Девушка с большим чемоданом стоит на перекрестке в незнакомом городе за тысячи километров от родины. Она почти плачет. Просит прохожих показать дорогу, но, не понимая, что она говорит, все проходят мимо. Телефон не работает. Девушка совсем одна. Похоже на ночной кошмар или сцену из фильма. Но все дело в том, что это реальная история. А девушка на перекрестке – кемеровчанка Аня Михальченко. И приехала она в Китай учиться в университете. О своих впечатлениях Аня рассказала корреспонденту сайта VSE42.Ru.
Ничего в этой жизни не происходит случайно. Порой разрозненные и не всегда приятные события, вдруг, сплетаются в единый узор и приводят к совершенно неожиданному результату. История Ани Михальченко – наглядный тому пример.
Аня с детства увлекалась иностранными языками. В школе она особое внимание уделяла английскому. Но по совету отца поступила в один из технических вузов Кемерова и стала инженером-экономистом горной промышленности и геологоразведки. Это не входило в планы Ани, но отец беспокоился, хотел, чтобы дочь получила серьезное образование, которое позволило бы ей быть востребованным специалистом. И девушка согласилась. Учиться было сложно, но Аня окончила ВУЗ, а после даже какое-то время проработала в угольной промышленности. И тем не менее любовь к иностранным языкам взяла верх.
– Позже я все-таки поступила на заочное отделение факультета романо-германской филологии. Окончила. Получила диплом по специальности "Переводчик в сфере экономики масс-медиа и СМИ". Несмотря на отличную базу английского, освоить экономическое направление в иностранном языке было непросто. Все тексты, вся лексика экономическая, – рассказывает Анна.
Плюс ко всему творческая Аня увлекалась фотографией. Имея два хороших диплома в кармане, в свои 25 лет она отправилась в Таиланд. Знакомый пригласил девушку поработать фотографом в курортном городе. Обещал оплачивать жилье и мотобайк. Аня, в свою очередь, сменила полупрофессиональную фотокамеру на серьезное оборудование, рискнула и поехала покорять Азию.
– Темп работы был очень интенсивным. С раннего утра до ночи с камерой в руках или за обработкой фотографий. Проработав три месяца, я попала на своем мотобайке в аварию, сильно травмировалась и почти месяц не могла ходить. В это время познакомилась с девушкой, которая мне предложила создать event-компанию и работать на себя. Мы рискнули. Я занималась творческой частью проекта и организацией, а она – маркетингом, – говорит Аня.
Первый месяц девушки сидели на голодном пайке. Но уже на второй начали зарабатывать. Проводили мероприятия: свадьбы, детские утренники. Таиланд Ане очень нравился. Он наполнял ее эмоциями, здесь она чувствовала себя свободной и интенсивно развивалась в творческом направлении. Целый год девушки успешно работали. Но по семейным обстоятельствам им пришлось вернуться на родину.
– Дома, чтобы не сидеть без дела, я поступила в аспирантуру родного института. В это же время окончила годовые курсы китайского языка. Успешно сдала экзамен. А два года назад мне предложили подать документы на учебу в один из китайских университетов, если быть точнее, в Shandong university of science and technology, – делится Аня.
Девушка собрала пакет документов. Его отправили в Китай, так как именно китайская сторона отбирает претендентов на учебу. Аня откровенно говорит, что не слишком хотела ехать. Далекая страна, крайне сложный язык, чужая культура – все это не входило в ее планы, однако родители настояли. Втайне же девушка надеялась, что ей откажут. Однако в июле получила письмо с положительным ответом и начала оформлять визу.
И вот Аня прилетела в Китай. Университет расположен недалеко от города Хуандао. Он находится в часе езды от административного центра Циндао, который лежит на берегу Желтого моря на востоке провинции Шаньдунь. Циндао – важный китайский порт, военная база, а также крупный промышленный центр с населением 2,7 миллиона человек. В конце XIX века город стал немецкой колонией. Красивая и очень разнообразная архитектура, ухоженные улицы, обилие торговых центров, кинотеатров и ресторанов позволяют ему сегодня конкурировать с крупными европейскими мегаполисами. Несколько часов на автобусе, и вы оказываетесь в городе Хуандао, а всего за час доезжаете до университетского городка.
– Таксист привез меня из аэропорта и высадил на перекрестке. Стою на улице, вокруг пятиэтажки, через дорогу какой-то рынок. Российская сим-карта не работает. Я пытаюсь заговорить с людьми на английском, но никто меня не понимает. Стою, почти плачу. Уже вечер, а я не знаю, куда идти. Не знаю, где университет. И тут мимо идет парень-араб. Увидел мое растерянное лицо и предложил помощь. Я была ему безумно благодарна. Он отвел меня в университет, – смеется Аня.
Русскую студентку заселили в общежитие. И хоть домашней девочке было непривычно жить в общаге, постепенно она смирилась со студенческим бытом. Правда, в первый момент, признается Аня, хотела купить билет и вернуться домой.
Полтора года она прожила на территории кампуса (университетский городок – прим. ред.), а потом университет разрешил ей переехать в Хуандао в отдельные апартаменты.
Но все бытовые сложности, тоску по дому и родителям сгладила учеба. Первый год образовательный процесс был очень интенсивным. Помимо специальных предметов необходимо было учить китайский. Это один из самых сложных языков в мире. Мало того, что он тоновый (значение слов меняется в зависимости от интонации), так еще и иероглифы далеко не просты в написании. Ане приходилось "зубрить" целыми днями и практически отказаться от сна.
– Нам преподавали китайский язык и историю Китая два раза в неделю в университете. Но этого катастрофически не хватало, и приходилось очень много заниматься самостоятельно: искать материалы, много читать, разбираться, анализировать, – делится Аня.
Несмотря на то, что преподавание в университете для большинства студентов ведется на английском, китайский необходим для жизни в стране. Дело в том, что большинство местных жителей не говорят на английском языке, даже если знают его. Такова одна из особенностей китайского менталитета.
Интересно Аня рассказывает о своих однокурсниках, которые приехали в Китай из других стран. Это два афроамериканца, азиат из Лаоса, парень из Шри-Ланки и две русские девушки Аня и Настя из Кемерова. Всего шесть человек. Вот такая многонациональная команда. С одной стороны, знакомство с новыми людьми – интересно. С другой – поскольку у всех ребят была разная специализация, это осложняло учебный процесс. Кто-то изучал право, кто-то – строительство мостов и тоннелей, кто-то – архитектуру. Сама Аня занималась транспортным менеджментом и планированием безопасности на дорогах. Схожесть программ была только в совместном изучении китайского языка. Девушке не с кем было посоветоваться, обсудить предметы, в конце концов, попросить о помощи в учебе. Со всем приходилось справляться самостоятельно. Но это стало для нее хорошим жизненным уроком.
– Другая сложность состояла в том, что в Китае Google и другие информационные ресурсы доступны только с включенным VPN (технология, позволяющая обеспечить одно или несколько сетевых соединений поверх другой сети, – прим. ред.) Это усложняло процесс поиска информации. Книги в библиотеке университета в основном на китайском. В местной поисковой системе Baidu ничего найти невозможно, если это не относится к Китаю. И чтобы решить какую-нибудь сложную задачу, мне приходилось запрашивать специальную литературу, например, у друзей в США, – говорит Аня.
Несмотря на все сложности, Аня советует не бояться учиться за границей. Образование, полученное за рубежом, дает колоссальные возможности, новые знания, знакомства, опыт. По словам Ани, это трудно и затратно, зато расширяет горизонты. Девушке предстоит еще один год обучения. Осталось написать диссертацию. Аня вернется на родину, имея за плечами два китайских диплома: диплом об уровне владения языком и дипломом магистра транспортного планирования и управления.
– По сути, чтобы поступить в университет Китая на платную основу, достаточно знать английский. Если вы претендуете на стипендиальную программу, то китайская сторона будет отбирать студентов по нескольким критериям: иностранный язык, специализация уже полученная в России. Будут много внимания уделять рекомендациям российских профессоров и вашему мотивационному письму. China Government scholarship (китайская государственная стипендия – прим.ред.) самая высокая в Китае, и что бы ее получить, придется попотеть. Зато если уж удастся, вы будете гордиться собой. Китайский диплом котируется в России, как и в других странах. Знание языка, на котором говорит самое большое количество людей на планете, тоже пригодится. В любой точке мира специалисты со знанием нескольких языков нарасхват, – рассуждает Аня.
Если говорить о жизни, не связанной с учебным процессом, то в Китае Аня сделала для себя много открытий.
Например, местная кухня оказалась для нее слишком специфической – китайская еда была совершенно невкусной. Аня так и не смогла к ней привыкнуть. Единственное, что она может есть из национальной кухни – это супы.
– Я совершенно не могу есть китайскую еду. Она острая либо безвкусная, специфическая, мягко говоря. Предпочитаю питаться в итальянских ресторанчиках или готовлю сама. Изредка покупаю что-нибудь в мусульманских кафешках возле университета. А еще одна наша соотечественница держит ресторан в Циндао, и по "блату" я могу попросить ее приготовить что-нибудь из отечественной кухни. Русская община немногочисленна, но люди адаптировались и живут уже как китайцы. Кстати, в общине я нашла человека близкого мне по духу – украинскую художницу. Ее муж – китайский архитектор. Я – частый гость в их семье, мы с ней рисуем в студии и делаем крутые фотопроекты, ходим на выставки, – говорит Аня.
А еще по выходным девушка преподает английский язык китайским детям. Этот доход позволяет ей оплачивать апартаменты. Стоимость аренды квартиры-студии в Циндао, к слову, колеблется от 20 000 до 25 000 рублей. По словам Ани, жизнь в Китае довольно дорогая. Особенно если вы питаетесь европейской едой и передвигаетесь исключительно на такси.
– Если вы будете есть китайскую еду, перейдете на вегетарианское меню без орехов, молочных продуктов и мяса, станете ходить только пешком или ездить на автобусах, откажетесь от развлечений, то сможете уложиться в 8 000 рублей, – поясняет Аня.
Интересный совет Анна дала тем, кто планирует поступить в китайский университет.
– Чтобы быстрее адаптироваться на новом месте, лучше формировать свой круг общения так, чтобы в нем преобладали иностранцы, в большинстве – китайцы. Погружение в культуру ускоряет процесс изучения китайского языка и дает немало новых связей. Кстати, если китайцы зовут вас в ресторан, то всегда платят. Для студентов это отличный способ экономить, – смеется Аня.
Поскольку Циндао – это порт, здесь очень много иностранцев. Поэтому большое внимание в городе уделяется европейским праздникам. К примеру, китайцы активно украшают город к Рождеству и Новому году. Повсюду стоят дизайнерские елки, грандиозные световые композиции. Все это создает праздничное настроение, даже без снега, которого в Циндао зимой нет.
Кстати Аня и в Китае продолжает довольно успешно заниматься фотографией. Этот материал мы решили полностью проиллюстрировать снимками Анны Михальченко. Они прекрасно передают атмосферу Китая, студенческой жизни.
Учеба в университете когда-нибудь завершится, поэтому интересно узнать, чем будет заниматься Аня, получив еще один диплом и опыт жизни в другой стране, в чужой языковой среде.
– Как говорится, хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах. Хочу поступить на PHD (Philosophiae Doctor, аналог докторской диссертации в России – прим. ред.). Скорее всего, выберу направление менеджмента. PHD необходима, чтобы преподавать в Европе. Это открытый мир... Это безграничное общение и, конечно же, другой, более высокий, уровень жизни. Я вообще хотела бы уйти в преподавательскую сферу. Правда, пока с возрастом аудитории не определилась. Мне очень нравится преподавать язык деткам. Возможно, открою языковую школу, буду иностранных детей учить русскому, китайскому или английскому. А может быть, уеду в Москву и окончательно уйду в фотографию. Или брошу все и буду жить в лесу, – смеется Аня.
Вот так любовь к иностранным языкам и без особого удовольствия полученное образование инженера-экономиста привели кемеровчанку Аню Михальченко в далекий Китай и открыли перед ней новые перспективы.