Кузбасс: поэтический взгляд со стороны

Кузнецкая земля воспета во множестве стихотворений. Безусловно, малая родина – едва ли не главная тема произведений поэтов Кемеровской области. Вместе с тем приятно вспомнить: Кузбасс привлекает не только наших художников слова и встречается в строках поэтов, чьи голоса гремят на весь мир.

Маяковский

Даже сегодня каждый новокузнечанин помнит если не наизусть, то хотя бы про существование "Рассказа Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка", принадлежащего перу не нуждающегося в эпитетах Владимира Маяковского.

Впервые стихотворение опубликовано в 1929 году в московском журнале "Чудак". Кстати, Иулиан Хренов – персонаж вполне реальный: участник строительства Кузнецкого металлургического комбината и – скорее, по приятному совместительству – знакомый Маяковского.

Другой его знакомый – художник Николай Денисовский вспоминает о "предыстории" стихотворения: "С Иулианом Петровичем Хреновым я познакомился на квартире у Маяковского, который его очень любил. Маяковский ценил его энтузиазм, безграничную энергию и преданность порученному делу... Хренов возвратился только что из Кузбасса и рассказал очень интересно о героических делах людей Кузнецкстроя". Увлечённый Маяковский переложил рассказ друга в новый ритм и рифму.

Этот ритм и рифма дошли даже обратно до Кузнецка. Краевед Борис Челышев приводит цитату выдающегося металлурга и главного инженера Кузнецкстроя (с 1929 по 1937 годы) Ивана Бардина: "Мне хочется... отметить, что уместное участие литераторов приносит большую пользу. Так, поэт Маяковский в самые, быть может, тяжелые времена жизни Кузнецкстроя, в момент, когда приехавшая на строительство первая комиссия "распушила" нас в пух и прах, написал свой "Рассказ о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка"... Этим он поддержал наш дух, и мы продолжали начатое дело и считали его самым главным в осуществлении нашей мечты".

По небу тучи бегают, дождями сумрак сжат,

под старою телегою рабочие лежат.

И слышит шепот гордый вода и под и над:

"Через четыре года здесь будет город-сад!"

Темно свинцово ночие, и дождик толст, как жгут,

сидят в грязи рабочие, сидят, лучину жгут.

Сливеют губы с холода, но губы шепчут в лад:

"Через четыре года здесь будет город-сад!"

Свела промозглость корчею – неважный мокр уют,

сидят впотьмах рабочие, подмокший хлеб жуют.

Но шепот громче голода – он кроет капель спад:

"Через четыре года здесь будет город-сад!

Здесь взрывы закудахтают в разгон медвежьих банд,

и взроет недра шахтою стоугольный "Гигант".

Здесь встанут стройки стенами. Гудками пар, сипи.

Мы в сотню солнц мартенами воспламеним Сибирь.

Здесь дом дадут хороший нам и ситный без пайка,

аж за Байкал отброшенная попятится тайга".

Рос шепоток рабочего над темью тучных стад,

а дальше неразборчиво, лишь слышно – "город-сад".

Я знаю – город будет, я знаю – саду цвесть,

когда такие люди в стране в советской есть!

Ахмадулина

Не менее известная фигура отечественной поэзии ХХ века – Белла Ахмадулина нашла вдохновение уже немного севернее Кузнецка.

В 1960-м поэтесса с отличием окончила Литературный институт, хотя до этого имело место даже отчисление – за отказ поддержать травлю нобелевского лауреата Бориса Пастернака. Главный редактор "Литературной газеты" Сергей Смирнов на всякий случай посоветовал Ахмадулиной отправиться в Сибирь – так Кемерово ненадолго обрело внештатного корреспондента самой "Литературки".

Чуть позже столица Кузбасса легла в строчки внешкора – не репортажем, а стихотворением. Забавно, что произведение о Кемерове вошло в поэтический сборник 1977-го "Сны о Грузии" – хотя написано стихотворение намного раньше, а возникающие вопросы из области географии оставим как непрочитанную задумку яркой "шестидесятницы".

К нам города чужие строги
и словно замкнуты в себе,
пока мы озираем стройки,
не ведая о их судьбе.

Со смутным чувством одиноким
прошла я на исходе дня
сибирским городом далёким,
и он не замечал меня.


В свои заботы и заводы
он был глубоко погружён.
Дома, деревья и заборы
мне нехотя доверил он.

Он восходил дымами в небо
и мне свободу даровал,
и всё же сумрачно и немо
смотрел и мне не доверял.

Но вот взошла я на пригорок
над Томью, и, вздохнув легко,
мне вдруг открылся этот город
доверчиво и далеко.

Велик он был. Но кто начало
его воздвиг, разбил жильё?
О Кемерово, что означало
издревле прозвище твоё?

И так взволнованно, пристрастно,

как будто город был моим,
оглядывала я пространство,
могуче занятое им.
 

И город тот, меня проверив,
гудел, дымил, мерцал огнём.
Он величав и был приветлив,
и мне не позабыть о нём.

Юрский

Сергей Юрский без сомнений известен зрителю. Однако восхищаться его, как оказывается, многогранным талантом имеет право и читатель.

Народный артист не только пишет стихи, но ещё и хорошо их знает: творческие вечера Юрского редко обходятся без мастерски подаваемых Мандельштама, Пастернака, Бродского, переводов Бернса и Гейне. Теплота отношений с Пушкиным и вовсе впечатляет: Юрский наизусть знает за сотню стихотворений и самого "Евгения Онегина" – достижение, которым даже в филологической среде может похвастать не каждый.

Собственные сочинения, часть из которых написана в прозе, Юрский заключил в шесть книг – вполне возможно, список этот скоро пополнится. Одна из них – "Жест: Стихи, стихи, стихи и немного прозы" вышла в 1997 году и для нас особо интересна. Отдельным городам и весям, где довелось побывать артисту, в этой книге посвящён цикл "Ритмы дороги" – который, между прочим, содержит строки о Кемерове.

Здесь всюду уголь, уголь, уголь
В земле и небе. Между тем
Помалу день пошёл на убыль.
Год увеличивает темп.

Здесь протекает речка Томь,
И чернотрубые заводы
Вздымают сотни тысяч тонн
Туманной гари к небосводу.

Ещё не видно желтизны
В тугих зелёно-пыльных клёнах,
Но в этих розах воспалённых
И в георгинах утомлённых
Уж нету свежести весны.

Весна ушла, не воротить.
Не будем лето торопить.

Гребенщиков

Напоследок не грех вспомнить и стихи, талантливо положенные на музыку. Благодаря творческим усилиям Бориса Гребенщикова "Человека из Кемерова" напевают даже те, у кого совсем нет знакомых из наших краёв.

Песня "Человек из Кемерова" вышла вместе с шестнадцатым альбомом группы "Аквариум" "Песни рыбака" в 2003 году. Автор слов и музыки – неизменно сам БГ.

Поводом к написанию, как рассказывал Гребенщиков на одном из концертов, стал слух – причём совсем не музыкальный. В начале нулевых религиозные фанатики кричали о том, что в Кемерове родился необычный мальчик – земное воплощение Будды. "Весь смысл песни "Человек из Кемерова" сводится к тому, что было бы, если бы этот мальчик и вправду оказался высшим существом, достигшим просветления", – комментирует строки автор.

У меня были проблемы;

Я зашел чересчур далеко;

Нижнее днище нижнего ада

Мне казалось не так глубоко,

Я позвонил своей маме,

И мама была права –

Она сказала: "Немедля звони

Человеку из Кемерова".

 

Он скуп на слова, как де Ниро;

С ним спорит только больной.

Его не проведешь на мякине,

Он знает ходы под землей.

Небо рухнет на землю,

Перестанет расти трава –

Он придет и молча поправит все,

Человек из Кемерова.

 

Адам стал беженцем,

Авель попал на мобильную связь,

Ной не достроил того, что он строил,

Нажрался и упал лицом в грязь;

История человечества

Была бы не так крива,

Если б они догадались связаться

С человеком из Кемерова.

 

Мне звонили из Киева,

Звонили из Катманду;

Звонили с открытия пленума –

Я сказал им, что я не приду.

Нужно будет выпить на ночь два литра воды,

Чтоб с утра была цела голова –

Ведь сегодня я собираюсь пить

С человеком из Кемерова.

Давно и не нами замечено, что творчество живёт без границ. Его всеохватывающая сила, бравшая начало даже за много вёрст от наших мест, зацепила и Кузбасс – так, что с лесенки Маяковского рукой подать до высшего просветления "Аквариума". Нет никаких сомнений, что наш край ещё не раз отзовётся в новых стихах – своих и не только.

Автор текста:: Роман Кириченко
Фото:: соцсети, Google.Images, VSE42.Ru
Комментарии для сайта Cackle