Болезнь губернатора Кемеровской области Амана Тулеева и связанные с его вынужденным отсутствием события показали, среди прочего, что многие жители региона испытали острый дефицит необходимой информации о подлинном состоянии здоровья главы Кузбасса. Что стало тому причиной, попытался выяснить корреспондент VSE42.Ru.
Поводом для разговора, который пойдет ниже, стало недавнее интервью Амана Тулеева информационному агентству РИА "Новости", в котором среди прочего губернатор сказал, что за время его отсутствия на рабочем месте в связи с болезнью во власти региона произошли определенные события. Они заставили изменить отношение губернатора к людям, которых он знал многие годы: "пока я лежал после операции, тут уже власть начали делить".
Еще одной причиной для статьи стало обращение известного кузбасского предпринимателя Михаила Шкуропатского, предложившего Аману Тулееву "выйти в интернет". Точнее, завести в наиболее популярных социальных сетях свои официальные аккаунты. Но обо всем по порядку.
Для начала напомним хронологию событий. Больше полугода Аман Тулеев отсутствовал на своем рабочем месте. История с "исчезновением" кузбасского губернатора началась 22 мая 2017 года, когда пресс-служба администрации области сообщила об уходе Тулеева в отпуск. При этом, по имеющимся данным, глава региона не появлялся на публичных мероприятиях уже с конца апреля прошлого года.
Некая нервозность в информационном поле возникла, когда Аман Тулеев не вышел из отпуска в назначенный срок – 1 июня. При этом пресс-служба обладминистрации хранила молчание, не давая каких-либо комментариев по поводу отсутствия первого руководителя области.
Вслед за этим последовал ряд событий, которые привели к огласке истинных причин отсутствия Амана Тулеева. Как выяснилось, врачи в Германии сделали ему сложную операцию на позвоночнике. После операции и непродолжительного реабилитационного периода Тулеев во второй декаде июня прилетел в Кемерово на чартерном авиарейсе из Мюнхена.
Само собой, долгое отсутствие губернатора породило многочисленные слухи, вплоть до того, что "информированные источники" начали говорить о смерти Тулеева.
К счастью, это оказалось неправдой. И, видимо, под давлением общественного мнения представители областной власти и все та же пресс-служба, а точнее главное управление по работе со средствами массовой информации администрации региона во главе с Алексеем Доронговым, исполнявшим тогда обязанности его начальника (позднее он был назначен на должность начальника главного управления), вынуждены были провести пресс-конференцию для журналистов местных и федеральных СМИ, чтобы хоть как-то приоткрыть завесу тайны относительно состояния здоровья Амана Тулеева.
Как выяснилось, ничего сверхординарного с губернатором не произошло. Как и любой человек, который может заболеть, заболел и Аман Тулеев. Ему потребовалась сложнейшая операция. Причем в Германии. Затем ему надо было пройти достаточно длительную и непростую реабилитацию. И не только в Кемерове, но и в Москве.
И вот, наконец, стало известно, что Аман Тулеев вышел с больничного. Правда, и здесь не обошлось без странного замалчивания. Формально, губернатор приступил к работе 11 декабря, однако известно об этом стало чуть ли не "случайно" и существенно позже. То есть структура Алексея Доронгова, как видится, опять навела тень на плетень, четко не сообщив о выходе главы региона на работу. И даже не до конца понятно почему: ведь выход на работу после длительного отсутствия, сложной операции и, скорее всего, не менее сложной реабилитации губернатора – новость, безусловно, позитивная для многих кузбассовцев. По крайней мере, одной этой информацией, оперативно распространенной, можно было бы положить конец всем слухам и домыслам. Почему этого не было сделано, можно только гадать.
Впрочем, ситуация с болезнью и длительным отсутствием Амана Тулеева, давно уже ставшего легендарным губернатором, которого знают не только в Кузбассе, но и во всей России и даже за пределами нашей страны, как ни странно оказалась показательной. И главное, что она продемонстрировала – областная власть, а точнее ее пиар-направление в лице структуры Алексея Доронгова, оказалась абсолютно не готова к работе в хоть сколько-то нештатных условиях. Если, конечно, исключить какой-то дополнительный умысел.
Для понимания читателей, далеких от медийных будней, стоит немного объяснить, как строится информационная политика в регионе. Несмотря на то, что в Кузбассе достаточно много различных СМИ, в реальности информация из стен обладминистрации выдается крайне дозированно и, скажем так, через одно окно: официальные пресс-релизы. Получить какие-либо комментарии по интересующим журналистов вопросам чаще всего бывает крайне сложно.
Более того, даже на письменные запросы, с помощью которых предпочитают общаться с журналистами в обладминистрации в целом и в структуре Доронгова в частности, можно ждать ответ не положенные по закону семь, а 30 дней. Возможно, это непосредственно связано с мнением Алексея Доронгова, что именно столько дается чиновникам на ответ журналистам. Подобное мнение главного пиарщика обладминистрации зафиксировано в его официальном ответе нашему сайту. Вопреки, кстати, федеральному закону о СМИ.
Но даже семь дней для новостного комментария – это чрезвычайно много, ведь чаще всего новость делается в режиме онлайн, а вовсе не семь дней спустя после события.
Еще один момент, влияющий на то, как оперативно жители региона могут получать важную для них информацию о работе обладминистрации и лично Амана Тулеева: право "первой ночи" чаще всего достается так называемым официальным СМИ – это областное телевидение, газета "Кузбасс" и областное радио. Все эти СМИ, по сути, являются официальными рупорами региональной власти. Считается, что у них есть непосредственный доступ к более оперативной информации, например, именно их журналистов приглашают на так называемые "званые" конференции, когда чиновникам по каким-либо причинам не хочется отвечать на вопросы "посторонних" СМИ.
Есть еще сайт администрации области. Но он формально СМИ не является. Точнее, два сайта: kemoblast.ru и ako.ru. Говоря иначе, старый и новый сайты. С ними и вовсе ситуация долгое время остается не до конца понятной. Если областные чиновники потратили бюджетные деньги на создание нового сайта, зачем сохранять старый, дублирующий информацию, размещенную на новом сайте?
При этом оба сайта, как часто жаловались журналисты, работали с постоянными перебоями, то и дело оказывались недоступными. По крайней мере, до недавнего времени. Что, конечно, крайне странно. Официальные интернет-сайты областной власти, периодически находящиеся в "упавшем" состоянии – объяснить это хоть сколько-то вразумительно невозможно.
Существует, правда, мнение, что подобное состояние интернет-ресурсов и их зеркальность позволяют заинтересованным лицам реализовывать некие информационные проекты (говорят, даже вбросы), но это, само собой, только домыслы.
Как можно заметить, среди "официальных" СМИ обладминистрации нет ни одного интернет-сайта. И это при том, что огромная аудитория ушла именно в интернет и получает информацию здесь, а вовсе не из "ящика", радио или "бумаги". Эти СМИ, по мнению многих интернет-пользователей, давно уже стали факультативными источниками информации.
Что же касается молодежи, то абсолютное большинство нынешних школьников и студентов и вовсе не знают, что такое газета или телевизор, поскольку просто физически не сталкиваются с ними и не воспринимают как источник информации. У многих сегодня просто телевизора дома нет. Совсем!
В этой связи отсутствие "официальных" интернет-СМИ от обладминистрации выглядит как минимум странным. Конечно, нередко частные кузбасские сетевые СМИ обвиняют в ангажированности и фактической зависимости от областной власти. Однако, на деле частное СМИ – это всегда частное СМИ. Сегодня оно согласовывает информполитику с чиновниками или, например, Алексеем Доронговым, а завтра – нет.
Кстати, отдельно стоит остановиться на персоне самого Алексея Доронгова. Он ранее работал на радиостанции, а его попадание в главное управление по работе со СМИ обладминистрации многие эксперты связывают как раз с необходимостью развития интернет-направления в освещении деятельности региональной власти и губернатора. Что, кстати, логично. Ведь Доронгов был даже некогда относительно известным блогером.
Многим памятны слова бывшего босса нынешнего главы областной пропаганды Антона Горелкина, якобы сказавшего про назначение Доронгова что-то вроде "вам придется с этим жить".
Но, видимо, усилия нового сотрудника ГУ по взаимодействию по СМИ пошли не на создание крупного интернет-ресурса "имени областной администрации", а на какие-то иные проекты в Сети. По слухам, именно после прихода Алексея Доронгова в местных соцсетях появились многочисленные тролли, которые "топили за имидж" областной администрации. Либо наоборот, начинались неожиданные массовые пиар-компании по дискредитации отдельных чиновников разного уровня, заканчивавшиеся реальными отставками. Как подобные события могут быть связаны с личностью Алексея Доронгова, да и связаны ли в принципе – уверенно сказать трудно.
Но факт остается фактом: огромная интернет-аудитория, к которой сегодня принадлежат не только школьники и студенты, но и люди среднего и даже старшего возраста, в тот момент, когда Аман Тулеев был вынужден оставить руководство областью на своих подчиненных, осталась без оперативной информации. А областные чиновники, как минимум, слегка подрастерялись без своего шефа. И управление пропаганды, как видится, в первую очередь.
И так продолжалось пока наконец губернатор не вышел с больничного и не взял в свои руки руководство Кузбассом.
Разумеется, такой опытный и нетривиальный политик, как Аман Тулеев преодолеет и не такие сложности, как некомпетентность своих подчиненных, которые, по его же утверждению, "власть начали делить" и не смогли донести до людей правдивую информацию о его болезни. Но и Тулееву, по меньшей мере, не помешает получить доступ к огромной армии интернет-пользователей, который ему не смогли обеспечить штатные пиарщики.
Поэтому предложение кузбасского предпринимателя Михаила Шкуропатского, известного своей активностью в социальных сетях, может оказаться как нельзя кстати выздоравливающему губернатору.
Суть предложения Шкуропатского, как уже, наверное, понятно – крайне проста. Для того, чтобы интернет-пользователи могли получать оперативную и достоверную информацию о жизни, здоровье и, разумеется, работе первого руководителя Кемеровской области, Аману Тулееву можно завести собственные официальные аккаунты в "основных" соцсетях. В первую очередь, это Facebook, "ВКонтакте", "Одноклассники" и Instagram.
– Уважаемый Аман Гумирович! Сегодня у многих известных политиков, в том числе федерального уровня есть собственные аккаунты в соцсетях. Это хороший способ стать ближе к простым людям, к своим избирателям, наконец. Тысячи и даже миллионы подписчиков у таких известных российских политиков, как председатель правительства России Дмитрий Медведев. Есть свои аккаунты и у мэра Москвы Сергея Собянина, и у главы "Справедливой России" Сергея Миронова и у многих других. Присутствие в соцсетях – это отличный публичный инструмент, позволяющий без посредников донести до целевой аудитории наиболее актуальную и достоверную информацию, касающуюся деятельности политика. В конце концов, это возможность честно говорить с людьми, ставить острые вопросы и вместе искать ответы на них, – пишет Михаил Шкуропатский в своем обращении.
Разумеется, вести свои аккаунты Тулеев может с помощью доверенных людей – все-таки работа губернатора предполагает высокую занятость. Но сам факт существования этих аккаунтов позволит решить многие проблемы, связанные с информационной прозрачностью и власти в целом, и деятельности губернатора Кемеровской области в частности. Что впредь предотвратит появление домыслов и инсинуаций, авторов большинства из которых не удалось установить до сих пор.