Уголь как искусство: кузбассовец превращает горючий камень в неповторимые скульптуры

В кемеровском музее-заповеднике "Красная Горка" открылась персональная выставка угольных скульптур топкинского мастера Игоря Суворова. Среди 25 экспонатов – медведи, паровозы, гномы и серьёзные работы, посвящённые шахтёрскому труду, из личной коллекции автора.

Корреспонденты VSE42.Ru пообщались со скульптором о "грязном деле" и узнали, насколько трудно справляться с углём как с материалом, в каких точках планеты есть работы талантливого жителя региона и что для него значат шахтёрские слёзы.

Горючий камень для Игоря Ивановича, единственного резчика из этого материала в России, перестал быть просто топливом для печи в собственном доме с 2005 года. Тогда мастер-самоучка, который уже с 10 лет изготавливал фигуры из пенопласта, бетона, металла и дерева, случайно попробовал вырезать скульптуру из угля, позже ставшего любимым материалом: "он тёплый – с ним приятно работать".

– Мне, честно говоря, не хватило смелости спуститься в шахту, но захотелось хотя бы немного прикоснуться к этой профессии. В Белове каждый год проходит конкурс "Шахтёрский характер", там одна из номинаций – "Скульптура из угля", вот я и решил попробовать. Занял первое место, потому что был единственным участником. Уже два года не ездил туда: надоело, наверное, организаторам меня одного приглашать и давать одни и те же награды, – смеётся Игорь Суворов. – Конечно, сейчас уголь не кажется мне таким хрупким, как раньше: он перестал сильно разваливаться в руках. Бывало так раскалывался, что готовую работу выкидывал. Теперь уже такого не происходит: он уже сам слушается меня. Нужно прежде всего понять материал, залезть в его "душу".

Когда Игорь Иванович заказывает уголь, у него всегда спрашивают: "Вам на растопку или как обычно: главное – чтобы крупные куски?". В последнее время мастер предпочитает для работы "чёрное золото" с Волковского пласта разреза "Черниговец", из которого можно резать абсолютно всё. Единственный его недостаток, по словам умельца, – у него нет "красоты угля".

– На некоторых работах я оставляю необработанные сколы, чтобы придать скульптуре естественность. А здесь нет таких прослоек, и это обидно. Иногда вынашиваю в голове мысль и нахожу под неё камень, бывает – наоборот. Иногда смотрю на кусок угля, и он сам подсказывает идею, а ты просто чуть-чуть помогаешь ей проявиться. Сейчас заказы – мой основной заработок, но я не выполняю их только ради денег. Для меня каждая работа – запоминающаяся, необычная, во все скульптуры я вкладываю душу, чтобы потом не было стыдно. Сколько их у меня – не знаю, но сотни две-то точно есть. Весёлых историй много уже было. Например, мне заказали метровую Варвару (святая великомученица, покровительница шахтёров – прим. ред.), но забыли, что куб угля весит 1.300 килограммов, а сама скульптура вышла на 250. Четыре мужика её кое-как вынесли из мастерской, так же – загрузили. Потом мне рассказывали, что скульптуру дарили на тележке. Некоторые действительно думают, что уголь – лёгкий, но это совсем не так, – делится Игорь Суворов.

За годы работы с горючим камнем у скульптора появились свои секреты: например, Игорь Иванович никому, кроме детей, не рассказывает о содержимом состава, которым покрывает свои работы.

– В принципе, пропитывать можно чем угодно (лаком или жидким стеклом), но получается то какой-то блеск, то чрезмерная матовость. Я вот сам придумал нечто, после чего у угля остаётся естественный цвет. Я, в принципе, не против делиться опытом и обучать других, только никто не хочет таким заниматься. Это очень "грязное дело": я уже лет семь почти не чувствую запахи. Вот, например, долго уголь не резал, подлечился, пошёл в лес, а там трава так вкусно пахнет, так хорошо! Потом сделал 15 паровозов на заказ, поехал снова в лес, а запаха этого уже нет, – рассказывает Игорь Иванович.

По словам топкинского мастера, время изготовления скульптур варьируется от суток до нескольких лет.

– Например, на выставке есть композиция "Мы ждём тебя", которая делалась четыре года. Вместе с "Обвалом", посвящённым трагедии на "Ульяновской", где изображён шахтёр с придавленными ногами, эти две работы объединены одной трагедией. Все мои работы посвящены шахтёрам, даже если я режу какого-то весёлого человечка. Однажды на ярмарке подошёл горняк, который 40 лет отработал в профессии, купил одну работу, ну мы и разговорились. Я догнал его и подарил ещё одну, а у него слёзы на глазах были. Вот это – настоящая оценка моего труда…

Сейчас Игорь Иванович делает заказ на Сахалин, также его работы уже "живут" в Москве, Великобритании и Италии. К берегам Средиземного моря, по словам скульптора, уехал "очень хитрый заказ", которым все остались довольны: руководитель шахты, приезжавший в Кузбасс вместе с женой, попросил в короткие сроки изготовить фигуру медведя и два портрета.

Что же касается экспозиции "Одушевлённый уголь" на "Красной Горке", то здесь Игорь Иванович показывает свои работы посетителям музея-заповедника уже во второй раз.

– Первая персональная выставка Игоря Суворова прошла в 2009 году, и его произведения стали очень интересными для кемеровчан и гостей музея. В августе этого года нас посетят порядка шести тысяч человек. Скульптуры увидят Герои Кузбасса, главы городов и районов, угольных предприятий, а также 40 пар молодожёнов, которые зарегистрируют здесь свой брак перед Днём шахтёра, – отметила директор музея-заповедника Наталья Шелепова.

– Пять лет назад, после того как прошла выставка, я подарил "Красной Горке" бюст Волкова по собственному желанию. Когда я его вырезал, на тот момент мне показалось, что это одна из лучших моих работ. Я сразу хотел преподнести символичный подарок, ведь здесь впервые обнаружили уголь, здесь началась угольная история. Сейчас в музее в качестве экспоната находится моя самая первая скульптура – "Хозяюшко горючего камня": так называемый шахтовый домовой. Есть здесь и автобиографическая фигура "Трудное детство": мама воспитывала меня одна, и ей трудно было уследить за маленьким хулиганом, – улыбается Игорь Суворов.

Эти и другие работы можно увидеть на "Красной Горке" ещё несколько месяцев: до октября они точно будут находиться в выставочном зале музея.

Фото: Александр Патрин, Максим Серков (VSE42.Ru)
Автор:
Комментарии для сайта Cackle