Количество пострадавших в различных происшествиях жителей Кемеровской области за год увеличилось почти в пять раз. Об этом сообщил журналистам руководитель областного управления МЧС России Александр Мамонтов. Что ждет наш регион и продолжится ли "черная полоса" в новом году, узнал корреспондент VSE42.Ru.
По данным главы кузбасских спасателей, в 2016 году количество зарегистрированных ими чрезвычайных происшествий в Кемеровской области выросло всего на один случай – 27 против 26 в предыдущем году. Однако при этом в происшествиях пострадали почти в пять раз больше человек. Если в 2015 году этот показатель составлял 29 человек, то год спустя он достиг 128 жителей региона.
Правда, статистика смертности в результате оказалась куда боле позитивной, поскольку против 33 смертельных случаев в Кузбассе в 2016 году зарегистрировано пятнадцать годом позже. То есть смертность сократилась более чем в два раза.
Разумеется, в пополнение статистики по ЧС, например, внесло свой вклад крушение жилого дома (точнее, одного подъезда в здании) в Междуреченске, которое произошло 31 мая 2016 года. В нем погибли два человека, а еще трое получили различные травмы. К счастью, подобное происшествие в Кемерове обошлось без человеческих жертв – обрушение в торговом центре "Славянский". ТЦ "отделался" тем, что в нем получили травмы четыре человека.
И тем не менее, тенденция, как говорится, налицо: здания в Кузбассе стареют, ветшают. И это не идет на пользу их прочности. Как, впрочем, и постоянные перепланировки – что в жилых квартирах, что в нежилых помещениях. А отсюда и результат.
С другой стороны после крушения дома в Междуреченске было даже объявлено о чем-то вроде кампании по проверке всех нежилых помещений на первых этажах жилых домов на соответствие многочисленным требованиям и угрозу в целом прочности зданий. Даже какие-то комиссии создавались в муниципалитетах. Однако, как говорили в кулуарах местные градоначальники, такая работа – штука чрезвычайно дорогостоящая. Ведь надо нанять специалистов с необходимыми знаниями и оборудованием. И послать их в многомесячный поход по всем жилым кварталам. И вот будут эти специалисты ходить, простукивать, прозванивать, прощупывать.
А потому, насколько известно, не один город не снарядил такую экспедицию в полноценном формате. Если подобное распоряжение и исполнялось, то, видимо, исключительно формально. Или, как сказал один из кузбасских мэров на условиях анонимности, "мы ограничились внешним осмотром здания". То бишь, на глазок.
Чего ждать в такой ситуации? Скорее всего, что случаи обрушения в результате непрофессионализма владельцев помещений и лени контролирующих чиновников все-таки могут повториться. По крайней мере, исключать подобного нельзя.
И, тем не менее, спасателям удалось добиться того, что количество жертв стало существенно меньше – почти в два раза. Если это, конечно, заслуга спасателей.
С другой стороны, как рассказал Александр Мамонтов, в прошлом году ущерб от различного рода "неприятностей" составил 450 миллионов рублей. Судите сами, много это или мало. Но, для примера, доходная часть бюджета Кемеровской области составляет около 100 миллиардов рублей. Таким образом, обрушилось, сгорела, было испорчено порядка полпроцента в "доходном" исчислении. Вполне себе значимая для региона цифра.
Говоря о возможных материальных потерях года наступившего, стоит отметить уже "запланированный" риск: возможный бурный весенний паводок.
Учитывая, что в настоящее время запасы снега побили все возможные рекорды (зима 2016-2017 стала самой снежной, начиная с 1976 года), то и паводок может оказаться просто катастрофическим, превзойдя по урону памятное половодье 2004 года, когда чуть ли не половина юга региона "поплыла".
Впрочем, как рассказал корреспонденту сайта Александр Мамонтов, пока точного прогноза на предстоящий паводок нет и быть не может – еще слишком много времени до возможного половодья. Тем не менее, помимо запасов воды (снега) есть еще несколько весьма значимых факторов. В том числе насколько теплой будет предстоящая весна, будут ли заморозки по ночам, будут ли температурные "качели" (то "минус", то "плюс"). Ну а самое главное, по словам главного областного спасателя, будут ли во время таяния снега дожди в горах на юге Кемеровской области.
Как отметил Александр Мамонтов, дело в том, что дожди значительно повышают скорость таяния снега, ну и сами добавляют воды. В результате талая вода попадает в горные реки, которые, в свою очередь, – в Томь. Как следствие, резко растет уровень воды в главной водной артерии региона.
Если же дождей на юге не будет, то беда может и миновать.
Впрочем, по прогнозам спасателей, соседней Томской области может достаться с большой степенью вероятности, поскольку Томь, напитавшись огромными запасами на равнинной территории Кузбасса, в том числе в центральной его части, в том же Кемерове, дойдет до Томска на "хорошей волне".
Кстати, в пользу того, что весеннего наводнения удастся избежать, говорит еще один факт: в этом году, по словам Александра Мамонтова, на Томи в подавляющем большинстве так называемый слоистый лед, когда слой льда перемежается с незамерзшей водой.
"Такой лед легче вскрывается весной. А значит риски ледяных заторов – наиболее опасного явления в половодье, – гораздо ниже", – сказал начальник областного управления МЧС.