Тихой сапой в областном центре произошло весьма примечательное событие, мимо которого VSE42.Ru никак не мог пройти. С чиновничьей карты города исчезла такая знаковая структура мэрии, как управление здравоохранения. Причём произошло это на самом деле как-то уж слишком тихо и почти незаметно для постороннего глаза.
На самом деле никакого особого секрета в таинственном исчезновении целой и весьма значимой структуры в городской администрации нет. Согласно федеральному закону, принятому ещё в 2011 году, все муниципалитеты в России до 31 декабря 2016 года должны были передать свои лечебные учреждения на региональный уровень. Где-то это произошло раньше, где-то – как в Кузбассе – по принципу "успеть в последний вагон". А раз нет муниципальных медучреждений, то и горздравы не нужны.
Как декларируется, подобная передача никак не отразится на рядовых пациентах, а также медицинском персонале. Более того, медучреждения, получающие деньги на жизнь за счёт средств обязательного медицинского страхования, – так и будут это делать. И вовсе не важно, кому подчиняется главврач: начальнику горздрава или департаменту охраны здоровья населения (ДОЗН). Как это будет в реальности – покажет время.
Но сразу стоит сказать, что, несмотря на формальную зависимость исключительно от количества обслуживаемых пациентов и качества медицинских услуг – за что и полагаются деньги ОМС, – как ни крути, а хозяин (то есть муниципалитет) всегда старался тем или иным способом поддерживать собственные больницы. Соответственно, теперь таким заботливым отцом должен стать ДОЗН, у которого и без городских учреждений забот хватает – с областными учреждениями здравоохранения. А тут теперь ещё и "пополнение в семье". Ни денег, ни (формально) людей в структуре департамента ни прибавится.
С другой стороны, что бы ни говорили про армию чиновников, а каждый из них – это конкретный человек. Что касается горздрава – это часто ещё и специалист с медицинским образованием. Куда все эти высвобожденные люди – только в Кемерове несколько десятков человек – пойдут работать? Само собой, как видится, никто особо думал. Насколько известно, каждый сотрудник кемеровского горздрава искал себе работу самостоятельно. Кто-то пристроился так же – по чиновничьей стезе. Кто-то – вернулся к азам – в больницы и поликлиники, благо востребованность медицинских специалистов велика. А кто-то до сих пор находится в активном поиске – непыльной работы на рынке не густо.
И не то, чтобы было очень жаль чиновников – жаль людей, которые по много лет отработали на ниве городского здравоохранения и были, справедливости ради, часто полезны жителям города.
В настоящее время вместо горздрава осталась лишь ликвидационная комиссия, которую возглавляет экс-исполняющий обязанности начальника управления Ольга Рытенкова. Как сообщил сотрудник городской администрации, хорошо знакомый с ситуацией, работа комиссии может продлиться до полугода. То есть к марту-апрелю 2017 года от бывшего горздрава не останется ничего, даже комиссии.
Кстати, что касается того самого федерального закона, предусматривающего передачу медучреждений на уровень региона. Оказывается, закрытие горздравов – это не единственный способ очередного реформирования муниципальной медицины. Например, насколько стало известно редакции, в Новокузнецке почему-то пошли другим путём. Здесь горздрав будет филиалом областного департамента. Соответственно, специалистов городского здравоохранения удастся, может быть, в усечённом виде, но всё-таки сохранить.
Ну и ещё немного о передаче медучреждений с муниципального на региональный уровень. Любой, кто скажет, что это для рядовых пациентов ничего не меняет, скорее всего, понимает, что это не совсем так.
Когда конкретный пациент обращался с какой-то проблемой в управление здравоохранения города – это была одна ситуация. Пусть обращалось много людей – но и горздрав занимался локально этими проблемами, только городскими больницами и поликлиниками.
Смогут ли сотрудники областного департамента быть аналогично отзывчивыми при том, что количество обращений в адрес ДОЗН возрастет кратно? А такой рост абсолютно неизбежен, поскольку муниципальных управлений здравоохранения, которые были в некотором роде фильтром по отсеву части обращений, попросту не останется в природе.
Можно сколь угодно много говорить о великолепных человеческих качествах сотрудников ДОЗН, но в то, что они, оптимизировавшись, смогут без увеличения штатной численности качественно закрыть существующую потребность в работе с населением, верится с трудом.
Ну и как говорится, на горькое. Сокращение муниципальных управлений здравоохранения – это, похоже, далеко не конец медицинского реформирования. Как поговаривают осведомлённые источники, грядёт ещё одно сокращение. На этот раз в самих лечебных учреждениях. Причём пока непонятно, как оно будет (если все-таки будет) проходить. То ли в чётко заданные сроки, то ли вяло текущей волной.
В любом случае, подобная кампания по оптимизации и без того оптимизированной (в плане возможности получения адекватной и условно бесплатной – за счёт ОМС) медицины неизбежно приведёт к не самым лучшим последствиям.
В некоммерческой медицине – сельской и городской, а теперь уже областной – и без того зияет огромная кадровая брешь. Казалось бы, куда ещё больше? Но в бесплатной медицине уже ничему удивляться не приходится. И при новой оптимизации могут начать сокращать и без того перегруженных врачей. Тогда бесплатная медицинская помощь станет ещё более недоступной, и качество её начнёт вызывать ещё больше вопросов и претензий. Если оптимизация коснётся среднего и младшего медперсонала – "рабочих лошадок" медицины – медсестёр, или санитарок, к проблемам здравоохранения добавятся ещё и совсем пустые процедурные и грязь в больничных палатах и коридорах.
Само собой, вести речь о сокращении руководящего состава тоже можно, но это, как водится, в последнюю очередь. Хотя и такой сценарий не исключён и даже представляется весьма вероятным. По одной из версий, высказанных в чиновничьих кулуарах, всерьёз рассматривается возможность очередного (потому что подобное уже случалось) объединения лечебных учреждений.
За счёт этого как раз и удастся сэкономить на главврачах и прочих руководителях от медицины. Что, кстати, вполне укладывается в общую канву сокращения бюджетных расходов. А, если учесть, что отдельные главврачи получают куда больше, чем даже самый профессиональный терапевт, отоларинголог или хирург, то и экономия может оказаться весьма значительной. Лишь бы не как всегда…
Кстати, в подтверждение последней версии говорит тот факт, что Коллегия администрации Кемеровской области опубликовала недавно распоряжение о реорганизации Кемеровского областного клинического кожно-венерологического диспансера и ряда аналогичных медучреждений в городах Кузбасса путём слияния.
Новое учреждение получило название "Областной клинический кожно-венерологический диспансер". У него будут структурные подразделения в Анжеро-Судженске, Юрге, Ленинске-Кузнецком, Белове, Прокопьевске, Новокузнецке и Осинниках.
Уточняется, что основные цели и виды деятельности реорганизуемых учреждений сохранятся в прежнем виде.