Моногорода Кемеровской области претендуют в 2018 году на получение 1 миллиарда рублей. Федеральные деньги должны создать возможность привлечения бизнеса в кузбасские территории. Об этом шла речь на очередном заседании Клуба глав моногородов, который состоялся в Белове. Насколько реальны финансовые ожидания мэров, выяснял корреспондент VSE42.Ru.
Не секрет, что Кузбасс по уровню моноэкономики является одним из лидеров во всей России. Достаточно сказать, что из 34 областных муниципалитетов 24 являются моногородами. А абсолютным локомотивом и поступления налогов, и создания рабочих мест, и по уровню инвестиций является угледобывающая отрасль. Собственно, об отходе от моноотрасли далеко не в первый раз и шла речь на уровне глав муниципалитетов.
По праву принимающей стороны перед участниками Клуба отчитался мэр Белова Алексей Курносов. Впрочем, вряд ли кого-то из своих коллег смог особо удивить. Одной из основных тем его выступления стал опыт по ремонту дворовых территорий. В Белове, например, реализуется программа по принципу "50 на 50". То есть половину от стоимости ремонта дворов платят жители, а половину… некие предприниматели, соглашающиеся выступить спонсорами. Видимо, добровольно. Бюджет в данном софинансировании не участвует по простой причине – нет денег.
Правда, что касается добровольности спонсорских пожертвований – среди представителей городского бизнеса нашлись люди, на условиях анонимности утверждающие, что их "нагибают". Тем не менее, каких-либо официальных заявлений по этому поводу ни на заседании Клуба, ни за его пределами получить не удалось. Так что в данной ситуации для жителей и для города в целом, наверное, этот опыт можно считать положительным. В том смысле, что при отсутствии денег в городском бюджете дворы все-таки ремонтируются.
Еще одним относительно положительным моментом в данной ситуации является схема расчетов за ремонтные работы с подрядными организациями. Сами обитатели многоквартирных домов получили возможность не выплачивать всю необходимую сумму одномоментно, а делать это в рассрочку на два года.
По словам Алексея Курносова, в результате такой рассрочки минимальный ежемесячный платеж в расчете на одну квартиру начинается от 140 рублей. Расплата за удовольствие ходить по ровным тротуарам и наслаждаться видом цветущих газонов, скажем прямо, небольшая. В том случае, если это действительно именно такая сумма и если газоны действительно цветут.
Правда, тот факт, что подрядчики, по сути, дают городу беспроцентный кредит, едва ли их радует. С другой стороны, если в относительно небольшом городе, где заказов, скорее всего, немного, возможность поработать "в долг" – тоже какой-то выход в надежде получить заработанные деньги хотя бы в течение двух лет.
Кстати, в беловском заседании Клуба глав моногородов впервые принял участие временно исполняющий обязанности губернатора Кемеровской области Сергей Цивилев. Впрочем, едва появившись на этом мероприятии, он успел получить статус почетного члена Клуба. Что, по большому счету, логично. Ведь руководство областью даже в статусе врио предполагает, что руководитель региона просто обязан вникать в его проблемы и стараться их решать. А уж более актуальной для Кузбасса проблемы, чем монозависимость экономики, сегодня даже трудно назвать.
Сергей Цивилев во время выступления перед главами также подчеркнул, что необходимо отходить от монозависимости. В том числе именно с этой целью и разрабатывается программа развития Кузбасса до 2035 года, проект которой должен быть обнародован уже к 9 июля. О чем и сообщил впервые публично на заседании Клуба Цивилев, подчеркнув, что "акцент будет сделан на 2018-2019 годы".
В рамках предполагаемой программы, судя по всему, планируется развитие сразу по нескольким направлениям. Основа – это повышение инвестиционной привлекательности региона для бизнеса. Идея не новая, но актуальная по-прежнему. В этой связи стоит отметить, что Сергей Цивилев заявил не просто о необходимости вернуть в Кузбасс "бегущий" в другие регионы местный бизнес, но и привлечь в Кемеровскую область предпринимателей из других российских регионов. Что для этого необходимо сделать, возможно, будет прописано в новой программе развития. А вот насколько в принципе реально привлечь "иногородний бизнес" – покажет время.
Среди мер, которые в этой связи могут сыграть в пользу Кузбасса, Цивилев, например, назвал развитие авиационного сообщения.
– Бизнес должен иметь возможность добраться до Кузбасса, причем сделать это быстро, – заявил врио губернатора.
С этим спорить трудно. Тот же глава "Новапорта" (владеющего кемеровским аэропортом) Роман Троценко около двух лет назад говорил примерно об этом же: о необходимости увеличения авиарейсов в Кемерово, о снижении стоимости авиабилетов и так далее. За это время ситуация кардинальным образом не изменилась. Возможно, Сергею Цивилеву, учитывая его должность, удастся переломить ситуацию и сделать так, чтобы авиаперевозчики не уходили из региона, а наоборот – стремились активнее здесь работать.
О некоем оживлении экономической активности в последнее время (по крайней мере, на уровне моногородов) может говорить тот факт, что финансирование проектов в кузбасских моногородах в 2018 году должно утроиться – по сравнению с прошлым годом. По крайней мере, глава Фонда развития моногородов Илья Кривогов сообщил журналистам в кулуарах Клуба, что по итогам текущего года финансовая составляющая подготовленных или находящихся на стадии подготовки проектов составляет порядка 1 миллиарда рублей. В прошлом году этот показатель составил 300 миллионов рублей.
Среди уже одобренных представители Фонда назвали строительство "трубы" в Новокузнецке. Одно из местных предприятий планирует развивать производство горно-шахтного оборудования. А для этого необходимо обеспечить подачу газа на предприятие.
Только один этот инфраструктурный объект обойдется госказне в 100 миллионов рублей. Зато новоявленная ТОР (территория опережающего развития, статус которой недавно получил Новокузнецк) откроет-таки у себя хоть какое-то новое производство.
В целом же, по словам Кривогова, он в рамках работы Клуба глав моногородов уже обсудил с Сергеем Цивилевым "три-четыре проекта", заявки на реализацию которых должны быть поданы до конца текущего года.
Руководитель Фонда развития моногородов также не исключил, что в Кемеровской области может появиться еще одна ТОР – в Белове. Правда, по его словам, для принятия подобного решения необходимо "учесть различные факторы и проработать этот вопрос", поскольку даже три существующих в Кемеровской области ТОР – Анжеро-Судженск, Юрга и Новокузнецк, – могут начать между собой конкурировать. Что, по большому счету, не имеет смысла. Предполагается, видимо, что каждая ТОР должна занять исключительно собственную рыночную нишу.
При этом, как подчеркнул Илья Кривогов, в настоящее время для успешного ведения бизнеса кузбасским предприятиям, работающим в городах со статусом территорий опережающего развития, необходимо ориентироваться не на регионального потребителя, а пытаться выходить на российский, а "еще лучше на международный рынок".