Сразу на нескольких крупных частных предприятиях в Кемерове появились специально разработанные памятки для сотрудников, определяющие правила общения с представителями налоговых органов. Почему местные предприниматели неожиданно озаботились этим вопросом, выяснял корреспондент VSE42.Ru.
Как стало известно, многие бизнесмены "малой и средней руки" всерьез задумались о правовом ликбезе для своих сотрудников. Правда, носит он исключительно утилитарный и узконаправленный характер. Работодатели якобы пытаются таким образом "защититься от постоянно растущего давления со стороны налоговой". Об этом рассказал VSE42.Ru один из кемеровских предпринимателей.
По его словам, все чаще его сотрудников и работников других предприятий-партнеров стали "вызывать на допросы в налоговые органы и вытягивать из них нужные показания".
– Например, история была, как кладовщика позвали. Она человек простой – ну кладовщик же, – ее спросили, она все как на духу давай рассказывать. Что знала, что не знала и что совсем не знала. Слухи, сплетни, собственные суждения. В итоге потом мой знакомый предприниматель был вынужден писать миллион отписок и терпеть сто проверок. Нарушений в итоге не нашли, но работу предприятия на какое-то время парализовали. Да плюс прозрачно так намекнули: мол, сильнее надо родину любить и денег давать на разные проекты от администрации. Тогда и проверок меньше будет, – рассказал собеседник сайта.
Как прокомментировал на условиях анонимности ситуацию кемеровский юрист, занимающийся налоговыми спорами, в последнее время отмечается давление со стороны фискальных органов на мелкий и средний бизнес.
– К людям просто приходят и говорят открытым текстом: вот вы прибыль получаете, будьте добры делиться! У нас тут проект есть хороший – помогите финансово его реализовать, а то в бюджете денег не хватает. И неважно, хочет человек свои совершенно честно заработанные деньги отдавать или не хочет – это никого не волнует. А если бизнесмен решается отказать, то в итоге к нему, скорее всего, приходят проверяющие, – рассказал юрист.
Он также отметил, что памятки о том, как вести себя на допросе в налоговой инспекции в настоящее время появились практически повсеместно.
– Причем это не какие-то частные инициативы "на коленке". Предприниматели чуть ли не официально обращаются и ко мне, и к другим моим коллегам и просят подготовить такую памятку. Это уже почти на потоке, – подчеркнул собеседник сайта.
При этом он уточнил, что предметом особого внимания со стороны тех же налоговиков становятся абсолютно легально работающие предприниматели, казалось бы, не нарушающие никаких законов.
– Потому собственно и делаем такие памятки. По сути, это типовой алгоритм поведения для человека, попавшего в незнакомую ситуацию. И создана она вовсе не для того, чтобы как-то ужасно обмануть государство. Вовсе нет. Просто далеко не каждый человек понимает, чем могут закончиться его неосторожные слова или поступки, – уточнил юрист.
Говоря об алгоритме поведения, можно привести несколько пунктов из попавшей в редакцию памятки.
Например, "Работник может быть приглашен на допрос исключительно повесткой", "Вы не ограничены во времени на обдумывание вопроса инспектора", "Если вы сомневаетесь в достоверности ответа, то закономерен ответ "Не помню", "Не знаю", а также "Компетенции и знания работника ограничены. В этой связи на ряд вопросов инспектора вы не можете знать ответов. Это абсолютно нормально и не является отказом от дачи показаний".
Корреспонденту редакции удалось пообщаться с несколькими кемеровскими предпринимателями, которые уже распространили среди своих работников "налоговую памятку". Один из них, специализирующийся на оказании высокотехнологичных услуг, в подтверждение "странного поведения налоговиков и чиновников" рассказал следующую историю.
– Мы с еще несколькими партнерами открыли недавно новое предприятие. Услуга не самая распространенная на рынке. В первую очередь, потому что надо вложиться хорошенько в оборудование. Кто-то из нас взял кредит, кто-то продал автомобиль – и все, чтобы купить нужное оборудование. Теперь клиенты могут не ехать в Новосибирск, например, а получить услугу непосредственно в Кемерове. Разумеется, люди к нам пошли, оборотка (оборотные средства предприятия – прим. автора) появилась. Но! Когда посчитали через два месяца, получилось, что в итоге только в ноль вышли. Это с учетом процентов по кредитам и так далее. То есть всех реальных расходов. Картинка в бухгалтерии, конечно, куда более красивая. Но многие расходы остались за ее пределами. Ведь, например, те же кредиты люди брали как физические лица, а не как учредители предприятия или юрлица. Но к нам уже пришли "доброходы": мол, помогите какой-то праздник устроить. Еще что-то надо. И давай намекать, что лучше добром денег дать, а не дожидаться, чтобы мы отдали "другими способами". В итоге сейчас мы перерегистрируем предприятие в Барнауле, а физически пока остаемся в Кемерове. Надолго ли? Неизвестно, – рассказал предприниматель.
По его словам, похожих историй только он знает несколько: бизнесмены открывают на свой страх и риск дело, вкладывают в него и собственные деньги, и заемные, и имущество продают. Одним словом, ставят на кон все, что у них есть, и даже больше. А потом приходят "просители", которым не откажешь.
– Самое странное, как утверждают многие мои знакомые-предприниматели из других регионов, такая ситуация сложилась почему-то именно в Кузбассе. Потому и малый бизнес как уходил из региона, так и продолжает это делать, – подвел итог кемеровский предприниматель.