Кемеровские чиновники то и дело "пугают", что то тут, то там скоро появится надземный переход. Однако после первого (и, как говорят специалисты, крайне неудачного) опыта строительства такого сооружения на перекрестке улицы Красноармейская и проспекта Кузнецкий уже почти десять лет назад ничего подобного в Кемерове не появилось. Почему ни бюджет, ни частные инвесторы не готовы "вложиться" в надземные переходы, которые могли бы оказаться панацеей в условиях нарастающего транспортного коллапса, выяснял корреспондент VSE42.Ru.
Федеральная программа "Безопасные и качественные дороги" сейчас преподносится едва ли не как панацея. Мол, только в 2017 году на финансирование дорожных ремонтов в Кемерове удвоится – с 511 миллионов до 1,1 миллиарда рублей. Соответственно, и протяженность отремонтированных дорог в 2017 году должна также удвоится – с 33 до 61 километра.
По большому счету, жаловаться грех. Кемеровский мэр Илья Середюк сумел добиться попадания областного центра в федеральную программу, а это значит дополнительное финансирование. Разумеется на условиях софинансирования. То есть, если городской (высокодефицитный) и региональный бюджет готовы вложиться, то и федеральная казна тоже даст денег.
Чтобы закончить разговор о программе "Безопасные и качественные дороги", отмечу, что ее реализация намечена вплоть до 2025 года. За это время (и за эти деньги) городские власти надеются почти в три раза улучшить качество кемеровских дорог в количественном смысле – довести до нормативного состояния с нынешних 31 процента до 85 процентов через восемь лет.
Среди первоочередных мероприятий – борьба с колейностью и износом дорожного полотна. Само собой, в приоритете те городские улицы, где трафик, в том числе общественного транспорта наиболее интенсивный.
Помимо собственно дорог в программе упоминаются и остановочные павильоны, и дорожные знаки, и даже новые светофоры. А бесплатным, но от того ничуть не приятным подарком всем автолюбителям должны стать сразу восемь комплексов фотовидеофиксации только в 2017 году.
Но перейдем от дорог к пешеходным переходам. Как бы не хотелось, но отменить на проезжей части принцип "нет пешехода – нет проблемы" пока никто не в состоянии. В том смысле, пока люди будут выходить на дорогу их будут сбивать – с той или иной периодичностью. Проблему можно решить, только полностью удалив людей с дороги.
Для этого, по большому счету, есть только два способа: либо загнать пешеходов под землю, либо подняв их над проезжей частью. Причем второй способ выглядит более предпочтительным, поскольку копаться в земле куда дороже, чем построить "мостик" над дорогой.
Правда, до сих пор по, казалось бы, неведомой причине те же надземные переходы в Кемерове не начали расти, как грибы после дождя. Весь опыт "мостостроительства" закончился на возведении надземного перехода на перекрестке улицы Красноармейская и проспекта Кузнецкий.
С точки зрения дорожной безопасности и удобства пешеходов этот переход изначально казался весьма странным и неуместным. Здесь пешеходов обычно недостаточно для того, чтобы строить переход. Однако ж именно на этом месте компания-инвестор настояла, поскольку, как казалось бизнесменам, здесь – в месте концентрации грузового, легкового и пассажирского транспорта, насколько известно, ожидалась максимальная выгода от продажи мест под наружную рекламу.
Правда, потом случилась кампания по борьбе с наружной рекламой. Власти, устроив учения сотрудников МЧС, посрезали абсолютное большинство рекламных конструкций, обескровив огромную бизнес-отрасль. В результате на рынке остались считанные единицы – организации-продавцы рекламных мест в "наружке".
К сожалению, возвращаясь к инвесторам надземного перехода на улице Красноармейской, стоит констатировать, что этот проект, видимо, окончился полным фиаско. Ни перехода, востребованного горожанами не получилось, ни успешного бизнес-проекта. В том смысле, что рекламные места здесь оказались если не вне закона, то – по тем или иным соображениям – невостребованными. В результате собственник перехода был вынужден продать его с существенным дисконтом.
Но что же будет с другими надземными переходами и почему они не стали появляться в большом количестве в Кемерове. Ведь, казалось бы, стоит один раз вложить деньги, а потом просто "собирай купоны" с продажи рекламных мест.
Тут, как видится, сложились воедино несколько факторов. Во-первых, все та же непредсказуемость политики властей региона по отношению к наружной рекламе. Как поговаривают информированные источники, причиной, например, первой волны по сносу "наружки" стала реклама чего-то "неприличного", вызвавшая неоднозначную реакцию. Будет ли вторая, третья волна – вряд ли кто возьмется предсказывать.
Во-вторых, с момента строительства первого надземного перехода выяснилась совершенно неожиданная проблема. Оказывается, им должны иметь возможность пользоваться не только обычные пешеходы, но и так называемые ограниченно мобильные группы населения. Говоря проще, инвалиды. А для этого необходимо каждый такой переход оснастить подобием лифта для инвалидных кресел. А такой лифт стоит весьма кругленькую сумму, что неизбежно приведет к существенному удорожанию всей конструкции перехода.
Как рассказал корреспонденту VSE42.Ru сотрудник в городской администрации, хорошо знакомый с этой ситуацией, после запуска первого надземного перехода местные чиновники "хапнули проблем именно из-за того, что начали жаловаться инвалиды".
Оно и понятно. Если обычные пешеходы могли подняться над проезжей частью и перейти таким образом дорогу, то инвалиды оказались напрочь лишены не только такой возможности, но и в принципе возможности пересечь дорогу на указанном перекрестке в этом месте – ведь обычный наземный переход был отменен и даже огорожен с помощью металлических ограждений. По сути, получилось, что инвалиды-колясочники остались вовсе без перехода. Что, с учетом имеющейся "дорожной карты" формирования доступной среды является крайне неправильным.
В пользу того мнения, что даже в рамках федеральной программы "Безопасные и качественные дороги" (говоря проще, волшебной "халявы", которая должна свалиться на тощий муниципальный бюджет из федеральной казны) никакого строительства надземных пешеходных переходов даже не упоминается. По крайней мере, на два ближайшие года – 2017-2018.
Быть может, позднее такие переходы могут появиться в программе, однако – это на воде вилами писано и вероятность такого строительства, скорее, стремится к нулю. Вот и получается, что городским структурам, занимающимся обеспечением безопасности дорожного движения, остается только изгаляться с разведением потоков, как это, например, сделано на крайне активном в плане транспортного трафика перекрестке проспектов Советский и Кузнецкий.
Побочный эффект такого развода потоков, когда проезд осуществляется по принципу "все едут – все стоят" состоит в том, что, не успев на свой "зеленый", автолюбители вынуждены провести на перекрестке порядка четырех минут. Как, впрочем, и пешеходы. Только последние, особенно зимой, должны мерзнуть в ожидании "зеленого". Некоторые не выдерживают и бросаются чуть ли не под колеса проезжающего транспорта. Что, разумеется, не сказывается благотворно на безопасности дорожного движения, о котором так пекутся городские чиновники.