Практически в самом центре города Кемерово во дворах рядом с пересечением проспекта Ленина и улицы Чкалова спряталась небольшая церковь, о которой даже из проживающих по соседству кемеровчан мало кто знает. И, тем не менее, церковь эта стала весьма заметным явлением в православной жизни города. Небольшая, уютная, если так можно сказать, и… деревянная. Такая, какие раньше строили на Руси.
Если не знать, что построена церковь в 2009 году, то вполне можно подумать, что здание является памятником деревянного зодчества. Как появился этот православный приход, решил выяснить корреспондент VSE42.Ru.
Настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского отец Андрей Бурдин, который руководил строительством церкви с самого начала, с 2007 года, вспоминает, как никто из его знакомых не верил, что на этом месте что-то получится.
"Здесь раньше была свалка, бомжи пиво пили. Это, с одной стороны. А с другой – здесь всякие подземные коммуникации проходят, так что места очень мало. По сути, так получилось, что церковь буквально втиснули в небольшую территорию. Однако ж построили", – рассказывает отец Андрей.
По его словам, как только он получил благословение от церковного руководства – тогда Кемеровскую и Новокузнецкую епархию возглавлял Владыка Сафроний – решил не ждать и сразу начать строительство. Да только "добро" было получено в холодном феврале 2007 года.
"Очень много людей и организаций нам помогали в строительстве. Например, фундамент совсем бесплатно сделать удалось. Я договорился с несколькими компаниями, занимающимися бетоном, потом отдельно с теми, кто его возит. Одним словом, все сложилось. А опалубку для фундамента и вовсе нам делали сербы – был такой Бранко Марович. Так вот он нам очень помог. А потом работники областного МЧС с помощью специального оборудования три дня грели фундамент, чтобы он не замерз и бетон не начал крошиться", – вспоминает отец Андрей.
Кстати, появление церкви во многом связано именно с кузбасским управлением МЧС и тогдашним его руководством. Как утверждает настоятель храма, именно генерал Игорь Малый, возглавлявший в 2007 году областное ведомство, стал одним из инициаторов строительства. А вот идея сделать церковь из бревен принадлежит отцу Андрею.
"За 26 лет, что я служу, всегда приходилось делать это в каменных храмах. А я с детства мечтал именно о деревянной церкви. Такой, как на русском Севере. И вот мечта осуществилась", – отмечает священник.
Строительство церкви заняло около двух лет. Порядка пятидесяти организаций и тысячи жителей Кузбасса внесли свой вклад в это дело. Например, когда уже возведение церкви шло к завершению, вдруг выяснилось, что помещение получилось холодным. Особенно в ветреные зимние дни.
"Вроде бы уплотняли щели между бревнами, но где-то птицы выклевали, где-то просто дуло. Одним словом, даже в верхней одежде было холодно. И помню первую литургию, которую я провел в феврале 2009 года. Тогда пальцы пристывали буквально к чаше. Помню, что решить эту проблему с холодом в помещении церкви помог кемеровский предприниматель Михаил Шкуропатский. Его работники утеплили здание с помощью веревок, использовав их в качестве уплотнителя. В результате получилось не только тепло, но и красиво. Причем все это было сделано совершенно бесплатно", – рассказывает отец Андрей.
После открытия прихода одной из проблем, с которой столкнулся настоятель – это полное отсутствие необходимой церковной утвари. Из этого положения священник и его помощники выходили, как могли. Например, каждый подсвечник они делали из трех черенков от лопат и круглого основания из фанеры, в которое насыпали песок.
"Потом только у нас стали появляться полноценные подсвечники. Например, один из них подарил храму местный предприниматель. Он как-то обратился ко мне. Говорит, мол, строю небольшую хлебопекарню, хочу ее освятить. Приехал я тогда к нему, посмотрел. А там – ну совсем все бедно, только самое необходимое. Вот и сказал ему: не возьму с тебя ничего, но пообещай, что если разбогатеешь, то подари храму хороший подсвечник. Так и получилось. Когда у предпринимателя пошли дела на лад, он свое обещание сдержал", – вспоминает отец Андрей.
И таких историй, когда церкви помогали самые разные люди – у настоятеля в избытке. Например, распятие в церкви появилось после того, как пенсионерка – жительница Москвы, узнала от своей кемеровской подруги, что есть в нашем городе маленькая церковь. Она передала своей знакомой деньги, попросив ее найти мастера, который сможет изготовить большой крест. В результате женщина нашла такого человека аж в Осинниках. Когда крест был готов, она привезла его в кемеровскую церковь и передала отцу Андрею со словами "Это вам от Анны из Москвы".
Несмотря на готовность людей помочь новой церкви, и сегодня – спустя почти восемь лет после открытия – здесь нет особой роскоши, присущей большим храмам. Однако здесь более уютно как-то, камерно, если так можно сказать. Небольшая церковь, не очень много людей на службе. Многие знают друг друга, и сам священник практически с каждым по имени здоровается.
"Когда первая служба состоялась, на нее пришли всего восемь человек. Сегодня, например, в воскресную службу было более ста человек. Но по сравнению с большими храмами это немного. Тут, как говорится, кому что нравится. Если человек хочет попасть в более торжественную обстановку, то, конечно, он отправляется в большой храм. У нас тут все очень скромно. Однако ж и в нашу церковь ходят разные люди. Не только проживающие по соседству, но и из других районов города. Порой, случайно человек к нам зайдет, а потом становится нашим прихожанином", – говорит отец Андрей.
Кстати, именно благодаря тому, что приход небольшой и каждого здесь знают в лицо и по имени, то, например, когда у кого-то из прихожан случается беда или человек заболеет, то и молятся за него всем приходом.
"Вот смотрю, одна бабушка не пришла. Узнал, что приболела. Помолились за ее здравие. Это обязательно. И даже из тех прихожан, кто уже умер, мы никого не забываем. Вот Наталья умерла, Виктор умер, Варварушка умерла. Мы за каждого молимся, каждого помним", – подчеркивает отец Андрей.
…Маленькая деревянная церковь. В центре Кемерова. Никакой суеты, к которой давно уже привыкли горожане. Есть время остановиться и подумать о себе и о Боге.