в художественной школе было посвящено техникам создания витражей. Тема меня заинтересовала. Разделить вещь на кусочки и при этом сохранить ее целостность – задача не из простых. Но было в этом что-то волшебное. А работа над цветовой разбивкой меня просто завораживала. Это живое творчество. Я и сейчас, спустя годы, очень люблю продумывать цветовые сочетания, делаю это по наитию и всегда получаю удивительно красивый результат, – говорит Анастасия.
Девушка поспешила купить стеклорез и начала пробовать, экспериментировать. Стекло ее слушалось, и вот уже шести лет Настя занимается витражами. За это время она успела открыть мастерскую и завоевать хорошую репутацию у заказчиков.
Все премудрости витражного дела Анастасия осваивала самостоятельно. Перечитала огромное количество специальной литературы, смотрела видеоуроки и, конечно, много практиковалась. Поэтому, когда два года назад девушка отправилась на курсы в одну из крупных витражных мастерских в Москве, опытные мастера не смогли научить ее чему-то принципиально новому. Повышение квалификации превратилось в обмен опытом.
Анастасия специализируется на больших витражах для окон, фасадов, потолков. Ее особая страсть – витражные люстры. Чаще всего она создает их по собственным эскизам. Но нередко к ней обращаются дизайнеры с просьбой воплотить их идеи. А еще Настя делает небольшие элементы декора – витражные картины, формы для флорариумов, оформляет зеркала, декоративные подвески и многое другое. Невероятно эффектно выглядят витражные головы животных.
Работы Анастасии никогда не повторяются. Даже если использовать один и тот же эскиз, результат из рук художника всегда выходит новый.
– В точности повторить работу невозможно. Все изделия уникальны. Рисунок наплывов на стекле, цветовые переходы из темного в более светлый, фактура… У каждого листа витражного стекла они разные. Поэтому никогда не получатся две одинаковые детали и два одинаковых изделия. В этом их прелесть, – объясняет Анастасия.
В классическом варианте витражи используются для помещений с естественным освещением. Но сегодня их часто подсвечивают искусственным светом, устанавливая в нишах. Например, для оформления потолков берут опаловое полупрозрачное стекло. Оно хорошо скроет металлические крепления, но не сможет быть источником света, только элементом декора.
А вот в перегородках между комнатами используется прозрачное стекло. Когда через такой витраж проникает луч солнца, возникнет эффект цветного света – мягкого и воздушного.
Оказывается, витраж может быть нецветным. Все зависит от задумки художника и интерьера. Кому-то понравится монохромный витраж, кто-то захочет черный. В моде – смешение стилей и оригинальность. Сегодня нет ограничений в использовании техник, материалов. И художник по стеклу может воплотить в жизнь любую идею.