Организованные автоперевозчики могут не выдержать конкуренции с диким рынком "бомбил" и просто автовладельцами, которые, благодаря мобильным приложениям типа BlaBlaCar получили возможность "уводить" клиентов с автовокзалов, и разориться. Что делают крупные автопредприятия, чтобы избежать этой незавидной участи, выяснил корреспондент VSE42.Ru.
Представители крупных автоперевозчиков в четверг, 12 октября собрались в Кемерове, чтобы обсудить наиболее острые проблемы отрасли. Среди них одной из основных стал отток пассажиров от так называемых организованных перевозчиков, предоставляющих свои услуги по правилам цивилизованного рынка, на дикий рынок "бомбил" и "блаблакарщиков".
Кстати, термин "блаблакарщики" сами транспортники использовали во время совещания с завидной регулярностью – судя по всему, даже самые завзятые консерваторы поняли, что большая и далеко не гибкая махина где-то уже частных, а где-то по-прежнему государственных или полугосударственных (как это, например, остается в Кемеровской области) перевозчиков должна как-то меняться. И все для того, чтобы получить шанс как-то выжить в условиях, когда на рынок перевозок массово вышли все желающие, вплоть до тех, кто берет попутчиков с собой в дорогу – чтобы как-то компенсировать собственные расходы на проезд до пункта назначения.
На совещании транспортников было озвучено несколько важных проблем, решение которых позволит улучшить ситуацию в отрасли.
Одним из наиболее знаковых стал запуск пилотного проекта – причем не только в Сибири, но и в России в целом. Суть его состоит в том, что автоперевозчики сибирских регионов объединят свои системы слежения через Глонасс за автобусами, движущимися между регионами.
Прежде наблюдение за автобусами на маршрутах было доступно только "своим" диспетчерам. Так, например, новосибирский автовокзал мог следить за автобусами новосибирских перевозчиков, кемеровский – за кузбасскими и так далее. А вот увидеть, где в настоящее время едет новосибирский автобус диспетчер кемеровского автовокзала не мог. Хотя для этого никаких специальных усилий, кажется, и не нужно.
По словам генерального директора "Кузбасспассажиравтотранса" Виктора Целтищева, у каждого регионального перевозчика есть собственный оператор связи, который обеспечивает предоставление ему геоданных о каждом транспортном средстве. Но эти операторы никак не взаимодействовали со своими коллегами в соседних регионах.
И вот 9 октября наконец-то стартовал "пилот", в который вошли шесть маршрутов по двум межрегиональным направлениям: Кемерово – Барнаул и Кемерово – Новосибирск.
– Никаких особых трудностей технического плана в объединении работы операторов Глонасс в разных регионах нет. Тут главное в том, чтобы было понимание между сторонами, как говорится. Мы запустили такой проект (отслеживания движения автобусов между регионами СФО – прим. автора) первыми не только в Сибири, но и в России, – рассказал руководитель компании, занимающейся интеграцией работы региональных операторов Глонасс, Игорь Помогаев.
Теперь, по словам Помогаева, любой желающий, будь то диспетчер автовокзала или рядовой пассажир может получить доступ к информации местонахождения конкретного автобуса в режиме реального времени. Пока, правда, только по шести маршрутам.
Однако, как заверил корреспондента сайта VSE42.Ru начальник областного департамента транспорта и связи Евгений Курапов, запуск глобальной системы слежения за подвижным составом, выходящим на межрегиональные маршруты, должен состояться уже в 2018 году. По крайней мере, в рамках Сибирского федерального округа.
По его словам, с одной стороны, благодаря этому удастся оперативно получать информацию о том, что происходит на маршруте движения автобусов. С другой – если автобус сломался или опаздывает по каким-либо иным причинам, своевременно подготовить резервный автобус. Правда, эта возможность предусмотрена только в случае задержки не менее, чем на два часа.
В то же время, система слежения будет, например, полезна тем, кто встречает приезжающих на автобусе. Теперь отпадет необходимость заранее приезжать на автовокзал и дожидаться опаздывающий рейс. Достаточно просто зайти на сайт bus42.info и узнать, где находится автобус в настоящее время. И, соответственно, стоит ли торопиться или можно собираться без излишней спешки.
Но не одним Глонасс-слежением живет автотранспортная отрасль. Проблем в ней хватает. И одна из ключевых – это стоимость проездных билетов. Не секрет, что водители, использующие тот же BlaBlaCar.ru, готовы везти пассажиров значительно дешевле, чем организованные перевозчики, сотрудничающие с автовокзалами. Разница может доходить до полутора раз. Особенно, если речь идет о больших по меркам автоперевозок расстояниях, например, таких как Кемерово – Омск и далее. И даже до относительно близкого от Кемерова Новосибирска билет в один конец обойдется в 700 рублей. В то время, как попутный водитель, порой, готов везти за 350 – 400 рублей.
Крупных автоперевозчиков понять можно: на них лежит и необходимость платить "белые" зарплаты, и налоги, и содержать большую материально-техническую базу, и плюс ко всему – страховать пассажиров, которые едут в автобусе.
С другой стороны, самих пассажиров это интересует меньше всего. Даже о страховке на случай ЧП во время проезда в автобусе мало кто задумывается. А потому каждый понимает только одно: стоимость проезда в "легальном" автобусе значительно выше, чем в автомобиле "блаблакарного" водителя.
При этом и ожидаемый комфорт поездки в легковом автомобиле куда выше, чем в автобусе. Да и в качестве места высадки может быть не только автовокзал города назначения, а то место, до которого водитель-доброволец согласится вас довезти.
Переплюнуть такие потенциальные удобства крупным автоперевозчикам, привязанным к системе автовокзалов, практически нереально.
С другой стороны, организованные автоперевозки – это некая гарантия того, что пассажиры доберутся до нужного города в целости и сохранности без лишних приключений. Как, например, отметил на совещании руководитель красноярского автотранспортного предприятия "Автоколонна 1967" Михаил Ильянков, у его водителей действует жесткое ограничение скоростного режима. Скорость по междугородней трассе не более 90 километров час даже во время обгона – и никаких "плюс 20" погрешности, за которые штрафы не предусмотрены. Более того, автобусы с детьми едут не более 60 километров в час.
С другой стороны, недавняя трагедия с автобусом во Владимирской области, в который врезался железнодорожный состав и в результате погибли 16 человек, свидетельствует, что организованные пассажирские перевозки – не панацея.
Еще одной существенной проблемой, по мнению автотранспортников, является повышенное внимание к ним различного рода надзорных и контролирующих органов. Так, например, по словам начальника новосибирского автовокзала Сергея Ермакова, по закону на транспортных предприятиях положено проводить проверки только один раз в год. По факту автобусы досматриваются ежедневно.
– Например, недавно сотрудник ДПС остановил наш автобус, выехавший из Толмачево и держал его почти час. Требовал, чтобы на место приехал наш механик. Когда специалист подъехал, полицейский задал ему несколько вопросов и… просто отпустил автобус. А ведь это все отражается на пассажирах, на их планах. Особенно, если учесть, что Новосибирск – крупнейший логистический центр, соответственно, для большинства пассажиров рейсы здесь являются стыковочными. А в результате таких незапланированных задержек в пути люди просто могут опоздать к следующему автобусу, поезду или самолету, – сказал Сергей Ермаков.
При этом, как подчеркнул Ермаков, небольшие частные перевозчики проходят сквозь "сито таких проверок", потому что отлавливать их в общем транспортном потоке практически нереально. Зато большие пассажирские автобусы – "легкая добыча".
…Кто выиграет во все обостряющейся борьбе между крупными легальными перевозчиками и легко адаптирующимися в соответствии с требованиями рынка мелкими извозчиками – можно только гадать. Остается надеяться, что победитель возьмет положительные моменты и у "автовокзальных" перевозчиков, и у "блаблакарщиков". И тогда в выигрыше останется пассажир.