О громких победах кузбасских конников практически не слышно. А когда они все-таки случаются, все лавры достаются всадникам и лошадям, а также конноспортивным клубам или школам.
При этом нередко в тени остаются заводчики лошадей, без которых успех был бы, в принципе, невозможен. Почему они решили связать свою жизнь с лошадьми и с какими проблемами сталкиваются во время работы, выяснял корреспондент VSE42.Ru.
Об элитарности конного спорта ходят легенды. Согласно им, это некий закрытый клуб, членство в котором может себе позволить далеко не каждый. И общаются конники и заводчики чаще всего с людьми из своего круга, а не "внешнего мира".
На их фоне исключением смотрится Арина Либонтова, владеющая тремя тинкерами. Для нашей страны это очень редкая порода лошадей с "модельной" внешностью: густой гривой, челкой и хвостом. По словам девушки, в России их насчитывается не больше 50 таких лошадей.
– Я заинтересовалась тинкерами во время работы в Германии. На ферме были лошади других пород, но эта покорила своей разносторонностью. Несмотря на то, что тинкеры выглядят как обычные рабочие лошади, их можно использовать во всех видах спорта. Меня часто спрашивают, для какой дисциплины они подойдут, и я отвечаю: "Для любой!". Это невероятно разносторонние лошади, которые могут обучаться выездке, конкуру, участвовать в шоу или соревнованиях по драйвингу. К тому же тинкеры подходят как начинающим, так и опытным всадникам, они обладают прекрасным нравом и удобными аллюрами. Люди, работающие с ними, отмечают, что они очень умны, любят учиться и могут то же, что и лошади теплокровных пород, – рассказывает Арина.
Будучи заводчиком тинкеров, она всячески пытается продвигать эту породу. В том числе с помощью социальных сетей – Арина создала группу во "ВКонтакте", посвященную своим питомцам. Девушка много и интересно пишет о лошадях, публикует красивые фото и видео с ними. Даже у далекого от "конного мира" человека после увиденного возникает желание пообщаться с этими удивительными животными.
– Конечно, в первую очередь я рассказываю о породе своей аудитории, то есть лошадникам. Но и привлекаю людей к такому виду досуга, как общение с лошадьми. Мне кажется, что из-за постоянной занятости жители города становятся замкнутыми и даже агрессивными. А в компании лошадей они расслабляются и успокаиваются. Даже те, кто боится лошадей, под руководством опытного инструктора отбрасывают свой страх и получают положительные эмоции, – рассказывает Арина.
Стоит отметить, что за плечами у девушки солидный опыт работы с лошадьми. Она в седле уже 20 лет, а с конями познакомилась в два года, когда во время похода в цирк родители посадили девочку на лошадь. С тех пор эти животные сопровождают ее всю жизнь. Сначала в виде разных игрушек и картинок, а потом и вживую – в семь лет Арина начала ездить верхом.
Пожалуй, главной звездочкой из ее лошадей является кобыла Элуна. Это очень молодая лошадь, ей всего шесть лет. К Арине она попала три года назад и, по воспоминаниям девушки, была абсолютно дикой и никого к себе не подпускала. Глядя на Элуну сейчас, в это трудно поверить: лошадь выглядит самой безобидной на свете и охотно показывает различные трюки.
– Не бывает плохой лошади, бывает плохой тренер. Когда говорят, что лошадь неуправляема или агрессивна, на то есть какие-то причины. И если их найти и устранить, лошадь становится адекватной, – считает Арина.
Как отмечает девушка, спокойствие лошадей в последнее время особенно востребовано у клиентов во время фотосессий. Если раньше людям было достаточно просто красивых фотографий с животным, то теперь они хотят, чтобы лошадь была необычной, безопасной и умела делать какие-нибудь трюки. Питомцы Арины – кобыла Элуна и жеребцы Титан и Чарли – с этим успешно справляются. И фотосессии с ними получили восторженные отзывы.
Еще один частный владелец лошадей в Кемерове – Александра Калмыкова – в детстве занималась конным спортом. По семейной легенде, ее любви к этим животным поспособствовала бабушка, которая гуляла с трехлетней девочкой по парку и встретила прокат пони, с которого маленькая Саша потом долго не хотела слазить.
В последние годы Александра конным спортом не занимается, но во владении у нее остались "две с половиной" лошади – два орловских рысака и пони. Они содержатся на территории КСК "Кузбасс" и там же тренируются для участия в соревнованиях. Кубрик выигрывает различные призы в бегах, а Климат – в троеборье.
– Лошади выступают с приглашенными наездниками. Если складывается пара наездник – лошадь, можно рассчитывать на хорошие результаты и долго участвовать в соревнованиях. Ведь лошадь привыкает к особенностям человека, его движениям, командам, голосу, – рассказывает Александра.
Конечно же, девушка гордится успехами своих лошадей на турнирах. Речь идет о соревнованиях как городского и областного уровня, так и выездах за пределы региона – в соседние Новосибирск, Красноярск или Барнаул. А верный боец Климат, например, недавно вернулся из Екатеринбурга с международных соревнований по троеборью. Но такие масштабные выезды случаются, конечно, реже. На то есть две причины.
– Это всегда затратно, надо собираться в дорогу самому и собирать лошадь. И конечно, там совсем другой уровень и спортсменов, и лошадей, требующий совсем иной, более тщательной и серьезной подготовки, – объясняет Александра.
Содержание лошадей девушка считает делом для души, а не хобби или тем более бизнесом. По ее мнению, в России конный спорт и бизнес сойдутся в одну точку нескоро, если это вообще произойдет. Что же касается его доступности и возможности развиваться, то это, скорее, дискуссионный вопрос.
– На мой взгляд, сегодня любой профессиональный спорт достаточно затратный. Начиная от стрельбы из лука и заканчивая горнолыжным спортом. Конный спорт относится к дорогим видам, его относят к элитным, но уровень тренерского состава, всадников и лошадей везде разный, соответственно не везде дотягивает до этого понятия. Очень хотелось бы вывести этот спорт в нашей области на высокий элитный уровень, каким по сути и является любой вид конного спорта, ведь у нас есть заслуженные талантливые тренеры и спортсмены, есть достойные лошади.
Вполне возможно развивать это направление и на местном уровне, имея настойчивость и искреннее желание. Многие думают, что покупка лошади за полмиллиона рублей где-нибудь в Европе – это 100% гарантия успеха, но это не совсем так. Можно вырастить чемпионов и из своих, местных – было бы желание, возможности и талант разглядеть потенциал, – считает Александра.
По мнению заводчиц, в Кемерове достаточно конноспортивных клубов. Их лошади живут и тренируются там же. Другое дело, что в самих клубах на протяжении многих лет ничего не меняется.
– Конные клубы не прислушиваются к пожеланиям частных коневладельцев. Везде примерно одинаковое содержание. А нас не так много, и от нашего ухода в другой клуб или на собственную территорию мало что изменится, – считает Арина Либонтова.
В соревнованиях девушка не участвует, но нередко бывает на них. Можно сказать, что ее тинкеры выступают вне конкурса: показывают разные трюки и развлекают детей. Но внутренняя кухня кузбасского конного спорта все равно ей видна.
– Я считаю, что наша администрация не поддерживает конноспортивные соревнования. Когда работала в Иркутске, там любой турнир освещался огромным количеством афиш в городе, об этом писали все СМИ. Это было интересно самим лошадникам, потому что вместо междусобойчика получалось полноценное соревнование, на которое приходили болельщики. Был драйв, соревновательный дух, плюс солидный денежный приз от мэра города мотивировал участников, – делится впечатлениями Арина.
Казалось бы, почему всего этого нет в Кемерове? Ведь ничего сверхъестественного в словах девушки не прозвучало. Например, приезд того же цирка у нас освещается на достаточно высоком уровне. И, думается мне, что-то подобное можно было бы устроить и в столице Кузбасса, была бы поддержка властей и желание областной Федерации конного спорта.
Кстати, о ней. Несмотря на то, что на сайте Федерации конного спорта России есть данные о представительстве в нашем регионе, лошадники говорят о ее фактическом бездействии. Учитывая, что последние новости на официальном сайте данной организации датированы сентябрем прошлого года, в это легко можно поверить. И прийти к простому выводу: без возникновения в Кузбассе работающей Федерации конного спорта, организации и популяризации соревнований на появление сильных спортсменов в регионе можно не рассчитывать. А если это и произойдет, то, скорее, вопреки всему и на энтузиазме отдельных людей.