Резкий рост нештатных ситуаций на шахтах Кемеровской области, вызванных аварийными отключениями электроснабжения, заставил заговорить профессионалов о "системной ошибке" в организации работы этих опасных предприятий.
Какие решения для предотвращения аварий на угледобывающих предприятиях будут разработаны и сколько они будут стоить, выяснил корреспондент VSE42.Ru.
Специалисты, в том числе представители угледобывающих предприятий, энергокомпаний, Ростехнадзора, а также ВостНИИ, единственного в России института, занимающегося безопасностью при угледобыче, пришли к выводу, что кузбасские шахты находятся под постоянной угрозой отключения от энергоснабжения. Что неизбежно приводит к нештатным ситуациям на этих опасных производствах, в том числе с риском для жизни людей.
Как рассказал сайту заместитель руководителя Сибирского управления Ростехнадзора Александр Мироненко, в последнее время значительно увеличилось количество аварийных отключений шахт в частности и угледобывающих предприятий в целом.
"Например, минувшим летом в течение непродолжительного грозового периода было зафиксировано несколько таких отключений. Разумеется, с такой ситуацией нельзя мириться, мы не можем настолько зависеть от природных факторов", – сказал Александр Мироненко.
По его словам, необходимо провести тотальный технический аудит шахт региона, чтобы выявить наиболее слабые места в плане энергоснабжения.
Горькая ирония состоит в том, что буквально накануне совещания, на котором обсуждались проблемы энергобезопасности, произошла крупная авария на высоковольтной линии электропередач "Томь-Усинская ГРЭС – Мысковская 1-2", снабжающей потребителей на юге области.
В результате без электроснабжения остались более 54 тысяч человек в 35 населённых пунктах. В том числе жители Междуреченска и Мысков. Но это ещё полбеды. Также "погасли" пять шахт: "Ольжерасская-Новая", "Коксовая", "Шахта им. Ленина", "Сибергинская" и "Распадская". При этом три последние – это предприятия по добыче угля. Как следствие, в момент аварии под землёй находились люди. В результате 372 шахтёра были эвакуированы.
Ещё один момент, на который стоит обратить внимание. Как сообщил представитель Ростехнадзора на состоявшемся совещании, сразу после отключения вентиляции шахты концентрация метана как минимум в одной из шахт начала резко расти, достигнув опасных величин.
Анализируя обстоятельства крупного ЧП, последствия которого устранялись почти сутки, источник в надзорном ведомстве на условиях анонимности рассказал корреспонденту VSE42.Ru, что, по основной версии, которой сейчас придерживаются специалисты, авария на сетях произошла из-за резко возросшей нагрузки на линию "Томь-Усинская ГРЭС – Мысковская 1-2".
"Дело в том, что потребители, в том числе шахты, получают электроэнергию по двум воздушным линиям. Однако в тот момент, предположительно, вторая линия была выведена из эксплуатации в связи с плановыми ремонтными работами. Более того, как утверждают представители сетевой компании, потребители были уведомлены об этом. Соответственно, логично было в данной ситуации снизить энергопотребление на предприятиях, чтобы избежать перегрузки на оставшейся ВЛ (воздушной линии – прим. автора). Возможно, именно нарушение этого пункта и стало причиной выгорания провода на пяти пролётах ЛЭП. Однако это пока только версия, и она будет ещё проверяться", – сказал собеседник сайта.
В то же время руководитель кузбасского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением Сибирского управления Ростехнадзора Виктор Бродт сообщил на совещании, что состояние ВЛ "Томь-Усинская ГРЭС – Мысковская 1-2" вызывало тревогу надзорного ведомства, поскольку "эксплуатировалась с 1964 года без проведения реконструкции".
Судя по всему, специалисты в сфере угледобычи и смежных отраслей всё-таки решили всерьёз заняться проблемой надёжности энергоснабжения шахт. По крайней мере, косвенно об этом говорит тот факт, что к ней привлекли учёных – сотрудников ВостНИИ.
Как рассказал корреспонденту VSE42.Ru генеральный директор АО "НЦ ВостНИИ" Юрий Филатов, проблема носит характер "системной ошибки". Что приводит, по его словам, порой к совершенно немотивированным внешними факторами авариям. Так, "только за неделю июля произошло пять "погашений" шахт, хотя никаких факторов риска для этого вроде бы не было".
"Мы проанализировали ситуацию и пришли к выводу. Что, начиная с 1967 года, все аварии, в том числе со смертельными случаями… на первое место вышла такая причина, как нарушение энергоснабжения. По крайней мере, как причина возникновения предаварийной ситуации, в том числе затопления шахт, загазирования и так далее", – сказал Юрий Филатов.
По словам Филатова, проблема, или "системная ошибка", в настоящее время состоит в том, что схемы энергоснабжения шахт и разрезов не соответствуют современным требованиям, потому что в большинстве своём проектировались в последней трети прошлого века.
"Это всё необходимо актуализировать, чтобы понять, что именно требуется сделать, сколько вложить, чтобы построить новые подстанции, новые ветки линий электропередач, установить новое сетевое оборудование, способное при выходе из строя одной ЛЭП за сотые доли секунды переключить потребителей на резервную линию", – сказал Юрий Филатов, уточнив, что в идеальной ситуации любая нештатная ситуация, например, обрыв проводов на ЛЭП, для потребителя должна пройти незамеченной именно благодаря практически моментальному реагированию автоматики.
Кроме того, по его словам, необходимо в обязательном порядке производить расчёт перспективного энергоснабжения на вновь вводимых шахтах. Что предполагается сделать ещё на стадии получения лицензий на новые предприятия.
"Думаю, что создаваемой группе специалистов, в которую войдут наряду с угольщиками представители Ростехнадзора, наши сотрудники, энергетики, предстоит проработать как минимум год, а осенью будущего года можно ожидать, что нам удастся разработать конкретные предложения и выйти с ними на правительство России. Соответственно, можно надеяться, что эти предложения будут учтены при подготовке федерального бюджета на 2018 год", – подчеркнул Юрий Филатов.
По его словам, в результате разработанных предложений можно будет оценить необходимый размер инвестиций. Единственный вопрос, который пока остаётся неразрешённым – кто будет платить?
В условиях, когда цена на уголь на мировом рынке значительно упала, едва ли угольщики готовы вкладывать в надёжность энергоснабжения своих предприятий серьёзные инвестиции. С другой стороны, энергосетевые предприятия, занимающиеся эксплуатацией ЛЭП, направляют на ремонт и реконструкцию сетей исключительно деньги, полученные из тарифа. То есть, как предполагается, чем выше тариф, тем больше ремонтов смогут сделать сетевики. Однако и по такому пути власти вряд ли пойдут. Оно и понятно: высокий тариф вызовет негативную реакцию у потребителей, в том числе у населения региона.
Тем не менее выход, по словам Филатова, всё-таки есть.
"Например, необходимые инвестиции можно получить следующим образом. Половину или какую-то другую часть денег может выделить государство, оставшуюся долю угольщики возьмут на себя. В результате будут построены объекты электросетевой инфраструктуры, собственность которых может быть как сетевым организациям, так и остаться на тех же угольщиках. В любом случае, это детали. А главное – это понять что и как нужно делать", – сказал Юрий Филатов.
По его словам, Кузбасс станет пилотным проектом, на котором будут отработаны способы решения проблемы надёжности энергоснабжения угольных предприятий. В дальнейшем полученный опыт планируется распространить на другие угледобывающие регионы России.