Верховный суд запретил в России деятельность организации христианского толка "Свидетели Иеговы". Произошло это в апреле, однако, насколько известно, решение пока не вступило в законную силу. Что послужило причиной запрета далеко не самой малочисленной христианской организации и какую опасность таят в себе адепты "Свидетелей", выяснял корреспондент VSE42.Ru.
Сама секта (если такой термин допустим в отношении "Свидетелей Иеговы") является одной из самых старых в России. Уже в 1887 году жители нашей страны читали журнал "Сторожевая башня", который является основным проводником идей "свидетелей". А в 1891 году Россию посетил основатель этого христианского движения Чарльз Тейз Рассел, который и провел первую проповедь.
Первым российским адептом "новой веры" стал выпускник православной духовной семинарии Симеон Козлицкий. Впрочем, вскоре он попал в ссылку в Сибирь за оскорбление митрополита.
Практически вся история "Свидетелей Иеговы" в России – это так или иначе история гонений на ее последователей и опыт выживания в "недружественной среде". Например, в Советском Союзе они считались антисоветчиками. Причем причина "гонимости" крылась в самих "свидетелях". Дело в том, что адепты секты не считали себя гражданами СССР. Как, в принципе, и любого другого государства. Поскольку свидетели Иеговы "не служат двум господам". То есть являются гражданами другого, идеального государства, которое рано или поздно возглавит Иисус Христос.
Как рассказал доцент кафедры истории России кемеровского госуниверситета Вадим Шиллер, специализирующийся в том числе на изучении деятельности различных религиозных сект, в Сибирь и в частности в Кемеровскую область "Свидетели Иеговы" пришли из Украины приблизительно в середине прошлого века.
– В Советском Союзе в 1943 году был создан Союз по делам РПЦ, а через год – Совет по делам религиозных культов, давшие начало регистрации ряда религиозных объединений и в первую очередь православных и баптистов, была введена регистрация всех религиозных конфессий, представители которых действовали на территории страны. По сути, это было своего рода узаконивание этих конфессий. Или, если так можно сказать, сект. Стоит отметить, что "Свидетели Иеговы" попали в список зарегистрированных далеко не сразу. И в целом отношение государства к ним была, скажем так, настороженным и изменчивым, – говорит Вадим Шиллер.
Так, по словам Вадима Шиллера, "Свидетели Иеговы" то попадали в период "потепления", то в период "охлаждения", когда их деятельность на территории СССР считалась в принципе незаконной. Не миновала эта участь и кузбасских адептов секты. Как рассказал кемеровский религиовед, например, в 1961 году в регионе были задержаны сразу три группы (килки) приверженцев "Свидетелей Иеговы" – в Прокопьевске и Сталинске.
– Стоит отметить, что деятельность внутри самой организации была построена (и в прошлом, и, судя по всему, в настоящее время – прим.автора) чуть ли не по лучшим образцам партизанского подполья. Так, например, руководители местных организаций в населенных пунктах в принципе не знакомы друг с другом. При этом каждый из них знает только вышестоящего члена организации, с которым непосредственно общается, – объясняет Вадим Шиллер.
В результате, даже если задержанный глава местной организации "Свидетелей Иеговы" захотел бы рассказать КГБ (а именно комитет госбезопасности курировал деятельность религиозных конфессий в СССР) о своих собратьях по вере, он этого не смог бы сделать чисто физически, поскольку не владел необходимой информацией. А значит, другие "незасветившиеся" организации секты находились в относительной безопасности.
– Жесткая иерархия внутри организации в целом носит вертикальный характер. То есть каждый местный "приход" отчитывается о своей деятельности непосредственно "наверх". В том числе и в плане финансовых потоков. Это, с одной стороны. С другой – обратное движение в виде снабжения местных "приходов" необходимой литературой, – рассказывает Вадим Шиллер.
Здесь стоит отметить, что едва ли не основой жизни общины "Свидетелей Иеговы" является чтение "Сторожевой Башни" – главного издания организации. Причиной такого главенствующего положения конкретного печатного издания является то, что изначально "Свидетели Иеговы" возникли как толкователи Библии. Так сказать, создали собственное ее прочтение и более "точный" перевод с арамейского и койне (греческий язык эпохи эллинизма).
По мнению "Свидетелей Иеговы", канонические переводы религиозной книги являются неточными настолько, что в них искажен смысл христианского учения.
В результате таких толкований и возникают насаждаемые адептами "Свидетелей Иеговы" принципы, которые так или иначе вступают в конфликт, например, с современной медициной.
– Общеизвестный факт, что "Свидетели Иеговы" запрещают переливать кровь от других людей. Якобы потому, что в крови содержится часть души. Таким образом, если члену секты перельют кровь, то он получит свойства другого человека. В результате таких, по большому счету, диких представлений жертвами становятся не только взрослые члены общины, но и их дети, за которых все решают религиозные родители. Этот факт, кстати, стал одним из катализаторов запрета секты в России, – говорит Вадим Шиллер.
Кстати, по словам религиоведа, в самой общине выстроена очень жесткая дисциплина, которой подчиняются все ее члены. Начиная с того, что у каждого адепта есть что-то вроде ежедневника, в котором расписаны его действия в течение каждого дня на протяжении календарного года и заканчивая тем, что абсолютно все последователи "Свидетелей Иеговы" обязаны заниматься миссионерской деятельностью. Так, ко многим на улице подходили милые старушки, молодые люди, которые добрыми голосами заводили разговор о вере в бога, спасении души и о том, как правильно любить окружающих.
– По сути, "Свидетелям Иеговы" удалось создать что-то вроде миссионерской армии. Ее "бойцы" ходят (ходили до принятия "пакета Яровой – прим.автора) по улицам российских городов, по квартирам, узнают кто где живет, кто чем занимается, даже сколько зарабатывает. И много чего еще. Кто и где в результате аккумулирует эту информацию, лично я судить не возьмусь однозначно. Однако тот факт, что штаб-квартира "Свидетелей Иеговы" находится в Уорвике (Нью-Йорк, США), то несложно сделать вполне логичные выводы, – рассуждает Вадим Шиллер.
Собственно тоталитарность "Свидетелей Иеговы", как можно предположить, состоит в том, что внутри организации царит жесткая дисциплина. Каждый член каждой общины, по утверждению религиоведа, практически полностью лишен свободы выбора. Возможно, добровольно, но лишен.
– Когда в секту попадает новый человек, то по отношению к нему проводится так называемая "бомбардировка добром". С человеком общаются адепты, которые восхищаются им, оказывают ему всяческие знаки внимания, уважения. Мне и самому доводилось почувствовать на себе такую "бомбардировку". Так что могу сказать, метод это чисто психологически на многих может оказать то действие, которого, судя по всему, и добиваются представители "Свидетелей Иеговы". А затем неизбежно наступает охлаждение, когда адепты предъявляют теперь уже новому члену общины что-то вроде претензий: "мы к тебе хорошо относимся, а что ты сделал для нас?" И неофит начинает выполнять предъявляемые ему требования. В том числе для того, чтобы вернуть расположение новых "друзей". А это в первую очередь миссионерская деятельность. Как следствие, уличная армия "Свидетелей Иеговы" прирастает постоянно, – говорит Вадим Шиллер.
По мнению кемеровского религиоведа, даже несмотря на официальный запрет деятельности "Свидетелей Иеговы" в России реально обеспечить его будет не так-то просто. В первую очередь из-за системы "подпольной" организации работы секты, из-за культа личной преданности адептов внутри нее.
Тем более, что "Свидетели Иеговы" уже не раз уходили из официального религиозного пространства, а затем выходили "на свет". Так что опыта в этом смысле, видимо, не занимать. И, тем не менее, государство высказало свое отношение к этой организации. Теперь, видимо, деятельность "Свидетелей Иеговы" станет предметом работы правоохранительных органов. Более того, в разных регионах России уже начали появляться новости о выявлении незаконной деятельности адептов запрещенной секты. Но опять-таки, с учетом опыта работы в условиях "недоброжелательной среды", говоря иначе, вне закона, выявлять сектантов будет не так-то просто.